1. Основа японского сада — это, прежде всего, особая философия, атмосфера таинственности, которой и подчинена структура ландшафтного дизайна. На первое место в японском саду выступают песок, галька, карликовые растения, причудливые ручьи, камни. В японском саду на людей воздействуют не только красота и совершенство форм, но и весь дух вещей, внутренняя силу которых ощущается на каждом шагу. 2. Планировка. Объемно-пространственная структура японского сада проектируется как цепь самостоятельных ландшафтов, нанизанных на одну смысловую и визуальную ось. Учитывая основную идею сада, при его проектировании применяются мягкие, спокойные линии и формы, либо горизонтальные, либо округлые. Важным моментом при создании сада в японском стиле становится маршрут — садовые дорожки, проложенные по территории участка. 3. Их ломаные линии должны создавать ощущение бесконечного или хотя бы очень протяженного пути. Характерная особенность — отсутствие длинных прямых отрезков, причем даже небольшие прямые в японском саду дробятся на несколько участков, что достигается благодаря различному типу мощения дорожки. В результате такого подхода тропинка в японском саду воспринимается не как бурный поток, уносящий энергию, и не как широкий разлив равнинной реки, а как тихо журчащий извилистый ручеек, то огибающий глыбы камней, то перетекающий по мелкому камешку, то впадающий в небольшие заводи и на каждом сантиметре своего пути накапливающий энергию. 4. Идею японского сада невозможно реализовать без организации интересной и содержательной структуры пространства. Разнообразие достигается, в частности, путем членения пространства с помощью различных строений, навесов, беседок, перголы, крупных растений, как вечнозеленых, так и листопадных. Структуру сада делает и легкая игра с рельефом. Для реализации идеи можно создаем перепад высоты в 10 см между дорожкой и отсыпкой сада камней, поднимаем по периметру уровень грунта в сторону забора на 10 — 20 см и обеспечиваем перепад уровней высоты садовых дорожек. 5.
К средствам обогащения объемно-пространственной структуры сада относится и
эффект обманной перспективы. Он достигается за счет намеренного
уменьшения размера растений, камней и других элементов, размещенных на периферии.
Воздушная перспектива создается за счет подбора гармоничного, 6. Важной частью японской традиции является сад камней. В нем допускаются вертикальные линии, не присущие остальным частям японского сада. Восприятие сада камней может также усиливаться за счет цвета, фактуры, а также размера и положения в пространстве самих камней: крупные глыбы темного цвета располагаются на переднем плане, а более светлые, серо-синего оттенка, и более мелкие камни — на втором плане. Разнообразие камня используется и при мощении дорожек сада. Здесь может найти применение «рваный», темный камень, плоский небольшой по размеру окатанный камень, плоские монолитные глыбы. Темный камень применяется и при сооружении небольших водопадов. 7. В японском саду гостя встречают оштукатуренный забор и ворота из тесаного дерева темного цвета с различными кованными изделиями, покрытые традиционным навесом из камыша. Вход в сад выложен каменными плитами, чередующимися с неотесанными камнями. Над головой у посетителя начинается навес из камыша, опирающийся на деревянные стойки (брус 20 см х 20 см), чередующиеся через каждые два метра. Ритм повторяющихся через равные промежутки стоек дает чувство изолированности от остального мира, тем самым настраивая человека на созерцание. 8. С мостика открывается вид на водоем, с мелко проработанной береговой линией, и расположенный за водоемом водопад-грот, составленный из каменных глыб, по которым льется вода. Пройдя по мостику через водоем, попадаешь на песчаную береговую косу, обрамленную черной галькой, подчеркивающей глубину и красоту водоема. 9. Совершенство форм растений, а также их соответствие основной идее сада достигается за счет стрижки и формировки. Растения в этом саду своим внешним видом, архитектоникой, цветением — скромным и неброским — призваны подчеркивать внутреннюю глубину происходящего, напоминая нам, что наше пребывание в этом мире недолговечно: каждое мгновение прекрасно и не повторится больше никогда.
По материалам www.rian.ru Журнал "Про недвижимость35" №9 Август 2008г. |