Космическая и ядерная держава, «фабрика мира», член Совета Безопасности ООН... Китай (или официально Китайская Народная Республика) — крупнейшее государство мира и по занимаемой территории (3-е место), и по численности населения (1-е место). Площадь Китая — 9,6 млн кв. км, а общая численность населения превышает 1 млрд 300 млн человек. Для решения проблем перенаселения в 1979 году в Китае были введены меры по ограничению рождаемости. Пример Поднебесная взяла с Японии. А уже китайскую модель демографической политики переняли еще примерно 80 государств Азии, Латинской Америки, Африки. Китай не только обладает крупнейшей в мире армией и половиной мировых валютных запасов, но и знаменит своими человеческими ресурсами и медициной, которая гласит: человек не должен болеть. А еще Китай называют красной страной. С 1949 года правит в Поднебесной коммунистическая партия. О современном Китае нашей редакции рассказал череповчанин, инструктор восточных классов, член Российского представительства Пекинской академии тайцзи Вадим Черноусов.
— Вадим, расскажите, пожалуйста, о тайцзи. Многие китайцы им занимаются? В чем разница между тайцзи и тайчи? — Тайцзи и тайчи — одно и то же, в переводе обозначает «великий предел». Это система здоровья и долголетия. Включает в себя несколько аспектов. Есть работа только над здоровьем, а есть боевое применение. И то и другое из выкладок теоретических — китайской медицины. У китайцев традиционная и нетрадиционная медицина — одно и то же. И лечиться в Китае недешево, поэтому проще каждый день заниматься.
— Травмы могут случиться во время занятий? — Ни о каких травмах речи вообще не идет. Люди травмируются по собственной глупости. Тайцзи выжило почему? Никаких кулачных боев не было. Чуть что — сразу меч, копье. Тайцзи могло противопоставить этому безоружный бой. Не случайно китайцы говорят: «НЕПОБЕДИМОСТЬ ЗАЛОЖЕНА В ТЕБЕ». Не даешь себя уничтожить — не уничтожат. А возможность победы — в партнере. Если он даст себя победить — победишь.
— Вадим, когда вы начали заниматься тайцзи? Почему выбрали именно это направление? — А очень просто! Я был экстремалом. Сломал все, что мог. В России основная масса людей в тацзи попадает именно так. Помогает: на своей шкуре проверено. Восемь лет уже с помощью этой системы восстанавливаюсь. А непосредственно в Китай езжу меньше. Три года. Не так просто туда попасть. Школа серьезная. Там больше 200 преподавателей, таких, кому за 60.
— Какие у вас были первые впечатления о Китае? И какие сейчас? — Честно говоря, у меня был легкий шок, потому что мы сначала попали в Пекин… Страна очень сильная, красивая, культурная. Сейчас стало еще больше всего удивительного. В Китае очень мощная законодательная база. У народа прямо в крови послушание. Мы там ходили по улицам и днем и ночью, но пьяных я ни разу не видел. Никогда никто не дерется, не ругается. Народ весь чем-то занят. Такой контраст, конечно, с тем, что у нас сейчас происходит. Хотя тоже есть свои нюансы, свои перегибы.
— Китай считается мастерской планеты. Нечеловеческий график — это правда? — Нет, это не так на данный момент. Очень серьезно все поменялось. Работникам дают отдохнуть. Трудовое законодательство жесткое. Как у нас было при социализме. В любой деревне, на любом предприятии есть партийная ячейка. Поэтому ИЗМОЖДЕННЫХ И ПОЛУМЕРТВЫХ РАБОЧИХ НЕТ. Я даже думаю, что по сравнению с нашими предприятиями условия и получше будут. (Смеется.) Пенсию, правда, не всем выплачивают… Заслужить ее нужно.
— Вадим, а что скажете о качестве китайских товаров? Они отличаются на китайском и российском рынках? — В Китае очень жесткая дисциплина. Государство контролирует все. И если выпустишь некачественный товар… Вплоть до тюрьмы. Это если говорить о внутреннем рынке. Наружу можно все, что угодно. Поэтому я уверен, что низкое качество китайских товаров у нас не оттого, что они плохо делают, а потому, что заказчики экономят. КИТАЙСКИЕ ТОВАРЫ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ ОЧЕНЬ КАЧЕСТВЕННЫЕ. Там почти ничего не закупают. Даже оружие свое.
— О чем мечтает китайская молодежь? — Как везде, наверное, о своем деле, посмотреть мир…
— Уехать из страны? — Не то чтобы совсем уехать, у китайцев как-то нет этого. Уезжать из страны они не стремятся, многие бегут от… партии.
— Свободолюбивые все-таки, хоть и послушные? — В Китае не вписываться в закон тяжело. Отчасти поэтому китайцы по всему миру живут. Полиция у них — это очень серьезная единица. Быть полицейским учат с детства. В специальной школе. Ребенок в нее попадает очень рано — в шесть лет. Там и школьная программа, и вузовская, а еще физическая и военная подготовка, иностранные языки. Родители в этой школе своего ребенка могут проведать ну… раз в год. Представляете, кого из стен таких школ выпускают? (Улыбается.) В 18 лет человек подготовлен на всех уровнях. И если окажешься не в ладах с законом… придется иметь дело сразу не с одним таким полицейским.
— Чем китайцы гордятся? — Боевые искусства, архитектура, культ предков. Главные портреты на стенах — не Будды, а бабушек, дедушек. Уважение к старшим на первом месте. И если какой-то дед с клюшкой на улице сделал замечание — его тут же молча выполняют.
— Китайцу и русскому легко найти общий язык? — Мы похожи и по сложности языка, и по менталитету. И у них на данный момент та же модель развития, что была у нас при социализме. Конечно, со своими нюансами. Советский Союз для Китая до сих пор большой брат. ЕСТЬ СЛОЙ РУССКИХ ПЕНСИОНЕРОВ, КОТОРЫЕ ТУДА УЕХАЛИ. ТАМ ХОРОШО. КИТАЙСКАЯ МЕДИЦИНА, ТИХО, СПОКОЙНО.
— Русская диаспора многочисленна? — Имеет определенный вес, но, понятно, никакой конкуренции не составляет. Есть и русские кварталы со всеми атрибутами: русскими ресторанами, русскими магазинами, русскими кинотеатрами… Иногда бывает смешно. Китайцы повесили вывески… Не знаю, кто там переводил, но такие названия! (Улыбается.) Мягкий знак впереди может стоять. Кстати, ТОРГОВАТЬСЯ В КИТАЕ МОЖНО ВЕЗДЕ, ДАЖЕ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ АПТЕКЕ. Аптеки у них очень интересные. Пол-аптеки — жучки, паучки и женьшень, а другая половина — европейские лекарства.
— Кстати, а европейские столовые приборы есть в Китае? — Нет, даже в отелях европейского типа, где множество иностранцев, ложки есть не всегда. А вилок нет. Не понимают они — зачем это надо.
— Какие блюда предпочитают китайцы? — Рыбу. Рис, в отличие от типичных представлений, они едят не так много. У бедных это больше. А так — капуста, свинина, мясо, салаты всяческие. Огромное количество зелени, которую они практически не обрабатывают.
— Если пригласили в китайскую семью, что нужно знать? — В КИТАЕ НЕ ПРИНЯТО РАЗДЕВАТЬСЯ. Мужчине в жару нельзя снимать майку — это просто неприлично. Голые руки и ноги для женщины — совершенно неприемлемо. Поэтому если за обедом рядом с главой семьи окажется, например, девушка в топике — ее больше не пригласят. Ничего не скажут, но…
— У нас типичный состав семьи — мама, папа и дети. А в Китае как? — В китайской семье есть обязательно бабушка, дедушка… Они не стремятся разъезжаться. У нас вот мастеру за 60, родителям за 80 — они вместе живут. А вот ребенка китайской семье можно иметь только одного. Хочешь больше — нужно партийное разрешение. Тем не менее эти дети появляются. И поскольку там за «сверхнормативных» детей штрафуют, в провинции их порой просто не регистрируют. НИ ИМЕНИ, НИ ПАСПОРТА.
— Типичная китайская семья живет в доме или в квартире? — В основном в квартирах живут. Причем планировка такая же, как у нас. Только у них в такой квартире сколько угодно человек может жить. В этом отношении у них пока не настолько хорошо. Цены на недвижимость в Китае невысокие. Правда, и зарплаты скромные. Хороший дом в хорошем месте на наши деньги миллиона четыре стоит. Квартира примерно так же, как у нас. Но купить могут только сами китайцы. Иностранцам приобретать недвижимость в Китае запрещает закон.
— Есть какие-то обязательные атрибуты жилища? — Алтарь предков: фотографии бабушек и дедушек. Обязательно в коридоре валяются велосипеды. В небольших двориках вечерами все пространство ими занято. Реально несколько сотен велосипедов. Причем на некоторые из них смотришь и думаешь: «А ОНО ВООБЩЕ ПОЕДЕТ?!» Просто металлолом. А они: «Ничего. Нормальная штука. На ней еще поколений пять отъездит».
— Расслоение в китайском обществе есть? — Есть. Но китайцы относятся к богатым без зависти. Спокойно: вот у меня не получилось, а у него получилось; я тоже могу. Больше как к соревнованию относятся.
— Какие атрибуты свидетельствуют о достатке? — Сейчас это машина. Хорошая машина. «Понтиак» на улицах Пекина — совершенно нормальное явление, массовое даже, можно сказать. Но очень крупных аварий, кстати, почти нет. Потому что за ДТП со смертельным исходом — смертная казнь без разговоров. И китайцы ездят очень осторожно. Как у них это получается при их интенсивности движения — непонятно.
— С работой как в Китае? — Хорошую сложно найти. В основном ценятся рабочие специальности, промышленные. Инженеры-строители, например. Сейчас активно строится весь Китай. Здания великолепные, дороги. Еще химики и металлурги очень востребованы.
— Какие профессии уважаемы, а какие самые доходные? — Как это ни странно, ДВОРНИК — ПРЕСТИЖНАЯ ПРОФЕССИЯ. Потому что убирать свою страну — величайшее благо. Это еще надо заслужить. Серьезно. А зарплаты самые большие у переводчиков, менеджеров, работников гостиничного бизнеса. Учителя, как ни странно, неплохо зарабатывают, но и работают, наверное, даже больше, чем наши.
— Мужчин больше в Китае, чем женщин? Как это влияет на отношения полов? — Да, мужчин больше. Поэтому девушка может выбирать. (Улыбается.) Причем у них нормально, если девушка предложит сама. В брак вступить, например.
— Какое влияние на китайцев оказывает европейская молодежная культура? — До них докатилась мода с черепами на одежде. Молодежные журналы разные продаются: американские, английские… много всего. Они это обожают. Но государство влияние Запада четко дозирует. В Интернет не выйдешь… на некоторые сайты. «ФЕЙСБУКА» ТАМ НЕТ. «ГУГЛА» НЕТ. Берегут своих жителей.
— В Интернет свои знания выкладывают? — Выкладывают. Электроника, конечно, у них очень развита. Народ в метро сидит с планшетами. Если у телефона экран меньше определенного, то это не телефон. (Улыбается.) И они все там что-то читают. Ну конечно, молодежь «висит» в социальных сетях. Своих местных. Они от наших сильно отличаются. Больше на скайп похожи.
— А как китайцы отдыхают? — Собирается большая группа. Весь цех или компания… Надевают одинаковые панамки и едут, например, в Пекин смотреть императорский дворец. Они по этому дворцу ходят с сахарной ватой, с шариками. Нормальные взрослые люди, но такой чуть-чуть детский отдых им очень нравится. Это поднимает дух, сплачивает коллектив.
— Животные какие в Китае популярны? — Канарейки. Дедушки с клетками с этими птичками везде ходят. Это приятно. Канарейки очень хорошо поют. На втором месте собаки. Но их там совсем немного. Перенаселение. Поэтому, чтобы завести собаку, нужно получить разрешение. Как-то перед партией проявить себя. Кошки — вообще редкость. Дикие есть, мы видели пару раз. И то, наверное, сбежали от кого-нибудь.
— Климат как? — Весна и осень — замечательные. А зимой — песчаные бури. Город желтый становится весь, песок в лицо летит. А летом влажность почти сто процентов, это тоже очень тяжело переносить.
— Китайцы суеверны? — Ой, конечно. Демонов боятся. (Смеется.) Демоны сна… Засыпаешь — они могут тебя утащить, чтобы съесть. Всяческих демонов полно. Суеверий много, разных ритуалов много. Гоняют этих демонов по всей стране кто чем может.
— И вновь возвращаясь к теме спорта и здорового образа жизни… Китай громко заявляет о себе на международной спортивной арене. С чем это связано? — Партийная линия. Это первое. Второе — спортивная культура. У китайцев она в крови. Китайская медицина, массаж, оздоровительная система цигун — все это очень серьезно повышает результаты. И китайцы не занимаются как мы. У НИХ НЕТ ПОНЯТИЯ «ТРЕНИРОВКА — ЧАС». Они могут заниматься целый день. Могут четыре часа. Традиционно занимаются два раза в день, утром и вечером, как у нас олимпийский резерв. Что касается результатов, которые китайцы на последней Олимпиаде показали, — это они явно подтянули цигун, я уверен.
Беседовала Марина Оборина Редакция журнала благодарит Сергея Потапкова за помощь в подготовке статьи.
Журнал "Про недвижимость35" №40 Зима 2014г. |