Долгова Любовь Ивановна — начальник управления по капитальному строительству и ремонту мэрии г. Череповца. Работает в должности с 2003 года (почти с самого создания управления). Утверждает, что «работа эта не женская», но ей нравится. По словам самой Любови Ивановны, они с работой нашли друг друга. Ярко выраженного хобби, в связи с отсутствием времени, нет. Но, тем не менее, Любовь Ивановна очень любит поэзию, театр, иногда даже ездит к друзьям в Санкт-Петербург или Москву, чтобы посетить какую-нибудь театральную премьеру.
— Любовь Ивановна, в связи с любовью к театру главный объект прошлого года — Камерный театр, наверное, один из любимых… — Есть такие объекты, которые на душу ложатся… Камерный театр — один из них. Очень интересная реконструкция с профессиональной точки зрения. Смотришь, как люди строили сто лет назад, чем-то восхищаешься, где-то находишь ошибки, ищешь пути их решения… Очень нестандартная работа. («Моя работа очень сложна тем, что с людьми приходится работать. Мне проще самой сделать, чем кого-то заставить. Но приходится себя где-то даже ломать и заставлять людей работать…)
— В этом году у нас в городе огромное количество строящихся и ремонтируемых объектов. Такое ощущение, что город отстраивается заново… — Город действительно отстраивается заново… Лет 15 – 20 у нас был большой провал в развитии городского хозяйства, а этого допускать нельзя. Ведь сфера строительства — это как большой маховик, если его раскрутить, то потом к нему притягиваются все сферы материальных и людских ресурсов. Но при этом его надо все время крутить. Если остановишься, даже на день — два, уже становится сложно работать, а мы на несколько лет остановились. Естественно, пришлось, по сути, все начинать заново. А это означает — огромное количество подготовительных работ. Все то, что мы сейчас строим, мы начали готовить с 2003 года… Сейчас у нас, конечно, хорошие темпы. Причем, мы затронули глобальные вопросы. Яркий пример — генплан. Это базовый документ развития города, который мы приняли в 2005 году. Между прочим, одними из первых в России. Конечно, критикуют его многие: и жители города, и журналисты… И это правильно. Совершенного документа нет. Жизнь ведь постоянно вносит коррективы. Но то, что у нас есть направление, основной вектор развития, это очень большой плюс. Однако, генплан у нас принят до 2020-го года. И чтобы продолжать наращивать объемы строительства, нам надо уже сегодня думать, как будем работать в будущем… Ведь даже по нынешнему генплану у нас в городе видны глобальные проблемы по электроснабжению, по теплоснабжению, газу… Конечно, эти вопросы не в компетенции города, но документы-то должен готовить город…
— Любовь Ивановна, какие строительные работы, выполняемые в этом году в Череповце, можно выделить? — В этом году мы продолжаем проектирование сетей в Зашекснинском районе, продолжаем строительство дорог… Мы, кстати, даже в трудные времена старались их хотя бы ремонтировать, поддерживать в должном состоянии. Первую дорогу, которую мы в УКСИРе, построили была улица Молодежная. Это было в 2003 году. В этом же году появилась новая улица Сталеваров. С тех пор мы строим две дороги в год. Я для себя решила — это минимум, чтобы город развивался, надо строить две дороги в год. Вэтом году — это улицы Любецкая и Городецкая. В прошлом, к сожалению, была только одна улица — Батюшкова. Но надо понимать, что строительство целиком зависит от параметров городского бюджета.
— А реконструкция моста через Ягорбу — серьезный объект? — То, что мы мост начали строить, это громадный шаг вперед для города… Но еще более важно то, что мы в этом году выполнили предпроектные разработки по мосту через Шексну.
— Что значит предпроектные разработки? — Первоначальная оценка стоимости. Мы попытались просчитать по аналогам
сколько будет стоить мост, и немного, кстати, ошиблись… у нас получилось
— Мост через Шексну — проект какого года? — Мы рассчитываем на 2020-й, и все рассчитывают, как можно быстрее. Но уже
сейчас понятно, что городу с областью этот проект не потянуть. Поэтому
— Строительство жилья в этом году в планах города значится? — Я считаю очень серьезной работу, ту, за которую нам не стыдно — это работа по расселению ветхого жилого фонда. Нам повезло, у нас город молодой, но даже у нас такого жилья немало. Хотя мэр неоднократно говорил, что мы единственный город в России, который позволяет расселять такие дома, которые мы сейчас расселяем. Нельзя, конечно, сказать, что они не ветхие, безусловно ветхие, но есть в России города, где ситуация намного хуже, та же Вологда, например. Поэтому то, что мы в этом году сдаем 160 квартир, это очень хорошо. Я опять же для себя определила по 80 — 100 квартир в год по этой программе сдавать, и главное, опять же, не останавливаться. Чтобы этот вопрос не остро стоял, а двигался. Потому что время идет, дома стареют, и расселять всегда найдется кого. Мы, кстати, по этой программе работаем на перспективу, у нас уже сейчас есть проекты еще двух домов. Я надеюсь, что бюджет нам позволит продолжать расселение ветхого и аварийного жилого фонда… Ну и капитальные ремонты, мы тоже делаем… хотя и по минимуму, но мы ремонтируем. В этом году женскую гуманитарную гимназию делаем. Вообще, по школе в год мы стараемся делать… По больницам пусть не полностью, но мы их тоже постоянно ремонтируем…
— Любовь Ивановна, а что насчет перекрестка улицы Первомайской и проспекта Победы. Чиновники говорят, что это уникальный для города проект и такого никогда не делали… — (Улыбается) На самом деле делали, хотя многим горожанам, наверное, уже забылось. Когда строили развязку, которая по улице Сталеваров проходила, был очень сложный перекресток через Металлургов… Но перекресток Первомайская — Победы действительно непростой. Понимаете, просто положить асфальт — сложности не представляет. Закрыли бы на несколько дней и все сделали. А то и без закрытия что-нибудь придумали… Как, например, привокзальную площадь, мы же там движение не закрывали, нашли возможность частями сделать. Сложность вся в том, что под перекрестком большое количество сетей, многих из которых вообще нет на схемах. И если натыкаешься на неизвестные трубы, приходится продолжать работы по их раскопке вручную. Ведь никто не знает, используются они или нет. Кстати говоря, водопровод, который там порвался, — это еще полбеды, он ведь оказался совсем не там, где его искали изначально. Строители откапывали его вручную, чтобы не порвать, а он порвался из-за ветхости. В принципе, Водоканалу повезло, если бы мы его не начали откапывать, он бы, скорее всего, все равно этим летом порвался, и его пришлось бы откапывать в авральном порядке. Поэтому ветхость и большое количество сетей — главная сложность этого перекрестка, ведь даже несмотря на большую стоимость работ (100 миллионов рублей) многие строители отказывались браться за работу.
— Но эта работа стоит таких затрат? — Безусловно, тем более что мы взялись за реконструкцию моста через Ягорбу. Каждому понятно, что нет смысла ликвидировать одну пробку и тут же утыкаться в другую… Это элементарная логика, нам необходимо просчитать всю магистраль.
— Любовь Ивановна, качество строительства сегодня на каком уровне? Жалоб много? — Жалобы всегда есть, другой вопрос — объективные или нет. А качество… Понимаете,
сейчас в строительстве очень интересная ситуация — в советские
— Как это? — Ну, вот, к примеру, решила я заниматься производством пластиковых окон. Так вот, все нормы их производства и установки я должна разработать сама, и утвердить либо купить их у компании разработчика. А вот единых строительных норм нет поэтому говорить о качестве сложно и контролировать его тоже.
— Получается, каждый должен контролировать сам себя? — Да. К сожалению, сегодня государство контроль за качеством отдало в частные руки. За все отвечают заказчик, застройщик и подрядчик, которые чаще всего существуют в одном лице. Так что посудите сами, что получается, если человек, каким бы он хорошим специалистом не был, сам у себя принял дом… К тому же объекты под застройку сегодня по закону необходимо отдавать только через аукцион. Это значит, что организации, чтобы взяться за работу, должны снижать ее стоимость, по сравнению с ценой конкурента. Даже у нас уже был случай, когда цена лота была снижена на 50 процентов. Ну, посмотрим, что получится.
— А за счет чего строительная компания на аукционе может снижать цену работ? — За счет снижения затрат на материалы, зарплату, использование механизмов и накладных расходов, но это около 30 процентов — максимум. А если человек снижает ценник на 50 процентов, значит, уже надо думать — где он сэкономит. Ну, естественно, он не возьмет квалифицированного рабочего, он привезет гастарбайтера неизвестно какой квалификации. Он привезет материалы контрафактные — очень много сейчас подделок материалов. При этом документы предоставят какие угодно. А отсюда и складывается качество.
— То есть никакого контроля за стройкой сегодня со стороны государства не осталось? — Нет, осталось. По-прежнему, существует экспертиза проекта, без которого нельзя строить. Есть контроль управления архитектуры. Без его разрешения на строительство, на ввод в эксплуатацию объект использовать нельзя. И есть еще строительная инспекция, которая пускай выборочно, может по жалобам, но проверяет строителей.
— Любовь Ивановна, и все же в Череповце есть серьезные проблемы с качеством строительства жилья? — Ну благодаря тому, что у нас в городе в большинстве своем работают подрядчики, которые трудятся еще с советских времен, которые дорожат своей репутацией, благодаря этому у нас больших проблем с качеством пока не было.
— Строительство как отрасль сегодня развивается стремительно. Дефицит кадров ощущается? — Сегодня дефицит кадров громадный! Причем людей не хватает на всех уровнях — не хватает прорабов, не хватает маляров, не хватает штукатуров. Мне даже строители рассказывали, что приходится иногда отказываться от работы, денежной работы, потому что нет профессионалов, которые могли бы ее сделать быстро и качественно. Да что там говорить, если в 2003-м году устроится на строительную организацию выпускникам вузов было сложно, то сегодня их разбирают на третьем курсе.
— Любовь Ивановна, а какая молодежь приходит в отрасль? Толковая? — Ту молодежь, что я встречаю на стройке, — неплохая. И учат их не хуже,
чем нас. Вот только многие стремятся перескочить по карьерной лестнице через
ступеньку, а то и выше. Я считаю, в строительстве всегда надо поработать мастером,
чтобы понять, как работать. Но я считаю, что в строительстве
— Скоро День строителя. Он в этом году особенный. Череповецкий строительно-монтажный комплекс отмечает 60-летие. Вы отмечать будете? — Со всем строительным комплексом. День строителей — это святое. Я праздники не очень люблю, но два праздника отмечаю — Новый год и День строителя.
— А как отмечаете? — По разному, но всегда с коллективом. Вот Ледовый дворец в позапрошлом году
построили, финны нас на теплоходе катали…В прошлом году на природу
— Любовь Ивановна, у вас должность руководящая, а сами вы можете строительным инструментом пользоваться… мастерком, например? — (Улыбается) Я вообще-то свою карьеру на стройке начинала по специальности каменщика… так что умею. И какую-нибудь не очень ответственную кладку положить смогу. А вообще в нашей жизни кто не умеет держать в руках инструмент, ремонтами все занимались. Я до последнего времени дома тоже все сама делала.
Никита Алексеев
Журнал "Про недвижимость35" №8 Июнь 2008г. |