В октябре ученики 5 «А» класса 32-й школы Череповца отправились в областную столицу. Поехали ребята специально, чтобы увидеть чудеса. Хотя на самом деле ничего чудесного в музее «Эврика» и нет. Только законы физики, химии, биологии и других наук.
«Эврика!» Об этом инсайте голого Архимеда знают все. Даже пятиклашки. Ребята постарше и взрослые в курсе — как именно ученому удалось решить сложную задачу царя Сиракуз. Оказывается, два одинаковых по весу, но разных по плотности объекта вытеснят разное количество воды. Так раскрылся обман ювелиров, изготовивших корону. Каждый день с золотыми головными уборами мы не сталкиваемся. Зато водой пользуются все. У какой больше плотность: у речной или морской? Ребята проверили сами. В две колбы — с соленой и пресной водой — опустили по куриному яичку... Попробуйте дома. Самостоятельно можно и порисовать лучом света. Как это? Есть вещества, которые способны преобразовывать поглощаемую ими энергию в свет, — люминофоры. Алюминат стронция — одно из таких веществ. Люминесцентная пленка продается в строительных магазинах. В музее ребятам предложили попробовать порисовать на таком холсте фонариком. Получился домик. Можно заставить светиться и жидкости. Так, люминофор хинин добавляют в лимонады, и в ультрафиолете такие напитки светятся. Красиво, но для здоровья вредно. Ребята удивленно вздохнули. Лучше пить молоко. Вредным может быть и лазер: если смотреть прямо на луч, зрение портится. Об этом полезно вспоминать на дискотеках, рассказала экскурсовод. Потанцевать в музее пятиклашкам не удалось. Зато лазерное шоу посмотрели. В зале снова вздохи, но уже восторженные. Свет не раз удивил. Вот белый, например, — он сложный или простой? Пятиклашки задумались... Развеять сомнения удалось с помощью специальных очков с дифракционной решеткой. Она разбивает белый луч на составные части. Кстати, спектральная картинка при этом отличается от результата «работы» простой треугольной призмы. Ребята узнали чем. Изучили пятиклашки и свойства жидкостей. Вода при ста градусах кипит. Это все знают. Но не все слышали об эфирном спирте. От тепла человеческого тела он расширяется. Школярам раздали специальные колбочки с чем-то ярким и разноцветным внутри. Это и есть эфирный спирт. Почти мгновенно он поднялся вверх. Но стоит только перестать его нагревать ладошками... Вот такая непостоянная жидкость. Приз детских симпатий, конечно, завоевали мыльные пузыри. Всякие-разные. Один ребята надували вокруг себя. А можно ли в нем дышать? Уверена, взрослые догадаются. А вот какими по форме будут мыльные пузыри, если пускать их, скажем, с помощью треугольной или квадратной рамки? Такой эксперимент тоже можно провести дома. Можно и попробовать себя в качестве фокусника. В музее есть такой экспонат: на столе — скатерть, на скатерти — тарелка с фруктами. Сможете сдернуть со стола скатерть так, чтобы тарелка осталась на месте? Для начала потренироваться придется. Главное, чтобы посуда была небьющейся. Повторить эксперимент с огромным рычагом дома уже не получится. В «Эврике» он занимает целый зал. На одном его конце груз. Ни много ни мало — 80 килограммов! А на другом — толстые канаты. Всего их три. Между ними — по метру. Не поверите, пятиклашкам удалось поднять огромный вес. А знаете, каким канатом? Ближайшим к грузу или самым дальним от него? Еще в музее есть поющая чаша танцующей воды. Стоит только погладить ручки этого волшебного блюда, и вода начинает двигаться под музыку. Завораживает. Есть зеркальная комната. По сути, простой многогранник. Но только в ней есть возможность пообщаться с сотней самих себя. Пробовали? Захватил внимание школьников электрический шар. Внутри сверкают молнии. Снаружи руки током не бьет, а лампочку без батареек зажигает. Ну как так? Для тех, кто не боится темноты, интересной стала темная комната. Внутри нет света вообще. Передвигаться можно только на ощупь. Заодно угадывать — что за предметы на стенах. Расскажу напоследок еще о некоторых интересных экспонатах. На стенах музея — фотографии. Это привычные нам предметы под микроскопом: крылья бабочки, клубника, снежинки, капроновые колготки и даже «лицо» комара. Честно, сама ни разу не задумывалась — стоит ли этому зверю в глаза смотреть. Впрочем, мне и ребятам мордочка этого надоеды показалась смешной. А вот подкованная блоха просто сразила! В залах много микроскопов. Скрипка в игольном ушке, стихи Пушкина в миниатюре... Но чтобы блоха с золотыми подковами! На выходе — эхофон и танцующий маятник. Его еще нервным называют. Расположенные у основания магниты делают его движения непредсказуемыми, он как будто дергается. Эхофон — это огромная трубка с двумя пластиковыми чашами на концах. Думаю, даже не стоит объяснять, для чего этот предмет. Вот такой получилась экскурсия. На обратном пути ребята заехали еще в контактный зоопарк. Но это отдельная тема. По дороге домой пятиклашки стали изучать устройство автобусного кресла. Как бы его опустить? И вдруг в салоне раздался крик сразу нескольких детских голосов: «Эврика!»
О создании музея «Эврика»
Наринэ Багдасарова, специалист по связям с общественностью музея «Эврика», Вологда: — С 2007 года в Вологде действует некоммерческий фонд содействия занятости населения «Русский мир». Он решает социально важные задачи. Основатель и председатель фонда вологжанка Людмила Кузьминская столкнулась с тем, что большинство школьников никогда не покидали пределов своих населенных пунктов. И вот некоммерческий фонд «Русский мир» реализует проект «Мой край»: в его рамках дети посещают разные города. А задача другого проекта, «Моя профессия — мое призвание», заинтересовать молодежь наукоемкими специальностями. Эту же цель преследуют многие музеи, особенно на предприятиях. Но чаще всего детям там неинтересно. Трогать ничего нельзя, объяснения сложные. Порой даже взрослым непонятно, о чем речь. И вот по опыту зарубежных и российских коллег было принято решение о создании интерактивного музея, где через экспонаты были бы представлены различные профессии, предприятия, области научных знаний. Чтобы детям было интересно. Чтобы кто-то из них потом мог стать великим физиком, великим химиком, великим конструктором... Изначально музей был открыт на средства московского фонда «Наше будущее». Это фонд региональных социальных программ. Фонд «Русский мир» выиграл конкурс и деньги получил в конце 2012 года. Первая экскурсия у нас состоялась 17 января нынешнего года. Наш музей «Эврика» создан по уникальному авторскому проекту. Работает только в Вологде. Кстати, бывают у нас и курьезы. Для людей старше 70 лет вход бесплатный, поэтому бабушки и дедушки часто приходят сюда на свидания. И как-то во время экскурсии про рычаг с завязанными толстыми канатами сказали: «Это макраме»... (Смеется.)
Мнения посетителей
Даниил Наумов, ученик 5 «А» класса 32-й школы: — Понравилось очень лазерное шоу. Колбу понравилось держать. Я, оказалось, в нашей подгруппе самый горячий. А сама колба не горячая. Я ее согрел. Быстрее всех. (Улыбается.) Узнал, что лазер вредит зрению. Мыльные пузыри интересные: если их большим кругом пустить — они слипаться будут, потому что круглыми хотят стать.
Саша Чекашев, ученик 5 «А» класса 32-й школы: — Мне запомнилось все. Хотя больше всего запомнилось лазерное шоу. Лазеры очень красиво переходили из одной формы в другую. Мне очень понравилось. Может быть, попрошу родителей пленку купить. Ту, на которой можно светом рисовать. А новое что узнал? Про то, что лазер вредит глазам, я знал. А вот узнал, что лимонад светится при добавлении какого-то вещества... как же оно называется... хинин, кажется? Вот если он в напитке — напиток вредный.
Соня Филатова, ученица 5 «А» класса 32-й школы: — Нагревающиеся колбы мне очень понравились. В моей подгруппе я — самая горячая! (Улыбается.) Нас двое таких в классе. А вообще, мама сказала, что многое из того, что нам тут показывали, — это такой предмет в школе, физика. У нас его пока нет. Думаю, он очень интересный. Я вот узнала, например, про электрошар. Если его трогаешь, он электричество передает. Я его, правда, еще сама не трогала, пойду попробую.
Анна Головко, классный руководитель 5 «А» класса 32-й школы, учитель математики: — Очень полезная, познавательная экскурсия. Самое главное, что изучаются все предметы естественно-научного цикла. Когда ты наглядно это видишь, сам участвуешь в опытах, экспериментах, материал становится более доступным. Поэтому музей «Эврика» — большая помощь в образовании, в получении какой-то новой информации, а может, и в выборе профиля в последующем. Ребята же во всех сферах здесь себя попробовали: и в физике, и в химии, и в биологии, в географии... Теперь я и свою математику по-другому представляю. Ее можно связывать и с физическими процессами, и с химическими процессами. На основе этого уже можно по-другому уроки выстраивать: включать такие примеры, практические задачи. Ведь математика описывает все реальные естественные процессы, которые проходят в жизни. Обязательно попробую какие-то подобные практические примеры на своих уроках.
Людмила Меренкова Журнал "Про недвижимость35" №41 Весна 2014г. |