«На теплоходе музыка играет, а мы готовим в трапезной обед», — подумалось при виде проплывающего белоснежного водного лайнера. И вдруг оттуда: «Вам понравилась экскурсия по Горицам?» — «Да-а-а!» — «Поднимите вверх ваши руки! Я не вижу! Выше! Молодцы! Поехали дальше отдыхать и отрыва-а-аться!» И бум-бац-бум — с грохотом и клокотанием врезались яростно в тихие берега Шексны звуки современной «попсы». Так доносилось до окон трапезной Горицкого монастыря с теплохода, наполненного танцующими пассажирами, которые еще полчаса назад степенно ходили-бродили по монастырю, заходили в храм, фотографировались и которые теперь едут «дальше отрываться». А мы, взирая на вековые сосны, обнимающие отреставрированный Троицкий собор, трудимся дальше, мы трудники — помощники монастыря, ежегодно приезжающие сюда помолиться, потрудиться во славу Божию, желающие помочь хоть чем-нибудь в восстановлении этой святой и родной для нас обители». (Из впечатлений Ирины Б., приезжающей в Горицы ежегодно.)
Зачем сегодня едут в Горицы?
Петр, 48 лет: «Я не думал зачем — просто узнал однажды случайно, что картошка не выкопана, а уже первые заморозки… Я представил себе этих немощных женщин — монахинь, собрал всю семью, и мы впятером, с утра приехав, выкопали огромное количество мешков картошки. Всю нам все равно не удалось бы убрать, нужно было обратно: работа, учеба, печи в доме; и на следующий день мы, как будто воскресшие, ехали 400 км домой и думали, что ведь дома мы это поле копали бы месяц, а тут — что за небылица — впятером, за день, с перерывами на еду и отдых, а получилось! Мы думаем, что с нами КТО-ТО еще это делал…» Наталья, 21 год: «В воспоминаниях о Горицах осталось самое светлое и чистое: молитвы, работы в поле и на огороде… Помню, многие потом в школе спрашивали: «Ты че, Наташка, деньги заплатила за поездку, еще и работала там с утра до ночи — устала, а веселая такая?» А я и не знала, как передать ту неземную радость от трудов и молитв; и эта не всем понятная радость — оттого, что все здесь свято, потому что трудились для Бога!» Сергей, 30 лет: «А мне запомнилось то, что всегда в монастыре вкусненная еда, и как будто голодно поначалу, есть хочется, мясом-то не кормят, а в то же время вкусно так, что за уши не оторвешь!.. Но не в еде главное, конечно. Здесь просто труд на пользу, молитва спорится ладнее, чем в городе, там в суете никак не заставишь себя помолиться, а тут легче…» Валентина, 41 год: «Мы ездим сюда по возможности, как получится, знаем, что два раза в месяц при храме Рождества Христова организуется поездка по субботам — на один день. Садимся в «газель», едем, трудимся с утра до 15.00, затем вкусный обед, и обратно. А где же сил взять тем монахиням, которые живут в монастыре, их всего несколько человек, и те престарелые. Только молитвами их и держится обитель, а еще у каждой свои послушания: скотный двор, птичий, молочная кухня по приготовлению сыра и творога, храм, корпуса, весной и летом огороды, сад, пасека… Рабочие руки здесь нужны круглый год».
Из истории обители
В далеком 1544 году иждивением княгини Ефросинии Старицкой, супруги родного дяди царя Ивана Грозного — князя Андрея Старицкого, был основан этот исторически уникальный монастырь. В нескольких километрах от Кириллова, на живописном высоком берегу Шексны, в селе Горицы началось обустройство монастыря. Но княгиню, постриженную в монахини с именем Евдокия, по царскому приказу утопили в Шексне: деление престола с родственниками не предусматривалось. Трагическую судьбу монахини Евдокии позже повторили многие известные женщины: сановитые мужья отсылали их сюда, дабы жениться снова, а опальные жены принимали монашеский постриг, и часто насильно. Обе супруги царя Иоанна Грозного — Анна Колтовская и Мария Нагая — были самыми именитыми насельницами Гориц, а также царевна Ксения Годунова, княгини И.И. Милославская и М.Н. Черкасская… Благодаря крупным вкладам этих состоятельных монахинь обитель обогащалась, но и царские милостыни были не редкостью, на что и строились здания. В этом монастыре был свой устав, который отличался от общежительных уставов других монастырей: каждая насельница, имевшая свои средства, келью, по достатку могла вести и свое хозяйство. Что к 1810 году привело монастырь в упадок, так как многим насельницам просто не на что было жить. В это время настоятельницей назначают Маврикию Ходневу. Имея деятельный характер и будучи просвещена духовно, она быстро привела монастырь в лучшее состояние. Каменные строения и ограда сделали его крепостью, и в его стенах стало гораздо больше насельниц. Революционная пора изменила монастырскую жизнь, поначалу еще обитель жила и действовала, но коммунистический террор прошелся и здесь, монастырь закрыли. Монахинь и всех церковнослужителей репрессировали, корпуса отдали под дом инвалидов, собор — под клуб для села.
Архитектура монастыря
Постройки обители до середины XVI века были деревянными. А в 1544 году на месте старой деревянной церкви был сооружен каменный собор в честь Воскресения Господня с приделом во имя прп. Кирилла Белозерского. Строили его местные мастера в традициях белозерского зодчества. Воскресенский собор монументален, он является самым старинным каменным зданием монастыря и до начала XIX века определял силуэт всего архитектурного ансамбля. Если взглянуть на старинную фотографию, где показана панорама всего комплекса, то видно, что смысловым центром является собор Воскресения Христова, а другие постройки группируются вокруг него по спирали. В освоенном пространстве примкнули церковь Божией Матери Одигитрии и трапезная палата. В XIX веке над могилами инокинь Ефросиньи и Иулиании был возведен Троицкий собор. Ныне он отреставрирован, ведутся подготовительные работы для проведения в нем богослужений. В первой половине XIX века построена была и домовая церковь в честь Покрова Богородицы — больничный храм, встроенный в восточную стену больничного корпуса (ныне основной храм, в котором совершаются все службы). Как и в соседних монастырях севера, обитель украшена оградой с угловыми конусовидными башенками, но не оборонительными. Не входящая в архитектурный ансамбль, стоящая за оградой церковь Введения Божьей Матери во храм является красивым и живописным завершением крутого берега реки. В ней совершаются венчания новобрачных и другие требы. Особенно красив вид монастыря с воды, это замечают все туристы, подплывающие к Горицам по реке. Монастырь и сейчас не просто ансамбль строений — это памятник архитектуры, один из самых старинных и красивых в России. Если заглянуть в Интернет и почитать отклики туристов, побывавших в Горицах, то может ошеломить обилие негативного тона в отношении к этому святому месту. И обшарпанные стены, и удручающее состояние зданий, и какие-то бомжи на территории, везущие на тележке воду из святого источника, и разрушенные стены в трещинах — рядом стоять страшно, вот-вот рухнут… Что ж, кто за чем ехал, тот то и получил.
О современной жизни в обители
Сегодня мы можем увидеть архитектурный ансамбль Горицкого монастыря с собором Воскресения (1544 г.), колокольней (XVII в.), Троицким собором (XIX в.) и монашескими корпусами (XIX — начало XX в.). С 1990 года приходская жизнь в Горицах возобновилась. И хотя сначала лишь во Введенской церкви, где в советские годы была тракторная мастерская, — но благодаря сплоченности прихожан, их усердию церковь обрела достойный восстановленный вид. Лишь часть территории в 1999 году обрела иноческую жизнь (на другой части еще жили местные жители, занимая здания обители). Все эти годы не утихала молитва сестер, их немного, всего пять монахинь во главе с игуменьей Евфалией, и несколько послушниц (их число меняется, так как некоторые приезжают на время). Жизнь монастыря составляют молитвенное правило, чтение псалтири, богослужения, послушания, экскурсии, гостеприимство, доброделание… Каждые каникулы монастырь наполнен детскими голосами, приезжают паломники, трудники — помощники. Это и воскресные школы епархий, многодетные семьи, группы единомышленников, верующие люди. И если бы не было огромного подсобного хозяйства, едва ли могли бы подолгу проживать здесь паломники, их ведь нужно накормить-напоить, а большая часть продуктов произведена своим трудом (хлеб, сыр, творог, молоко, яйца…). Вот и руки приезжающих на пользу, и тем, кто гостит, — в радость бывать в Горицах. Но невозможно не отметить и духовную сторону жизни обители, ведь едут многие за утешением, как Светлана С.: «Я, узнав, что здесь есть обновленная чудотворная икона Богородицы «Тихвинская», которую особо почитают люди, решила поехать сюда помолиться. У меня все в семье разваливалось, муж стал погуливать, выпивать, решила разводиться, дочку отдала маме, чтоб без нервов все решить. Но перед этим поехала в Горицы, повезла в гостинец монахиням муку на просфорки, сахар, крупы... Пожила три дня, вернулась другим человеком, стала ездить еще и еще, хорошо мне стало на душе… Помирились с мужем, теперь и он приезжает, дочку стали брать с собой, помогаем чем можем монастырю, сейчас я ношу ребеночка, обещают врачи сыночка, и я совсем недавно узнала от монахинь, что молилась я перед чудотворной Тихвинской, которая многим-многим уже помогла не только в устроении семейной жизни, но и в обретении радости материнства…» Таких историй из уст в уста здесь передается великое множество, некоторые из них составлены в отдельные рассказы и записаны в летописи монастыря, но главное, что их объединяет — это чудотворная Тихвинская икона. Ежегодно 9 июня совершается крестный ход с водосвятием ко святому источнику, посвященному Тихвинской иконе Божией Матери. После водосвятия прихожане разбирают святую воду, с верой пьют ее и получают исцеления в своих болезнях, о чем тоже можно услышать в монастыре.
Светильник и лампада, освещающие путь приходящим из мрака неверия
Очень многого из того, что читатели уже узнали, могло бы не быть, если бы не было в этой святой обители двух важных людей — матушки Евфалии Лебедевой и отца Алексея Мокиевского. Лампадой называют матушку Евфалию (игуменью) в монастыре, и светло рядом с ней и утешительно. Строга, деловита, хозяйственна, добра… Она мать своим сестрам-монахиням, начальница своим подчиненным — работникам, строителям, сестра приезжающим… А протоиерей Алексей — легенда кирилловской земли! Воистину светильник, многодетный отец, бакалавр богословия, активный проповедник и миссионер — без него невозможно себе представить службу, торжественные возгласы с которой долго еще звучат в памяти приезжающих сюда молитвенников. Довелось как-то познакомиться с семьей, которая много лет приезжает летом на службы, и они поделились: «Этот священник на первой же проповеди просто приковал наши души к монастырю, к службам…» Да и может ли быть иначе, ведь этот батюшка — свидетель многочисленных чудес, исцелений, Божьих милостей к людям. Одно из недавних чудес, участником которого стал отец Алексей, началось находкой, коих немало бывает в жизни священнослужителей. В Вологодской области нашли икону XIX века со следами мироточения. Десятки лет она была не у дел, изуродованная шашкой. Священнослужителей, увидевших икону, поразили красные пятна на лице ангела — они стекали с глаз на грудь образа. Что это — пролитая краска, следы крови? Экспертиза в лаборатории ФСБ в Ярославле дала ответ: «Природная смола с приятным запахом. Некое растение, скорее всего тропическое, которое не произрастает на территории России». После рассуждений в церкви решили, что «слезы» не что иное, как следы мироточения. Узнав о результатах экспертизы, в дом отца Алексея, куда первоначально установили образ, стали толпами стекаться прихожане. Чтобы люди могли спокойно поклониться мироточивой иконе, ее установили в притворе храма в Горицах. В одной из групп, которой посчастливилось видеть в притворе чудесную икону, была и я, и хочется засвидетельствовать: икона удивительная, слезы выступают от горечи при виде следов кощунства безбожников и от радости явленного нам чуда.
Источник духовной и нравственной чистоты
Так можно назвать Горицкий монастырь. Из этого источника пьешь и пьешь, обновляешься, исцеляешься, крепчаешь духом. Недаром в старину многие его считали одним из центров православия на севере. И пешком шли отовсюду, и ехали, а нередко и оставались тут, становясь монахинями, открывая заново мир. Если соберетесь туда, то и перед вашим взором предстанет красота и благолепие вида монастырских стен. А за ними, внутри, время сотрется, и необычно станет вокруг — в каком веке вы окажетесь? Разве что игуменья, вышедшая из автомобиля и направляющаяся на молитву, вернет вас в век нынешний. Потому что стремление к благолепию внешнему — это не главная необходимость монашеского делания, но молитва. Вот этими-то молитвами да трудами насельниц и пожертвованиями благотворителей возрождается красота источника духовной и нравственной чистоты.
Татьяна Нестерова Журнал "Про недвижимость35" №41 Весна 2014г. |