Есть на Вологодчине особо святые места. Попадаешь туда — и понимаешь, что они, наверное, отмечены благодатью Божией. В одних нескончаемый поток паломников и экскурсантов, другие же малоизвестны и до времени сокрыты. Но из каждого такого места привозишь ощущение того, что нужно помнить, знать, почитать свою историю. Ведь обычно приезжаешь в святые места искать выход из сложной жизненной ситуации — или просто за компанию, из любопытства, а там обретаешь что-то очень важное, утерянное, духовное.
Культурно-архитектурное наследие Северной Фиваиды
Нам, жителям Вологодской области, иначе именуемой Северной Фиваидой, есть чем гордиться, есть что показать гостям! Планируя культурную программу для друзей, приезжающих из других мест, мы спешим предложить наши святыни для обозрения. И редко кто откажется побывать в Кирилло-Белозерском монастыре, который в России был одним из крупнейших до революции. Или в Белозерске, одном из древнейших городов России, являвшемся когда-то центром Белозерского княжества и одновременно ремесленно-торговым центром, что подтверждают сохранившиеся торговые ряды и — как доказательство благочестия богатых купцов и князей — множество храмов. Нельзя умолчать и о Ферапонтове: посмотреть в Ферапонтовом монастыре на фрески Дионисия, выдающегося художника второй половины XV — начала XVI века, который олицетворяет собой золотой век иконописи на Руси, — долг каждого россиянина! Нужно увидеть это чудо, ведь едут же гости иноземные посмотреть на него за тридевять земель! Горицкая женская обитель — достопримечательность нашей страны. Там необыкновенно живописно, островки разбросаны по руслу реки Шексны, на берегу которой древние белые стены охраняют величественные храмы старины, что в потрясающей красоте предстает глазам проплывающих на круизных лайнерах туристов и паломников. Среди них явно преобладают иностранцы — видимо, им интересны наши и природа, и архитектура. Не больше ли, чем нам?! Что и говорить — уникальна русская северная культура! Но что касается тех многочисленных церквей, которые не так давно стали реставрироваться и обретать должный вид, — считается, что они не настолько привлекательны для познавательных поездок и паломничества. Так было и с сиземской церквушкой… Недавно еще про Сизьму можно было услышать: «А-а-а, это там, где странный такой молодой человек о чудесах проповедует и пытается из руин храм восстановить? Ну разве возможно в наше безденежное время в глухой деревушке почти заново отстроить церковь? Чепуха!» Этим разговор обывателей заканчивался, но люди почему-то ездили в этот уголок России, и чаще всего посмотреть — а правда ли, что место это чудесное?
Чудесное комариное место и не только
По одной из версий, слово «Сизьма» в переводе с финно-угорского означает «комары» — их немало в этой местности. Первое летописное упоминание о реке Сизьме, на которой селились люди, относится к 1189 году. Поселение росло, богатело — и долго славилось как довольно зажиточное село Руси, где хватало и купцов, и простого люда, умельцев. До сих пор вспоминают об известных сиземских пивоварах (пиво после экскурсии можно отведать в трапезной), о лучших на Вологодчине маслоделах… Именно как память о купеческой щедрости в селе возвышается храм, именуемый в честь святителя Николая Чудотворца — покровителя торговцев и великого Божьего угодника, о котором каждая русская старушка могла сказать: наш святой, хотя вовсе и не русский он, но наш! Церковь еще называют островом неба на земле. Именно к этому острову и устремляются сейчас многочисленные паломники. Даже не верится, что с 1939 года храм не посещался прихожанами, был закрыт советской властью, постепенно разорялся, использовался как клуб, затем как склад. И долго бы люди ходили мимо этого, несмотря ни на что, красивого и величественного здания, но пришло время собирать камни. В 90-х годах начались первые реставрационные работы. В августе 2006 года в полуразрушенном храме состоялись первые службы. С молитвами в святом храме быстрее пошла реставрация, больше стало приезжать людей из самых разных частей не только нашей области, но и страны. А уж когда стали обновляться иконы — до тех пор совершенно черные, на которых ничего не было видно, — тут развели руками даже московские эксперты. Явное чудо, которое не перестает быть! В храме одна за одной просветляются иконы, лики начинают проявляться вопреки всем мирским законам; те, кто был ранее и видел буквально черные доски, — теперь приезжают повидать чудесные изменения и невольно плачут, видя, как хорошо стало образам в обжитом и уже намоленном храме.
Благодаря старожилам
Несмотря на безбожное время, не сумел народ забыть о святынях, коими был прославлен этот храм, это место. Сохранились среди старожилов рассказы о Честном и Животворящем Кресте Господнем, по легенде он, хотя и каменный, приплыл по реке против течения, прихожане его хранили и берегли, потому что он обладал чудесной силой исцеления. Части разбитого во время революционных событий Креста сохранились доныне и славятся не менее: к ним прикладываются в болезни и получают облегчение в боли. Ради этих осколков, дарующих здравие, едут люди теперь издалека. Конечно, за здоровьем едут и на святые источники сиземской округи. Один из них — святой источник Пантелеимона Исцелителя в деревне Починок. Он хорошо благоустроен, с чистой родниковой водой, с ним связано предание об исцелении многих селян, «болящих поветрием» (эпидемическая болезнь), а исцелились они благодаря молебну, отслуженному перед святой иконой великомученика Пантелеимона во время крестного хода с этой иконой, возле этого источника. Ко святому же колодцу великомученика Георгия Победоносца в деревню Соловарку едут тоже не только для того, чтобы наполнить бутылочки святой водой. Если обратиться к летописным источникам, то увидим упоминание о колодце, относящееся к 1678 году: колодец вырыт лопатой болящим, неходящим юношей, которому во сне явился ангел и велел, чтобы отнесли его в деревню, под горку за храм, и чтобы он, выкопав ямку, умылся появившейся в ней водой. Юноша сделал все, как было велено, — и пошел домой своими ногами. А день исцеления был днем памяти святого Георгия Победоносца. Так и зовут по сей день колодец Егорьевским. В 1991 году была построена в той же деревне часовня Ксении Петербуржской. Причем святая явилась во сне уроженке этих мест (хотя тогда она проживала в Томске) и указала место строительства часовни возле колодца Георгия Победоносца. Строительство часовни было связано с именем этой святой не просто так. Еще со времен Великой Отечественной войны сиземские земли были населены многими эвакуированными ленинградцами, а в Ленинграде долгие годы жила в сердцах людских память о святой блаженной Ксении Петербуржской, которая покровительствовала жителям Ленинграда, внимала каждой слезной молитве просящего и помогала. Любовь ко святой Ксеньюшке эвакуированные привезли сюда, и она тут, как бережно пересаженный цветок, разрослась, заблагоухала. И не иссякает поток просителей и молитвенников в часовенку в деревне Соловарке, и так же, как в Питерской часовне на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге, оставляют здесь записочки, приезжают не по одному разу с просьбами, затем возвращаются поблагодарить за благодеяние и быстрый ответ на молитву. Не раз приходилось быть свидетелем чуда. Так, продавец в магазине узнала меня, сказала, что вместе мы были в паломнической поездке в часовенку, а пока я припоминала, кто да что, она поделилась радостью: «Просила я у святой Ксении ребеночка, семь лет с мужем живем, а деток нет; и вот прошло чуть больше полугода, а я уже в декрет выхожу, жду девочку, хочу Ксенией назвать». А если доведется вам, дорогой читатель, заглянуть в тетрадку, которая в часовне заведена для записи уже совершившихся чудес, — поверьте, будете поражены: вот оно чудо, рядом!
Не стоит село без праведника
«Не стоит село без праведника» — гласит народная мудрость. Вот и село Сизьма не исключение. Если открыть Библию, то в книге Притч в 11-й главе, в 10-м стихе, прочтем: «Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается». И очень долго на Руси обращались к этой Книге книг, потому-то понятия «праведник» и «праведность» полноправно жили в языке и были всем понятны, наполняя разговорную речь, а не только воскресную проповедь в храме. Такие праведники, несомненно, жили и в Сизьме, и в других окрестных деревнях, и хотя их немного, а все-таки не появился бы без них такой умница, истово верующий христианин Владимир Егоров. Упертый, как о нем говорят, преданный сын Матери Церкви, своей Отчизне — и ее традициям тоже! Без него невозможно представить ничего из того, что описано выше. Все, абсолютно все сделано его руками, одухотворено его идеями и под его чутким руководством и наблюдением. Мы с удовольствием общались каждый раз при встрече с Владимиром Валентиновичем, говорили о Сизьме, о храме. С горечью он делился наболевшим: «Знаете, очень жаль, что мало людей ходит на службы… Ведь каждое воскресенье храм открыт, службы проводятся довольно часто — батюшка приезжает, а народ стоит в храме в основном не местный — то череповецкие, то вологодские, то питерские гости, то дачники заедут… Еще немножко — и поумирают старушки верующие, а их и так мало, — и все, не знаю, кто из деревенских придет помолиться. Таков наш духовный уровень…» Сам Владимир хлопочет изо дня в день то о Центре традиционной культуры, то о трапезной, в которой должно не прекращаться продуктовое довольствие для экскурсантов и паломников, чтобы всех накормить, напоить, то о храме. Услышав вопрос, что для него Сизьма, он застеснялся и ответил: «Это вся моя жизнь! Я родился на этой благословенной земле, получается как в поговорке: где родился, там и пригодился. Невозможно быть неблагодарным своей Родине! Она вырастила меня, примером благочестивых людей, окружающих мою семью, живущих рядом, воспитала меня. Заронила зерно веры к Богу, а Бог взрастил его, поместив меня на то место, которое я занимаю, — в храм. И все, что окружает это святое место, связано с откликом в сердце — отблагодарить родимую сторону! Не дать зарасти дороге к храму, а значит, и самому молиться, трудиться, прислушиваться к своему сердцу: ладно ли я делаю, все ли правильно сегодня было в моем рабочем дне? И так изо дня в день, стараюсь служить своей земле, своему храму… А уж оценивать наши труды будет Господь. У меня же в мыслях пока каждое утро лишь одно: еще один день наступил для радости труда, будем трудиться». А батюшки, служившие в Никольской церкви, свидетельствуют: «Многое на этой земле сдобрено его молитвами и мольбами прихожан, которых он сумел зажечь и приобщить к добрым делам восстановления святых мест сиземских». Как-то после богослужения правящий архиерей владыка Максимилиан отозвался о Сизьме: «Вот убрать Владимира Егорова с его работы временно, послать его куда-нибудь из Сизьмы, и потеряется село, утратит свою особинку, не станет у него «сердцебиения» — Володиных хлопот и забот»… Увидев это беззаветное служение святому делу Владимира, не смог остаться в стороне главный спонсор всех строительно-восстановительных работ в сиземском храме, директор шекснинской кондитерской фабрики «АтАг» Арутюн Атомян. Это его большими денежными вложениями, добрыми стараниями засверкало позолотой внутреннее убранство храма, приведена в порядок территория. Облик храма поменялся в корне. В личной беседе Арутюн Агасиевич как-то поделился: «Я так люблю Бога, что не могу Ему отказать ни в чем! Тем более что сердце мое, как и супруги моей, переполнено благодарностью к Нему за то, что у меня после долгих молитв родился сын, наследник, и я буду помогать этому храму, Володе, чтобы доделать все до последней дощечки так, как должно быть в святом храме — а должно быть ВСЕ красиво!» И, как сейчас говорят, «мужик сказал — мужик сделал» — работы закончены!
Соприкасаясь со святынями
В человеческом сердце навсегда остается неизгладимый светлый след от соприкосновения со святынями. После такой поездки вдохновляешься вспышками-воспоминаниями, которые придают крепости, духовных сил. Есть все основания надеяться, что традиция паломничества будет сохраняться и многие паломники смогут помолиться и поклониться святым местам не раз в своей жизни. И уж обязательно побывают на сиземской земле, где будет возможность испытать церковное единение людей благодаря участию в богослужениях, совместной молитве, общению. Именно там ожидает каждого приехавшего только свое сокровенное чудо, но главное чудо — это внутреннее перерождение человеческой души, после чего хочется быть добрым, отзывчивым, тихим. И… праведным, чтобы наши села и города не вымирали и не исчезали с лица земли, а стояли и славились своими святыми местами.
Ариадна Осипова Фото из архива Районного центра традиционной народной культуры (с. Сизьма) Журнал "Про недвижимость35" №40 Зима 2014г. |