Рубрики
Архив журнала
Персона

Людмила Кузьминская: «Оттуда, куда я попала, уже не возвращаются!»

    С 2006 года в Вологде действует некоммерческий фонд «Русский мир», в рамках которого ведутся одновременно несколько социальных проектов областного значения. Учредитель и руководитель фонда вологжанка Людмила Кузьминская согласилась встретиться и рассказать о своей деятельности, трудовом пути, а также о секрете своего успеха.


   
— Людмила Васильевна, у вас очень обширный трудовой опыт. Расскажите, почему в итоге вы решили заниматься именно социальными проектами?
    — С 1991 года и на протяжении пятнадцати лет моя деятельность была напрямую связана с консультированием производственных предприятий Вологодской области. Мы приходили на предприятие, проводили его анализ по различным направлениям деятельности (кадровая, коммерческая, организационное управление) и далее оптимизировали все виды деятельности, чтобы предприятие в период так называемой перестройки переориентировать на новые экономические рельсы. И наиболее важным в нашей работе, на мой взгляд, было то, что мы формировали новые кадровые команды, а также выстраивали новую систему управления уже имеющимися кадрами…


    — А под словом «мы» кого вы имеете в виду?

    — Я имею в виду консалтинговую группу, которую я организовала и возглавила. Кроме меня в нее входили еще пять человек, каждый из которых был первоклассным специалистом. Возвращаясь к вопросу о кадрах — здесь мы столкнулись с серьезной проблемой: на предприятиях в основном работали «старые» инженерные и управленческие кадры, они были глубоко профессиональны, но их опыт в рыночных условиях оказался недостаточен. Так вот, старые кадры не всегда были готовы к переменам, а молодежь, которая приходила на предприятие после институтов, не знала своей специальности. Многие поступали по совету друзей, «по блату», профессию выбирали неосознанно, а в итоге не имели желания работать!.. Таким образом, из года в год я сталкивалась с отсутствием кадрового потенциала где бы то ни было. В конце концов я пришла к пониманию: если сейчас не заняться профориентацией молодого поколения, мы будем бесконечно долго пытаться совершенствовать работу предприятий. Поэтому в 2006 году я сознательно оставила консалтинговую деятельность и основала Некоммерческий фонд содействия занятости населения «Русский мир». Теперь я знаю, как нужно выстраивать работу с молодым поколением, чтобы оно могло определиться, что ему интересно. Один из проектов фонда, «Моя профессия — мое призвание», как раз и занимается тем, что знакомит молодежь с видами профессий и специальностей, рассказывает, чем конкретно придется заниматься по окончании того или иного вуза, какие могут быть сложности, а главное — организует экскурсии на предприятия, на которых молодой специалист может впоследствии себя проявить.


    — Выходит, что ваш опыт управления персоналом насчитывает более 20 лет. Что в этой деятельности является, на ваш взгляд, основополагающим?
    — Самое главное в работе с персоналом, как я всегда говорю, это грамотный подбор. Собеседование не должно быть формальным. Мои сотрудники, да и я сама всегда проводим многоэтапные собеседования с постепенным раскрытием и выявлением потенциала каждого соискателя. Причем как мы подбираем работника, так и он подбирает работу, это обоюдный и равноправный процесс. На мой взгляд, в настоящее время многие кадровики набирают работников, не заботясь о том, подходит ли эта работа самому человеку и комфортно ли ему будет на ней работать. Этого делать категорически нельзя, рано или поздно такой подбор выйдет боком. Далее, не менее важна конкретизация деталей, то есть углубление в знания и навыки конкретного человека, вместо оценки общих, зачастую весьма абстрактных категорий (например, «оцените свою внимательность по шкале от 1 до 10»). Если человек подходит нам и уже принят, должна быть построена грамотная адаптация: конкретная постановка целей, задач, патронаж, а не просто должностная инструкция. Работник имеет право выяснять все, что касается предприятия и спе­цифики работы. Я училась в советское время, и мне очень нравилось такое понятие, как «молодой специалист»: в течение трех лет человек с таким статусом имел право обучаться непосредственно в процессе трудовой деятельности. Сейчас эта традиция, к сожалению, утеряна.


    — Скажите, пожалуйста, как руководитель достаточно крупного некоммерческого фонда, какие социальные проекты вы считаете наиболее актуальными?
    — Я не буду далеко углубляться, ведь в нашей стране много некоммерческих организаций, которые достаточно успешно реализуют различные проекты, и я очень рада, что сейчас деятельности некоммерческих организаций уделяется большое внимание. Для меня на данный момент наиболее важной является работа с молодым поколением, потому что это на самом деле — будущее нашей страны. В детском и юношеском возрасте закладываются основы личности, поэтому к молодежи у некоммерческих организаций должно быть самое пристальное внимание. Если говорить более конкретно, то у нас очень много проектов, которые способствуют развитию отдельной личности, и практически нет проектов, которые занимались бы развитием сообщества, например класса учащихся. Умение работать плечом к плечу и чувствовать спиной, что тебя защищают, — это очень важно. Вообще, работа над любым проектом преду­сматривает создание команды, и вся история человеческой цивилизации, на мой взгляд, этому подтверждение.


    — Что бы вы могли посоветовать и от чего предостеречь людей, которые планируют заняться социальной проектной деятельностью?
    — Это очень хороший вопрос! Ну, в первую очередь хочу сказать, что денег здесь много не заработаешь. Первый год работы фонда я трудилась практически без зарплаты, затем с мизерной зарплатой. У меня имелись некоторые накопления, и большая их часть также была задействована в работе фонда. Если пояснять с точки зрения понятий, то у коммерческой организации основная задача — получение прибыли, а у некоммерческой — достижение поставленных целей и решение социально значимых задач. Решение подобного рода задач всегда предполагает финансовые сложности, так как на любой проект нужно иметь ресурсы. Нужно уметь находить эти ресурсы, а также уметь реализовать их с максимальной отдачей. Кончено же, в законах, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, черным по белому написано, что органы власти должны оказывать содействие их деятельности: поддерживать материально, предоставлять в аренду городские помещения по самым низким ценам, освещать деятельность организаций в муниципальных СМИ… У нас поддержка со стороны органов власти минимальная. Поэтому в основном социальными проектами занимаются люди неравнодушные. Если человек к этой деятельности пришел, отговорить его практически невозможно, это серьезное внутреннее убеждение. Оттуда, куда я попала, уже не возвращаются (смеется). Еще раз повторюсь, что не стоит особо рассчитывать на помощь и поддержку каких-либо организаций или отдельных лиц; если человек начал работу над проектом, он должен рассчитывать только на свои средства и силы. Однако ни в коем случае нельзя опускать руки, относиться к отказам необходимо спокойно: помогли — хорошо, не помогли — пойдем дальше! И еще, категорически нельзя допускать, чтобы в семье оба супруга или вообще все члены семьи работали над решением социально значимых задач. Кто-то из семьи непременно должен иметь стабильную работу, чтобы «подстраховать» остальных.


   
— Людмила Васильевна, по нашему разговору, да и по личному впечатлению у меня сложилось ощущение, что вы — очень деловой человек. А как вы отдыхаете? У вас остается время на отдых и увлечения?
    — Когда ты занимаешься любимым делом, им хочется заниматься 24 часа в сутки! А уж если ты реализуешь какой-то проект, то не имеешь права прерваться. Иногда, действительно, бывали такие времена, когда я три года не уходила в отпуск и отдыхала не каждое воскресенье. Это категорически неправильно, очень важно в любой трудовой деятельности соблюдать режим труда и отдыха. Хоть это и не всегда получается, я стараюсь выезжать за город в субботу-воскресенье, вечерами не говорить о работе с близкими. А вот отпуск больше двух недель я себе с трудом могу позволить.


    — Отпуск предпочитаете проводить за границей?
    — Нет, я вообще не могу сказать, что часто бывала за границей. У меня сильная страсть к путешествиям и познанию мира, которая, как мне кажется, исходит из моей первой специальности (гидрогеолог — авт.), но чаще всего я путешествовала по России. Однако каждая заграничная поездка вводила меня в определенное сравнительное размышление. Особенно мне запомнился мой визит в Нидерланды в 2011 году, где прежде всего меня поразило отношение к работнику работодателя. С профессиональной точки зрения я понимаю, что нам в России этого не хватает. Меня приятно удивило, что там люди старше 35 лет работают четыре дня в неделю — считается, что человеку после определенного возраста необходим дополнительный день отдыха, причем день он может выбрать любой. Также мне очень понравилось, что все люди там имеют какие-то серьезные увлечения помимо основной работы и занимаются ими очень глубоко. Мне как руководителю очень приятно было видеть добросовестное отношение к труду. Я наблюдала случай, когда на одном из голландских заводов наш бывший со­отечественник, отвечавший за проверку комплектности деталей, в дополнение еще пересчитывал эти детали, что было совсем не обязательно. Когда начальство заметило это и поинтересовалось, зачем же он все пересчитывает, работник ответил, мол, «вдруг что-то украли», на что получил совершенно, на мой взгляд, европейскую реакцию: «Зачем красть то, что можно купить в магазине?» Нам этого не понять. Да и вообще, люди там, как мне показалось, более улыбчивые и раскрепощенные в своих мыслях.


    — А есть что-то, что вам категорически не понравилось в заграничной культуре? В тех же Нидерландах, например.
    — Да! Голландцы, как и русские, любят встречаться с друзьями и собирать компании, но если у нас эти посиделки связаны с широким застольем, то наши заграничные друзья для гостей покупали только пиво, чипсы и сыр. Еще мне несколько непонятны оказались их семейные отношения, а именно отношения родителей с детьми. Для меня семья — это родные и близкие, которые всегда знают, где ты и что с тобой, готовы поддержать и всегда рядом. А там достаточно, я бы сказала, спокойные отношения. Родители считают, что дети могут жить самостоятельно, дети не особенно поддерживают контакты с родителями. У одних знакомых сын учился в России, и, когда вернулся домой, мама сказала: «Мы тебя через три дня в 19 часов ждем на ужин». Для меня это просто шокирующая ситуация, хотя есть в этом и доля здравого смысла: у них, в отличие от нас, дети не остаются детьми до пенсии. Мы же слишком детей опекаем, и многие уже не способны жить самостоятельно.


   
— Раз уж разговор зашел о семейных ценностях, расскажите, пожалуйста, о своей семье.
    — У меня две дочери — Ольга и Софья, причем, несмотря на мою огромную к ним любовь, выросли они очень самостоятельными. Дочери сами нашли свое призвание и реализуют его. Мне с ними очень легко, у нас весьма дружеские отношения, мы можем рассказать друг другу все что угодно и всегда понимаем друг друга. Старшая, Ольга, — маркетолог по образованию, очень много помогала мне в консалтинговой деятельности, а также в работе над фондом. Сейчас она является руководителем одного из наших проектов. Софья также маркетолог, получила образование в Санкт-Петербурге, но нашла себя совсем в иной специальности, теперь она — визажист и успешно себя реализует. Моя младшая вообще добивается решения очень сложных задач даже лучше, чем я: она не умела рисовать, не имела никакого художественного образования, но благодаря своей целеустремленности и труду сейчас добилась того, что клиенты приглашают ее работать даже за границу. Ее пример еще раз подтверждает, что нельзя бояться менять специальность, город, жизнь, в конце концов. Если чего-то хочется, нужно действовать, а не мучить себя не своим делом. Это очень важно.


    — Вы можете вот так, с ходу ответить, в чем секрет успеха?
    — Секрет любого успеха в убежденности. Мы уже об этом говорили. Если ты убежден, у тебя вырастают крылья и сразу все получается! При этом не надо путать убеждение с верой. Последнее — более пассивное состояние, а убеждение всегда предполагает действие. Оно дает стимул двигаться, действовать, ничего не бояться, и лучшего секрета успеха я не знаю.

 

Наринэ Багдасарова 

Журнал "Про недвижимость35" №42 Лето 2014г.
Нам важно ваше мнение
Что для Вас является наиболее важным при выборе агентства недвижимости?

Прокомментируйте, пожалуйста, Ваш выбор