Рубрики
Архив журнала
Персона

«Хорошая дорога не может быть дешевой»

 

Сергей Васюнов о ремонтах дорогСергей Васюнов:

 

Проблема качества городских улиц и дворов сегодня волнует едва ли не каждого череповчанина. Автомобилизация населения достигла очень высокого уровня – сегодня одна машина приходится как минимум на трех жителей города. Эта тенденция по счастливой случайности почти совпала с другой – увеличением финансирования на дорожные ремонты и строительством новых улиц, реконструкции дворовых территорий. Безусловно, это не может не радовать и самих дорожных строителей, на плечи которых в последние годы лег очень большой объем работ. О ситуации в этой сфере на сегодня – наш разговор с руководителем одного из ведущих дорожностроительных предприятий Череповца ООО «Гордорсервис» - Сергеем Васюновым.

 

- Сергей Александрович, как гласит известная поговорка, – «в России две беды, и одна из них дороги». Актуальна ли эта беда для Череповца, на ваш взгляд?

- Я думаю, нет. Потому что на сегодня администрацией города большее внимание уделяется не только дворовым территориям, но и проезжей части улиц. Каждый год как по департаменту ЖКХ, так и по управлению капитального ремонта и строительства планируются большие суммы, которые позволяют не только приводить в порядок существующее дорожное полотно, но и строить новые улицы, особенно в развивающихся микрорайонах.

- Суммы на дорожные работы в последнее время стали больше?

- Да, и с каждым годом есть тенденция не только к увеличению финансирования. Подход стал более разумным, средства на тот или иной объект выделяются более взвешенно и целенаправленно. Очень большой объем работ по дворовым территориям, причем хорошие субвенции идут из областного бюджета, что тоже немаловажно.

- Как профессионал, который наверняка бывает и в других городах России, за рубежом, как вы можете в сравнении оценить качество череповецких дорог с качеством дорог за границей? Я знаю, что вы были во Франции, насколько там дороги лучше?

- Дороги там действительно хорошие. Но надо иметь в виду, что мы дорожной проблемой стали серьезно заниматься не так давно. Я пришел в департамент ЖКХ в 1999 году, и поскольку раньше финансирование было очень скудным - денег в бюджете не было, то можно сказать, что мы дорогами стали заниматься менее 10 лет назад. И фактически состояние дорог зависит от средств, выделяемых на их ремонт. Если не будет денег на то же латание дыр, то о каком качестве дорог можно говорить? Насколько я знаю и от зарубежных коллег, в городских бюджетах всегда самой расходной статьей была сфера ЖКХ. То есть не только содержание жилищных предприятий, но и благоустройство, дороги, тротуары. Да любой город, уважающий себя, выделяет хорошие суммы на эти цели.

- Насколько долговечны улицы, построенные по современным технологиям дорожного строительства? Насколько оправданы расходы на такие технологии?

- Новые технологии никогда не бывают дешевыми. Любая современная технология направлена на повышение долговечности, применяются современные материалы. Есть определенные стандарты по гарантии качества. Мы на сегодня даем гарантию от двух до пяти лет – на дворовые территории, на проезжую часть. Применяем современные материалы, тот же щебень, битум, асфальт. На каждой стадии подготовки материалов должны быть соответствующие сертификаты, проверка, то есть вся цепочка должна соблюдаться.

- Есть ли проблема контрафактных материалов в дорожном строительстве?

- На сегодня в Череповце всего лишь три основные организации, занимающиеся капитальным ремонтом и строительством дорог. И у этих организаций есть свои асфальтобетонные заводы, поэтому у нас очень жесткий контроль качества асфальтовой смеси. А с поставщиками, с которыми мы работаем по приобретению ингредиентов – шлака и битума, у нас тоже довольно серьезные договорные отношения, мы сотрудничаем не первый год, есть сертификаты. А вообще, любое нарушение проявит себя уже на следующий год. Если в этом году мы уложили асфальт, любое отклонение проявит себя либо трещинами, либо какими-то провалами и так далее. Здесь все видно.

- Чем отличается качество современных дорог в Череповце и дорог, построенных 20 — 30 лет назад?

- Когда мы приступаем к ремонту той или иной улицы или двора, видим, что основание, которое готовилось раньше под асфальт, намного меньше, чем сейчас. Но нельзя сказать, что раньше строители работали плохо. Сегодня кардинально изменилась интенсивность движения, возрос грузовой поток транспорта, изменились СНиПы и нормативы. Если раньше по дворовой территории проезжала, скажем, одна машина в час, и это считалось очень высокой интенсивностью движения, то и подушка закладывалась меньше, и толщина слоя асфальта была не та.

- Не завышена ли стоимость асфальта в Череповце в сравнении, скажем, с Вологдой?

- Думаю, не завышена. И нас очень легко проконтролировать, что и делается, начиная от заказчика, готовящего соответствующие сметы, а его проверяют уже другие органы, та же контрольная палата. Но хорошая работа не может быть дешевой. Тем более что и наши расценки зависят в основном от повышения цен на расходные материалы, тот же ГСМ, битум, шлак, асфальтобетонную смесь. Поставщики материалов диктуют их стоимость. А на повышение зарплаты приходится небольшой процент от увеличения всех расходов.

- То есть зарплату вы почти не повышаете?

- Да. Если бы мы повышали ее намного, то не имели бы проблем с кадровым составом. Мы работаем стабильно, у нас большие объемы, но мы не можем сделать зарплату запредельной. Средняя зарплата по прошлому году была 15 тысяч рублей, по этому – порядка 18 тысяч. То есть ниже средней по городу.

- Почему некоторые участки улиц Череповца выглядят как булыжные мостовые – например, Северное шоссе, улица Моченкова? Что это – такая технология, заводской брак или сказывается возраст асфальта?

- Очень большой износ. Я повторюсь, что мы к ремонту, особенно к ремонту картами, приступили буквально несколько лет назад. Раньше в основном в бюджете закладывались средства на ямочные ремонты. И по тем же улицам мы все время проходили с такими ремонтами: залатали дыру в этом году, в следующем снова на ту же улицу возвращаемся. И когда сейчас была защита ДЖХК по бюджету, акцент делался на то, что надо уходить от ямочного ремонта, хотя он и дешевый. Он себя не оправдывает.

- То есть надо ремонтировать хотя бы картами?

- Это минимум. Конечно, лучше закладывать сразу средства на капитальный ремонт улиц, что сейчас и делается. Очень большой объем работ по этому году запланирован только по нашему предприятию. Думаю, до конца ремонтного сезона мы будем работать не покладая рук.

- Вы не подсчитывали, что дешевле в конечном итоге – ямочный ремонт или ремонт картами?

- Такие расчеты велись. Ямочный ремонт сам по себе дешевле, но его приходится делать чаще. То есть выходит практически та же сумма.

- У нас ямочный ремонт делают зачастую какими-то буграми.

- Он делается в последнее время в основном в весенний и зимний периоды. Зимой технология вообще не соблюдается, ее просто невозможно соблюсти. Асфальт укладывают в лужи и так далее. Поэтому я всегда говорил, что это бросовая работа, но без нее тоже нельзя. Если заложить, скажем, асфальтовой крошкой, то, как показывает практика, она зимой не держится даже часа – машины тут же ее выбивают, фактически она вся остается на колесах.

- Вопрос опять-таки по качеству дорожных ремонтов. Почему после укладывания дорожного полотна возле трамвайных путей рельсы оказываются выше уровня асфальта? Примеры – перекрестки проспекта Победы и улицы Сталеваров, Победы — Вологодской, даже Победы — Архангельской. Нельзя ли уложить асфальт вровень с рельсами?

- Можно. Есть различные технологии. Но для этого нужны средства. На качество работы влияет еще и состояние рельсов и шпал, которые проходят по перекрестку. У нас уже давно ни один участок трамвайных путей не подвергался капитальному ремонту. А по идее пути надо разобрать, посмотреть состояние «подушки», поменять шпалы, рельсы и так далее. А уже потом укладывать асфальт. Но, к сожалению, из-за нехватки денег приходится делать так.

- Еще один вопрос из области качества. Почему люки канализационных колодцев, даже новые, квадратные, или выпирают над проезжей частью, или наоборот углублены? Почему такая работа на новых улицах принимается?

- По тем объектам, которые мы сдаем, обязательно проводится соответствующая геодезическая съемка и верх люка колодца должен соответствовать уровню асфальтового покрытия, если это не ливневый колодец. Ливневый должен быть пониже, иметь соответствующий уклон. Но если нерадивые строители, вместо того чтобы сделать соответствующее основание под колодец, то есть бетонные кольца, ставят его на деревяшки, кирпичики, то со временем все это разрушается, идет смещение, когда техника проходит по люку. Это одна причина. Вторая - износ асфальта: колодец сам по себе стоит, а асфальт изнашивается.

Вообще, я считаю, нужно соблюдать ремонтные сроки. Есть понятие – срок эксплуатации: если дорога отремонтирована, это не значит, что про нее можно забыть. Необходимо обследование ее состояния в зимне-осенний период. Все равно появляются какие-то микротрещины. Мы каждую осень при подготовке к зиме проливаем трещины битумом. Это тоже одна из особенностей эксплуатации дорожного полотна, чтобы оно не разрушалось.

- Сколько лет нужно, чтобы привести в порядок все дороги, улицы и дворы Череповца? Или это непрерывный и бесконечный процесс?

- Мы примерно прикидывали по тем же дворовым территориям. Если финансирование будет таким же, каким было в последние два года, и область будет помогать, то за пять лет все дворовые территории можно привести в порядок. Ну а с современными темпами строительства города и выделения средств на новое строительство, думаю, и дороги тоже можно привести в порядок. Например, в Северном районе сегодня, может быть, две улицы нуждаются в капитальном ремонте – Окинина и Проезжая. Остальные, в принципе, во вполне удовлетворительном, хорошем состоянии. То же самое – по Зашекснинскому району, но там есть улицы, которые надо строить вновь. Есть проблемы по центру города, Заречью.

- Какие сюрпризы ждут череповчан по озеленению города, появлению новых травяных фигур?

- Скорее всего, в этом году сюрпризов уже не будет – сезон фактически закончился. Я думаю, мы и так горожан хорошо порадовали, установив порядка четырех новых фигур. Это такие композиции, как «пирамиды» у мэрии, «зонтик» на улице Батюшкова, которая была отремонтирована в прошлом году, «хозяйка медной горы», по которой было очень много положительных отзывов. Ну и вообще цветников по городу у нас очень много, и сейчас мы за ними следим. И если финансирование будет на достаточно высоком уровне и в следующем году, мы за зиму подумаем, что еще можно сделать, какие композиции или клумбы установить.

- Как дорожный строитель что бы вы сейчас переделали в городе – какой перекресток или улицу?

- Я могу сказать о Заречье и Северном районе, поскольку мы ежедневно сталкиваемся с какими-то проблемами, так как обслуживаем эти участки. В Заречье острая необходимость есть в ремонте и расширении улиц Гоголя, Суворова. В безобразном состоянии находятся газоны во многих частях Заречья, например, на улице Командарма Белова. Асфальтовое покрытие там хорошее, но поскольку бордюрного камня не осталось, газоны почти отсутствуют. То же самое по улицам Олимпийской, Краснодонцев, потому что раньше деньги на ремонт бордюрного камня не закладывались. Улицу Безымянную необходимо приводить в порядок. Хотелось бы продолжить улицу Олимпийскую от Краснодонцев до Боршодской, требует ремонта улица Леднева, где есть большая колейность.

- Поскольку наш разговор проходит в преддверии 60-летия строительно-монтажного комплекса, вопрос в связи с этим - насколько престижна сегодня профессия строителя?

- Сейчас как раз идет возрождение престижа этой профессии. И городские власти уделяют большое внимание – я имею в виду и мероприятия, запланированные к юбилею. И сама по себе профессия, поскольку выделяется достаточно много средств на те или иные объекты, сейчас востребована. И у нас не хватает хороших строителей. Потому что в свое время это было утрачено, люди переквалифицировались, ушли в другие профессии, в бизнес. Хорошего дорожного строителя найти очень трудно. То же самое касается прорабов и инженерно-технических работников. Учить можно, мы стараемся это делать, но это занимает время. Специалист нужен сегодня, а подготовить его удается в лучшем случае через год.

 

Подготовил Алексей Богомолов


Журнал "Про недвижимость35" №10 Сентябрь 2008г.

Нам важно ваше мнение
Что для Вас является наиболее важным при выборе агентства недвижимости?

Прокомментируйте, пожалуйста, Ваш выбор