Была у меня клиентка ну о-о-очень недоверчивая… Марина (назовем ее так). Квартиру смотрела четыре раза, первый раз одна — 30 минут, второй — пришла с сыном, смотрели час. Решились, договорились о встрече для внесения предоплаты на следующий день. Согласно уговору жду их, в назначенное время раздается звонок от Марины…
Клиентка Марина дозором обходит владенья…
Просит показать квартиру еще раз, и прямо сейчас. Я, проклиная все на свете, несусь на другой конец города, где меня ждет уже целая делегация в количестве пяти человек. Осмотр однокомнатной квартиры площадью 28 кв. м продолжался один час сорок минут. За это время мы рассмотрели, на мой взгляд, даже трещинки в досках под линолеумом. Марина же с грустью протянула: «Да-а, чтобы все посмотреть, мне здесь нужно хотя бы переночевать». На что я смогла пробормотать лишь: «Извините, такие услуги мы не предоставляем». После этого мы отправились… в путешествие по соседям. Благо не все из них оказались днем дома. Зато со счастливчиками Марина общалась три с половиной часа. После чего мы все-таки поехали в офис. По дороге меня терзали сомнения, а надо ли оно мне? Да, покупка квартиры — дело ответственное. Но какое отношение имеет место работы соседки с первого этажа к продаваемому мной объекту, никак не могли понять ни я, ни та самая соседка. То, что заключение договора заняло еще два часа, меня уже не удивило, как и то, что Марина взяла два абсолютно одинаковых договора и построчно стала их сравнивать.
Риэлт-ликбез для школьника
Оформление решили сделать через неделю. Не стоит говорить, что с покупательницей мы общались ежедневно. И вот настал день сделки. Такое волнение последний раз у меня было на защите диплома. За два часа до сделки Марина попросила снова показать ей квартиру: «Ну а вдруг там уже сняты выключатели-розетки, вынесена сантехника и выставлены окна?» Ну да, может, и стены ненароком перенесли… Осмотрели — на этот раз быстренько, за какие-то пятьдесят минут. В назначенное время в офис приехали собственники квартиры, очень милые люди. Марина приехала в сопровождении брата и сына. Последнему и было доверено первым читать договор. Естественно, при чтении договора периодически возникают вопросы, а поскольку клиенту было тринадцать, некоторые его вопросы ставили в тупик не только нас с продавцами, но и его маму. Когда я объяснила школьнику, что такое передаточный акт, регистрационная палата, расстроила утвердительным ответом на вопрос: «Неужели мы еще куда-нибудь поедем?», к подписанию приступила мама. У мамы вопросов было поменьше, наверное, потому, что ей накануне был выслан экземпляр договора по электронной почте и она успела с ним ознакомиться. И даже ознакомить своего юриста, как сказано было мне на сделке. Сие меня очень заинтересовало: юрист договор одобрил, а о том, что документ подлежит госрегистрации, видимо, умолчал.
«А вы бы паричок надели и щечки надули!»
После чтения документа Марина достала из сумочки распечатанный заранее экземпляр и снова стала их сличать. Брови у продавца поползли вверх. Затем Марина с братом долго изучали паспорта собственников, сравнивали фотографии с «оригиналом». Результат, видимо, не очень их устроил. Дело в том, что с момента получения паспорта собственница, Галина, похудела и отрастила волосы. Тем не менее сходство очевидное. Но мою покупательницу объяснения насчет похудения и смены прически не впечатлили. Помолчав, она вдруг выдала: «А может, паричок подходящий найти и вы щечки надуете?» Тут у мужа Галины из рук выпал телефон. Видимо, поняв абсурдность ситуации, Марина передумала и предложила ехать на регистрацию. Всю дорогу я ждала еще какого-нибудь подвоха. Но Марина вела себя на удивление спокойно. И вот, когда все практически закончилось и я готова была произнести слова поздравления для обеих сторон, Марина вдруг отложила ручку и спросила у регистратора, уверена ли та, что перед ней находится именно человек, предоставивший паспорт… Регистраторы, как и риэлторы, подготовлены ко всему, но моей клиентке удалось лишить госслужащую дара речи на несколько минут. А я готова была провалиться сквозь землю. Но через десять минут мы уже были на улице.
Апофигей
Казалось бы, все, работа окончена. Ан нет! Предстоит еще пережить переезд, назначенный на следующий день. Договорились встретиться в 14 часов в квартире для ее фактической передачи. Когда Галина приехала к дому в назначенное время, на скамейке у подъезда обнаружила Марину — та сидела здесь с семи утра: «А вдруг вы бы раньше съехали!» Действительно, а вдруг!
Светлана Чистякова, заместитель директора АН «Профессионал»
Журнал "Про недвижимость35" №40 Зима 2014г. |