Главной новостью апреля стало решение правительства России отменить установление социальных норм потребления на водоснабжении, отопление и газоснабжение. Что касается нормы на электричество, которую собирались вводить с 1 июля 2014 года, то глава кабинета министров Дмитрий Медведев подписал постановление: субъекты сами могут решать, когда ее вводить (но не позднее 1 июля 2016 года). Почему правительство отказалось от своих прежних намерений и кому нужны социальные нормы? Сегодня об этом говорят наши эксперты.
Кто уложится в нормы?
В январе 2014 года о социальных нормах на электричество заговорила вся страна. Заговорила бурно, поскольку первый опыт их введения в семи пилотных областях — Орловской, Ростовской, Самарской и других (Вологодская не вошла в их число), где реформу запустили с сентября 2013 года, — уже дал отрицательный результат. Одним из тормозов стала нестыковка баз данных различных ведомств. (Подробнее об этом чуть позже.) А губернатор Мурманской области Марина Ковтун напрямую обратилась к президенту Путину с просьбой отложить введение норм до 2016 года. Мурманская область за полярным кругом, для жителей Крайнего Севера эти нормы — все равно что прокрустово ложе. Когда вышло постановление о соцнормах в первой редакции (22 июля 2013 года), Вологодская область взяла под козырек. По крайней мере, до 1 марта 2014 года в нашем регионе планировалось определиться с размером таких норм. А ввести их, как сообщала в январе Региональная энергетическая комиссия (РЭК) Вологодской области, намечалось с 1 июля 2014 года. Глава РЭК Виталий Тушинов отметил, что размер социальной нормы будет в пределах 90–100 киловатт. Уложился в пределы — будешь платить за электричество по пониженному тарифу. Не уложился — тариф выше, но приближенный к экономически обоснованному. Что значит «экономически обоснованному», судя по обсуждению в прессе, никто не понял. Еще один важный момент: согласно постановлению правительства РФ в социальные нормы должны укладываться 70 % всех потребителей. То есть 90–100 киловатт рядовому потребителю, как рассчитывало правительство, должно хватить на все про все. Хватает ли? Мы провели свой опрос среди череповчан. Вот наиболее типичные ситуации. — Мы с мужем живем в однокомнатной квартире. Телевизор, компьютер, стиральная машинка, холодильник, музыкальный центр. Все, без чего уже не представляешь комфортной жизни, — говорит Ирина Борисова. — В среднем мы тратим 225 киловатт в месяц. О какой социальной норме может идти речь? Мы в нее никогда не уложимся. Следовательно, придется отказываться от всех благ, а книги читать с лучиной. — Мы живем в двухкомнатной квартире, у нас двое детей, — рассказывает семья Романовых. — Три телевизора, у каждого персональный компьютер, полы с подогревом, посудомоечная машина, стиральная, холодильник и т. д. Ежемесячно мы тратим на этот комфорт 700 киловатт. И в том, чтобы отказываться от него, не видим никакого смысла. Справедливости ради приведем еще два примера. Александр Лежнев, ветеран, живет в квартире с супругой: телевизор, компьютер, холодильник. Семья укладывается в 90 киловатт. — Но правда, я заменил лампы накаливания на светодиодные, — говорит Александр Петрович. — Потратил на это тысячи две. Ну и электрическим чайником мы не пользуемся, греем воду на газу. Еще один пример. Вера Соколова, пенсионерка, живет одна, из всех приборов — лампочки, холодильник да телевизор: 85 киловатт.
Кому это нужно?
Затраты на то, чтобы подсчитать, уложился человек в норму или нет, — верхушка айсберга. Государству, региональным властям, муниципалитетам, управляющим компаниям придется потратить кучу денег на создание армии бухгалтеров и тех, кто будет вести расчеты. Величина нормы устанавливается с дифференциацией по шести группам домохозяйств. В домах, оборудованных электроплитами, один тариф на киловатт, с газовым снабжением — другой. Есть специфика сел и деревень, есть льготники и т. д. И главный вопрос: если социальные нормы вводят, то кому это нужно? — Если быть откровенным, то введение социальных норм — это замаскированная форма повышения цен на услуги ЖКХ, — говорит Евгений Коротков, глава комитета по экономической политике и собственности Законодательного собрания области. — Актуальность введения социальных норм сегодня утрачена. Насколько я в курсе, кабинет министров отказался от их введения. И правильно сделал. Я не знаю, чья это инициатива, скорее всего энергетиков, наших естественных государственных монополий. Цели их мне и, наверное, никому сегодня неведомы. На мой взгляд, нельзя искусственно ограничивать население в потреблении энергоресурсов. Все это от лукавого. Социальные нормы не подтолкнут многоквартирные дома к переходу на энергосберегающие технологии. Скорее они заставят людей просто экономить электричество, то есть отказаться от благ, которые уже есть. Но это абсурдно.
Электрическая утопия
Такой же точки зрения придерживаются представители многих управляющих организаций. По их мнению, ограничить покупателей в приобретении ресурсов — электричества, тепла, воды — это все равно что нарушить права потребителя. — Если даже намерения благие и целью ставится сформировать у людей сознание энергосбережения, то делать это надо не таким способом, — говорит директор управляющей компании «Вологодская» Анжелика Борисенкова. — Человек вряд ли откажется от потребления, даже если сверхнормативный киловатт будет намного дороже социальной нормы. Значит, люди будут платить за «коммуналку» гораздо больше. Кто в этом заинтересован? Никак не потребитель, не собственник жилья. Социальные нормы вводятся для обогащения естественных монополий. Энергосбережение —это уменьшение моих расходов в доме. Сознательное. То есть человек должен быть мотивирован на то, чтобы утеплить подъезд, залатать все дыры, из которых выдувает тепло. Тепло не там, где топят, а там где не выдувает. К примеру, теплоноситель на дом может подаваться в норме, к примеру 83 градуса на вводе в дом. Но когда этот теплоноситель доходит до батареи в квартире, он остывает до 50 градусов. Нужно искать причину этих потерь, а не урезать потребление тепла, воды, электричества социальными нормами. И еще один очень важный момент, на котором акцентируют внимание управляющие организации. Введение социальных норм приведет к резкому росту задолженности собственников перед ресурсоснабжающими предприятиями. Причем под нож попадут в первую очередь оборотные средства управляющих компаний. Ресурсники не будут ждать, когда управляющая компания взыщет задолженность с каждого. Им причитающееся за поставки тепла, воды, электричества вынь да положь сейчас. Где брать недостающие средства? За счет какой статьи платить? «Содержание и ремонт дома» — другого источника нет. Если человек не откажется даже от дорогого электричества, сверх нормы, то задолженность неплательщика будет уже, к примеру, не 10 тысяч рублей, а на порядок выше. — Закон о социальных нормах направлен против людей, — считает Анжелика Борисенкова. — Это совершенно не тот путь, по которому мы должны идти. Нормальный путь — реализация городской программы энергосбережения.
Есть такая программа
Напомним, такая муниципальная программа — «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования «Город Череповец» на 2010–2014 годы» — утверждена и работает, в том числе и в 2014 году. Ответственный исполнитель — департамент жилищно-коммунального хозяйства мэрии. — Программа энергосбережения в Череповце работает, — говорит Дмитрий Буслаев, зам. начальника департамента ЖКХ. — Цели и задачи программы в том, чтобы рационально использовать топливно-энергетические ресурсы. Для этого нужно эффективно ими распоряжаться в городском хозяйстве. К участию в программе через конкурсы, аукционы, на которых размещаются муниципальные заказы, привлекаются и коммерческие предприятия, и индивидуальные предприниматели. Если говорить о жилом комплексе, то в данном случае речь идет в первую очередь об установке индивидуальных приборов учета — воды, электричества — в каждой муниципальной квартире. В приватизированных квартирах они тоже должны быть. Индивидуальными приборами учета должна быть оборудована каждая квартира, а общедомовыми — каждый дом в Череповце. Это дисциплинирует людей. Как подчеркнул Дмитрий Буслаев, беречь ресурсы должно быть выгодно и собственникам, и управляющим организациям. Речь идет о необходимости технического оснащения каждого дома. Это замена водонагревательных приборов, бойлеров, установка автоматики. Одно дело, когда в подъезде свет горит круглые сутки и это лампы дневного освещения или лампы накаливания. И совсем другое, если это светодиодные лампочки, сенсорные, реагирующие на движение человека. Допустим, заходишь в подъезд — свет загорается. Поднимаешься этажом выше — свет на нижнем гаснет. То же касается эффективного использования теплоносителя. Если дом не утеплить как следует, то можно всю зиму улицу отапливать, а в квартирах включать электрообогреватели. Процесс экономии энергоресурсов идет в каждом доме и без социальных норм. Проблема в другом. Дом может быть максимально оснащен приборами учета, а экономии нет. Почему? Нет заинтересованной в сокращении энергозатрат стороны. Управляющей организации все равно — лишь бы деньги платили, а собственники не организованы в советы домов. Нужен четкий механизм снижения энергозатрат и конкретные примеры конкретных домов. Дополнительным стимулом к экономии, как подчеркнул Буслаев, призван стать рейтинг управляющих организаций по эффективности управления домами. Сейчас он формируется. Оценку УК давали собственники. Что же касается социальных норм на электричество, то, по словам Буслаева, они отложены до 2016 года. Причем сами тарифы муниципалитет не разрабатывает. Этим занимается РЭК Вологодской области. Решение также принимается на уровне субъекта федерации. Кстати, мы обратились в правительство Вологодской области с просьбой прокомментировать ход введения социальных норм на электричество. Как нам объяснили, пока официальной информации по этому поводу нет.
Татьяна Ковачева Журнал "Про недвижимость35" №42 Лето 2014г. |