Ипотека по-прежнему остается единственным способом, позволяющим реально улучшить свои жилищные условия. Особенно семьям со средним достастком. И в то же время многих отпугивает ипотечный кредит. Отпугивает в первую очередь тем, вся процедура получения заемных денег кажется очень сложной. Но если разбить процесс оформление на несколько этапов, то все становится предельно простым. Итак,чтобы оформить ипотеку дома или квартиры следует подать в выбранный банк заявку на получение ипотечного кредита и все необходимые документы для ипотеки, большинство из которых имеет стандартную форму. Принятие банком решения о предоставлении кредита может занять от нескольких дней до нескольких недель. ДокументыОбычно для оформления ипотеки список документов включает следующие пункты: Заявление на получение ипотечного кредита и анкета банка. Некоторые банки предлагают на своих сайтах оформить предварительную заявку на кредит, что должно ускорять процедуру получения ипотечного кредита. Копия паспорта или заменяющего его документа (для военнослужащих). Копия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования. Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ (о присвоении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН)). Копия военного билета для лиц мужского пола призывного возраста. Копии документов об образовании (аттестаты, дипломы и т.п.). Копия свидетельства о браке/ разводе и брачный контракт (при наличии). Копия свидетельства о рождении детей. Копия трудовой книжки, заверенная работодателем. Документы, подтверждающие доходы. Если у заемщика ипотеки есть созаемщики или поручители, то им так же необходимо представить в банк перечисленные документы. Справка о доходахДля получения ипотечного кредита необходимы справки о доходах. От того, какие документы сможет предоставить в банк получатель ипотечного кредита, зависит итоговый размер кредита. Перечень доходов, которые учитываются при расчете кредита, и форма их подтверждения отличаются по банкам. Самый простой вариант, когда получатель кредита работает на одном месте работы, не имеет дополнительных доходов и всю зарплату получает официально. В этом случае для получения ипотечного кредита достаточно справки о доходах с места работы (форма 2-НДФЛ) за последние 6-12 месяцев (как запросит кредитор). Если зарплату заемщик получает неофициально (всю или частично), то следует выбирать банк, готовый выдать ипотечный кредит с учетом справки о доходах в свободной форме. Такая справка о доходах должна быть выдана по месту работы и заверена руководителем и главным бухгалтером предприятия. В этом случае может потребоваться дополнительная информация о характере работы и должностных обязанностях получателя кредита, данные о деятельности компании, в которой он работает и т.п. Если работодатель отказывается выдать заемщику указанную справку, то можно получить ипотеку без справки о доходах в банке, который согласен рассмотреть устное подтверждение работодателем размера зарплаты заемщика. Правда, ставка по кредиту в этом случае будет выше на 1,5-2%. В разделе Ипотечные программы можно подобрать ипотечный кредит по признаку устное подтверждение доходов. Если заемщик кроме основного места работы имеет дополнительное и банк согласен учесть зарплату по не основному месту работы, то заемщику необходимо предоставить трудовой контракт и справку о доходах с места дополнительной работы. Если заемщик подавал в налоговую инспекцию декларацию о доходах, то потребуется ее копия с отметкой инспекции. Кроме заработной платы, ипотечный банк может принять во внимание такие доходы как получаемая арендная плата, дивиденды, проценты. Естественно, эти поступления должны быть регулярными, а не разовыми, и необходимы документы, подтверждающие их фактическое получение за период, запрашиваемый кредитором. И, наконец, кроме доходов самого заемщика, банк может рассмотреть зарплату супруга или поручителей. В этом случае от каждого созаемщика или поручителя потребуется для получения кредита справка о доходах. Для получения ипотечного кредита индивидуальный предприниматель без образования юридического лица (ИПБОЮЛ) должен представить декларации о доходах за запрашиваемый банком период. На декларациях должна быть отметка налоговой инспекции. Если предприниматель осуществляет уплату налога на вмененный доход, то ему необходимо предоставить в банк свидетельство об уплате этого налога за период, указанный банком. Частные нотариусы и адвокаты подтверждают свою зарплату справкой о доходах по форме 3-НДФЛ за предыдущий год, а за год текущий можно предоставить справку о доходах, заверенную собственной печатью. Необходимы так же документы, косвенно подтверждающие указанный в справке уровень финансовых поступлений. Если заемщик является предпринимателем без образования юридического лица, то он должен предоставить в банк свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя, патенты и лицензии на осуществляемую деятельность (при наличии), документы, подтверждающие уплату взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, выписки по банковским счетам за последние год-два, копии договоров аренды и основные договоры по деятельности ПБОЮЛ, документы об уплате единого налога на вмененный доход и книгу учета доходов и расходов (если использует упрощенную систему налогообложения). Если заемщик — иностранный гражданин, осуществляющий трудовую деятельность на территории РФ, то ему необходимо дополнительно предоставить в банк копию вида на жительство или копию разрешения на временное проживание, а так же копию разрешения на работу. Если с финансовыми бумагами у вас полный порядок, тогда можно приступать ко второму шагу — сбору документов на приобретаемое жилье. Об этом мы расскажем в нашем следующем номере.
Любовь Смирнова по материалам Череповецкого филиала Фонда развития ипотечного кредитования Вологодской области и INTERNET Журнал "Про недвижимость35" №9 Август 2008г. |