Сегодня одна из самых острых проблем сферы ЖКХ в Череповце — ситуация вокруг управляющей компании «Металлург». В компании произошла смена руководства. На месте старых ее ЖЭКов появились новые управляющие организации с неизвестными дотоле названиями. А в городе начался активный передел «коммунального» рынка. Появились новые игроки, обострилась конкуренция, битва развернулась за каждый дом. Какова судьба «Металлурга»? И чего нам ждать от передела рынка?
Не смотреть же, «как рушатся наши дома»
Перемены в сфере ЖКХ Череповца происходят кардинальные. В чем тут дело? Лет пять назад рынок коммунальных услуг делили муниципальные ЖЭКи. Однако требованием времени и федерального законодательства для местной власти стало: передать ЖКХ в частные руки. Город не должен заниматься бизнесом. Муниципальные ЖЭКи превратились в ООО — общества с ограниченной ответственностью. Рынок разделили между собой несколько крупных управляющих компаний города, созданных на базе бывших муниципальных жилищных предприятий. Конкуренции практически никакой. «Чужим» путь в этот бизнес был заказан. Чем не жизнь? Что интересно, нас долгие годы уверяли: сфера ЖКХ заведомо убыточна. Крупные игроки на рынке то и дело жаловались власти: услуги ЖКХ слишком дешевы, тарифы слишком низкие, денег на содержание домов катастрофически не хватает. Местная власть пошла навстречу: в 2012 году были разработаны стандартные тарифы для всех типов домов — с учетом всех требований законодательства по безопасности их эксплуатации. Действительно, не наблюдать же, «как рушатся наши дома». Тарифы были даны как рекомендация. Решение все равно предстояло принимать собственникам. Ожидалось, что в среднем тарифы вырастут до 25 рублей за 1 кв. метр, когда по факту люди платили 14–18 рублей. Тарифы растут, качество услуг ЖКХ — нет? Люди задумались, жалоб в адрес управляющих компаний стало больше. Чаще жаловаться горожане стали и на хамское отношение к собственникам. Трубу в подвале прорвало, подъезд обшарпанный, крыша протекает, в квартире холодно… Управляющие компании не торопились исправлять недостатки, а то и вовсе игнорировали жалобы. Люди стали обивать пороги чиновников, прокуратуры, жилищной инспекции — нередко безуспешно. Вот тогда-то ЖКХ вышло на новый этап в отношениях с жильцами: начался процесс смены управляющих организаций.
В дело вступает муниципалитет
Весной прошлого года активно стали создаваться советы домов (более 200). Появляется координационный совет из числа председателей советов домов. Председатели объединяются в клубы. Идет движение и во власти. В мэрии создается служба жилищного просвещения; разрабатывается новая система рейтинговой оценки работы управляющих компаний; впервые в Череповце создается муниципальный жилищный контроль. Как объяснила начальник контрольно-правового управления мэрии Маргарита Полунина, были разделены надзор и контроль. Надзор в сфере жилищных отношений, как и прежде, осуществляла Государственная жилищная инспекция. Мэрия — муниципальный контроль. Основания: обращения граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц по поводу нарушений. К примеру, дом не может сменить управляющую компанию, нарушены условия договора управления и т. д. Казалось бы, дело пошло. Однако процесс смены управляющих компаний наткнулся на жесткое сопротивление со стороны УК. Слишком много проволочек со стороны управляющих компаний, слишком много формального подхода со стороны чиновников. На этом фоне начался активный передел рынка. Как грибы после дождя стали расти новые ТСЖ и УК. Возникла жесткая конкуренция. А один из «колоссов» — управляющая компания «Металлург» — стал трещать по швам.
Дадут ли горожане «Металлургу» кредит доверия?
Осенью прошлого года количество жалоб на качество услуг, предоставляемых управляющей компанией «Металлург», достигло критического уровня. Существенными были и долги компании перед ресурсоснабжающими организациями. По городу поползли слухи, что головная компания фактически развалилась, а на ее месте вырастут новые — дотоле неизвестные горожанам. Нарекания у населения вызывал и тот факт, что компания эта была структурой довольно закрытой: не шла на контакт с властью, игнорировала совещания, не так хорошо, как хотелось бы, обстояли дела и с информированием населения. Что происходит сейчас? В организации прошла смена руководства. — Новое руководство компании ставит достаточно амбициозные задачи, — говорит начальник департамента ЖКХ Сергей Васюнов. — Обещает в короткие сроки рассчитаться с ресурсоснабжающими организациями, выйти на уровень текущих платежей и т. д. Отношения с населением, содержание жилья вывести на другой качественный уровень. В общем, заявления внушают оптимизм.
«И как один умрем в борьбе за это»
Сегодня в Череповце 1688 многоквартирных домов, создано более 400 советов домов. Все чаще дома инициируют смену УК. Однако по-хорошему уйти получается не у всех. По жилищному законодательству механизм перехода прост: большинством голосов на общем собрании собственников принимается решение о смене УК; в течение пяти дней документация должна быть передана от одной УК другой. На деле нередко даже суды не могут поставить точку в споре между собственниками и управляющей организацией. Приведем некоторые мнения. Член совета дома на ул. Вологодской Любовь Киркина: — 10 июня 2013 года мы провели общее собрание собственников. Его легитимность подтверждена государственной жилищной инспекцией. По закону, а это постановление правительства РФ № 416, наша управляющая организация ООО «ЖЭУ-3» должна была в течение пяти дней передать техническую документацию новой управляющей организации, которую выбрали мы, собственники. Однако наше ЖЭУ оказало ожесточенное сопротивление. В июле прямо во дворе нашего дома управляющая организация провела «свое» собрание. В один день сначала очное, потом заочное голосование. Грубейшее нарушение закона! Мы трижды встречались с Сергеем Васюновым, начальником департамента ЖКХ, мы писали в прокуратуру, в Госжилинспекцию, обращались в мэрию. Да над нами издеваются. Сейчас мы намерены защищать свои права в суде. Где обещанный простой механизм смены УК! Давид Саникидзе, председатель ТСЖ на ул. Первомайской: — Общее собрание собственников мы провели 10 июня 2012 года. Собственники приняли решение выйти из УК и создать ТСЖ. Легитимность собрания подтвердила Госжилинспекция. Полтора года мы выясняли отношения со своей управляющей компанией в судах. Мы постоянно обращались в департамент ЖКХ мэрии, в прокуратуру, в областную Госжилинспекцию — безрезультатно. Документацию на дом УК отказывалось передать. Мы получили свой «концерт по заявкам» во дворе. В июле наша УК от имени собственников нашего дома (где их нашли и кто их искал — не знаем) предприняла попытку провести «свое» собрание: в очной форме и сразу с заочным голосованием, в один день. Мы в шоке. Игнорируя все законы и все надзорные, контролирующие структуры, УК гнет свою линию. «Концерт» с голосованием мы сняли на видео, и только тогда УК отступила. Битва за дом ожесточенная. Только в конце 2013 года через очередной суд нам удалось добиться передачи дома. Председатель совета дома на ул. Краснодонцев Ариэль Пелевин: — Мы два года не можем сменить управляющую организацию, два года мы судимся. Про все мытарства, издевательства и хождения по кабинетам чиновников даже говорить не хочется. Последние события: мы выиграли арбитражный суд, его решение должно было вступить в силу 30 сентября 2013 года. Однако наше ЖЭУ так и не передало документацию на дом. Буквально перед 30 сентября как из воздуха появилась апелляция на решение суда. И снова суды. Бред! Нарушений законодательства со стороны управляющих компаний в городе столько, что иначе как беспределом их поведение в процессе смены УК не назовешь. Складывается впечатление, что за крупными управляющими компаниями города стоит какая-то сила. Иначе как объяснить все эти «сюрпризы», уверенность управляющих компаний в собственной безнаказанности, в том, что им дозволено нарушать законы, не считаться с прокуратурой, мэрией, Государственной жилищной инспекцией. Ощущение, что в городе не хотят отпускать дома по доброй воле. Тогда зачем у нас призывают жителей взять ответственность за дома на себя? Председатель совета дома по ул. Краснодонцев Лада Скалинская: — Мы вырвали наш дом из «объятий» прежней управляющей компании. По-другому сказать не могу. Переход в другую управляющую организацию достался потом и кровью. Совет дома потратил на выяснения отношений с УК восемь месяцев. Самой большой нервотрепкой был процесс передачи технической документации. Столько лжи, как за два месяца — июль и август 2013 года, — лично я в своей жизни не встречала. Да, мы празднуем победу. Но по-прежнему уверены: алгоритм перехода от одной управляющей организации к другой непрост и непрозрачен. УК ведут борьбу против советов домов, рассчитывая взять измором. Мол, какая за советами сила — ни поддержки чиновников, ни штата юристов, ни опытных в сфере ЖКХ оплачиваемых специалистов. Общественники! Что с них взять?
P. S. Подробных официальных заявлений о судьбе «Металлурга» пока нет. Ситуация оказалась неоднозначной. С одной стороны, разрушать такой колосс нельзя. Получим руины. С другой — нужно брать под жесткий контроль процесс его становления в новом формате. События начала 2014 года выявили еще одно неприятное явление в сфере ЖКХ. Областная и городская казна с дефицитом. Отсюда жесткое требование властей погасить любые задолженности. В зону внимания попали и управляющие компании, которые годами копили долги перед ресурсоснабжающими организациями: за тепло, воду, свет. (Проблемы «Металлурга», кстати, выросли из этого.) И эти УК не утруждали себя работой по взысканию задолженности с жильцов. Дома они отпустили, долги повисли в воздухе. Где деньги взять? У людей. В январе некоторые УК стали рассылать письма жильцам домов, с которыми расстались. Письма с требованием в пятидневный срок погасить долги. Причем без объяснений: на каком основании, откуда эти долги взялись. Главное — плати. Вот такая «поднятая целина» проблем ЖКХ.
Татьяна Ковачева Журнал "Про недвижимость35" №41 Весна 2014г. |