Рубрики
Архив журнала
Социум

Нищие духом... Что скрыто от посторонних и равнодушных глаз?

               Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил. Такого свойства это дело: данное нами к нам же вернется. 
                                                                                                         Святитель Иоанн Златоуст

               «Отчего люди злы?»


               Кто же не встречался с нищими в наше непростое время? Это как раз та сторона жизни общества, которую не хочется лице­зреть, не хочется, чтобы вообще существовали рядом с нами оборванные, грязные… Но не столкнуться с этим явлением невозможно! И на память сразу приходит вокзальная история, случившаяся со мной недавно в Воронеже. А было так. Поезд остановился, народ вывалил из прожаренного солнцем вагона и помчался по перрону в поисках съестного и прохладительного. Никто не замечал (или не хотел замечать) одиноко стоящую возле мусорных баков старушку. Проводники споро выбрасывали туда пакеты с накопившимся за дорогу хламом. Бабуля же, забравшись на ящичек, ловко цепляла их палочкой с приделанным на конце крючочком и выволакивала обратно. Находила в них что-то наметанным глазом, раскладывала по сумкам — бутылки в одну тару, еду в другую. А завершив процесс сортировки, медленно побрела восвояси. Когда она проходила мимо меня, я сунула ей в карман упаковку сыра. И почти тут же наткнулась взглядом на явно несанкционированную надпись на пешеходном переходе: «Отчего люди злы?»

                 Наши нищие


                 
Прогуливаясь по Череповцу, на Советском проспекте (возле магазина «Каравай») вы почти наверняка встретите сидящего на земле пожилого мужчину. У него и прозвище есть — Военный. Если попробуете с ним заговорить, обязательно расскажет душещипательную историю про то, что остался без квартиры, которая была за углом — в центре города; как пропали все документы и как воевал, да вот теперь никому не нужен... Мало кто хочет слушать. И все же нашлись люди, которых судьба его за живое задела. 
                 Начиналась зима — пройти мимо было невозможно. Сразу несколько человек занялись бедолагой — предложили поместить Военного в Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства. Располагается он на улице Промышленной (территория ДОКа). Здесь можно жить, одновременно восстанавливая документы, и даже получить помощь с устройством на работу и обретением постоянного места жительства. Договорились, приехали на машине за ним. Нет Военного! День нет, другой, третий... В «Каравае», откуда гоняли его охранники за попытки разжиться спиртным, только руками развели: «Сами удивляемся. Каждый день сидел, каждый день гоняли, а теперь исчез. Может, умер?» Но через пять-шесть дней Военный снова на посту появился — все с теми же историями. Подошли к нему, пристыдили: «Что же ты, друг? Столько людей для тебя старались...» Потупил глаза, как ребенок, нечего ответить. Не узнали мы правды. Но подумалось почему-то: живет он себе в квартирке за углом, и очень удобно ему вот так побираться. Можно встретить на Советском и других попрошаек...  
                 Дойдя до собора, видим уже нескольких просящих милостыню, давно знакомых прихожанам в лицо — это наши завсегдатаи. Многие из них, насобирав нужную сумму, сразу устраиваются под ближайшим забором на отдых — выпить, закусить и поспать. Нет, завидовать, конечно, нечему. У каждого своя судьба, своя жизнь, порой трудная и отчаянная: тюрьма и сума за плечами, крыши над головой нет. Да это и нормально, что приходят они к храму — куда же еще?.. Но люди среди них очень разные. Стоит присмотреться, кому и что на церковной паперти нужно. 

                «Просящему у тебя дай…» 


                Деятельность социальной службы Воскресенского собора весьма многогранна. Занимается она и теми людьми, которые днями просиживают у храма с протянутой рукой. Вот что нам рассказали служащие подворья: «С первыми серьезными холодами мы всегда беспокоимся, как у кого с жильем и одеждой. Этой зимой, например, пристанище трех наших нищих сгорело. Начали искать для них крышу над головой, хотя бы на зимнее время — морозы-то не за горами. Подключили комитет социальной защиты населения. Узнали, что за городом есть приют для бездомных — с многообещающим названием «Дом милости». Организовал его человек по имени Вячеслав (пастор неправославной общины). Через день после знакомства звонок по телефону: «Вы нам помогите — нет мыла, постельного белья, одежды теплой». Объявили сбор пожертвований — одежды и другого необходимого для жизни обитателей приюта. Прихожане рады были помочь, приносили в храм все, что нашли в своих «закромах». Не успевали вывозить из пункта сбора баулы со всяким добром. Через короткое время видим — наши подопечные опять у собора, но уже намытые, разодетые, не узнать. Спрашиваем: «Разве вас не кормят?» «Да не-е... кормят, но кашу мы не любим, хотим на пирожки насобирать. А так-то там тепло, хорошо, и даже работать можно. Но молиться по-ихнему не будем. Что мы, нехристи какие? Кресты вот носим!» 

               Как мы с Долларом флюорографию проходили


             
 На следующий день картина та же — опять на паперти сидят. И едва мы появляемся, навстречу бегут: «Начальники приюта сказали — флюорографию срочно пройти. С нами не идут. А кто таких без документов примет, нас ведь много?» Звоним по разным номерам. Не хотят связываться, когда узнают, что бомжей у нас тридцать (в приют, кстати, устраивали троих) и один вдобавок безногий. И все-таки нашелся добрый доктор, который после подробного опроса спросил: «Это у вас как бы предновогодняя акция получается? Замечательно! Приезжайте, всем сделаем. Бесплатно».
               В назначенный день приезжаем в тубдиспансер. Надо было видеть лица работниц тубдиспансера, когда они увидели нашу разношерстную компанию. Плюс ко всему наша попрошайка Наталья зашла в коридор с собакой: «Не выгоняйте, ладно? Доллар меня так полюбил, везде следом таскается. Пусть тут побудет, а?» Умоляющий взгляд просил не за щенка — за сына как минимум... Эта любовь, не растраченная бывшей детдомовской девчонкой, повидавшей за свою сорокалетнюю жизнь такое, что нам в страшном сне не приснится, просто обезоружила. Отказать не смогли. Предупредили только: вести себя Доллар должен культурно, иначе всех выгонят. И пес как будто понял — обли­зал Натальин нос, тихонько взвизгнув от радости. А еще — вы бы видели, как держали мужики этого хвостатого «пациента», как умоляли его не лаять, когда подошел хозяйкин черед «сниматься»… 
              Флюорографию прошли все. Уже попрощавшись с благодарными горемыками, долго провожали компанию взглядом. Приодели их наши прихожане до того прилично, что лишь лица выдают их самое прямое отношение к пьянству и, как следствие, к нищете. 
               Им даже в голову не приходит, что все это может случиться (не дай Господь!) и с ними...

               Помочь надо!


               
После памятной флюорографии прошло не так много времени, а наши подопечные вскоре вновь перебрались на паперть — теперь уже насовсем. Хозяева «Дома милости» поставили одно невыполнимое, на наш взгляд, условие: если кто-то из жильцов напьется — того без разговоров вон. Ну не смогли они выдержать. И снова оказались на улице, да еще и братьев по несчастью с собой прихватили. Крышу над головой с Божьей помощью им опять нашли. Но сама проблема бездомных никуда не исчезла, а в пределах всего Череповецкого района масштабы она имеет немалые. Вереницей идут просители: «Помогите — только что из тюрьмы», «Поддержите, чем можете, — я сирота, всю жизнь скитаюсь». И к каждому нужен свой подход. Такой, чтобы не оттолкнуть, но помочь обрести себя, найти собственную тропинку в жизни. Кого-то требуется в монастырь отправить, кого-то в приют, а кому-то просто с документами помочь. 
               
Вещевой фонд при Воскресенском соборе организовали. Он всегда очень кстати: одеть человека можно сразу, в соответствии с любыми погодными условиями. И небольшой запас пищевых продуктов имеется — благодаря нескольким скромным благотворителям. Голодным человека в путь не отправишь, не в наших это правилах. А уж если он до монастыря доберется — там и работа, и тепло, и еда. Монастыри православные никогда бездомного не оттолкнут, все силы приложат, чтобы избрал он путь добра и веры. После общения с сотрудниками подворья, старостой Е.Ф. Булатовой и заведующей духовно-просветительским отделом М.П. Курсаковой, знакомства с подробностями социальной прихрамовой службы невольно подумалось: не все так безнадежно, когда живут рядом неравнодушные люди.


                А есть ли надежда?


                Посмотришь на этих обездоленных, и кажется — нет ее. Но время от времени все же слышишь чудесные истории о том, как кто-то встал на ноги, особенно в храмах и монастырях много их рассказывают.
                «Вот пригрели бездомного, а он оказался трудяга! В любом деле поможет. Но особенно квасное «ремесло» у него спорится — такой квас делает, что из района за ним приезжают!» 
                Бывают и совсем уникальные истории — такие, как в Новороссийске. Родственники рассказали о знакомстве с попрошайкой Ириной, что сидит возле Свято-Троицкого храма. Она словно негр загорелая — солнце ее насквозь пропекло. Это и понятно: круглый год на улице подаяние просит. И не пьющая вроде, просто до пенсии еще ого-го, а жить не на что и негде... Так вот. Сидела раньше эта Ирина на паперти с другом Женькой. Женек тот все про отца рассказывал, который якобы за границей обитает: только бы отыскать его — сразу заберет… Ну конечно, кто пьянчужке поверит? Но однажды местный батюшка поручил прихожанам попытаться найти этого заграничного родителя. Вот тут-то чудо и случилось! Отыскался он, выслал денег на адрес храма, а вместе с ними и вызов для сына. Прихожане выправили Женьке документы, и встретился отец со своим непутевым чадом! До сих пор радуется Ирина за друга, хотя сама так и осталась сидеть возле храма…

                 В этом мире живет любовь!


                 
И правда — куда податься человеку, социально незащищенному или просто оказавшемуся в трудной жизненной ситуации? Чем могут поддержать его городские службы? Далеко не все читают газеты и слушают радио. А значит, не все могут владеть подобной информацией. Получается, спасение утопающих — дело рук самих утопающих? Верно... Почти. Если есть нужда, она заставит ходить по инстанциям, собирать справки, узнавать — что, где и как... Одна знакомая молодая и одинокая мама Елена именно так себя спасала. Родила малыша и уже через несколько месяцев поняла: не прожить ей с младенцем на крохотное пособие. Родители без конца упрекали — сидит, мол, на шее, да еще и ребенка прижила. Быстренько сообразила: надо что-то искать. Обратилась в Интернет с запросом. Наткнулась на открытую группу в сети «ВКонтакте» «Помощь малоимущим семьям в Череповце и Череповецком районе» — здесь принимают в дар любую мужскую, женскую, детскую одежду и обувь, а также памперсы, игрушки, книги, учебники. Там же познакомилась с другими нуждающимися и не стыдящимися своего бедственного положения людьми. Они поделились опытом. Рассказали, что есть в городе бесплатная юридическая помощь для малоимущих, при комитете соцзащиты населения. Появилась возможность пойти с нужными справками в Центр помощи семье и детям на улице Краснодонцев, 48, где встретили ее очень доброжелательные специалисты. Они объяснили, как можно получить разовое пособие, продуктовые пакеты, гуманитарную помощь. Словом, на своем месте люди! И разнообразие предоставляемых услуг радует: срочное обслуживание населения; помощь женщинам в трудной жизненной ситуации (в том числе и вернувшимся из мест лишения свободы); поддержка семей, находящихся в социально опасном положении (разработан и реализуется проект «Шаг навстречу»). Отлажены центром и пути сбора справок на пособия, подключения к проблеме специалистов из других социальных учреждений города. 
                 
Возвращают обездоленным смысл жизни, то есть творят настоящее добро, и работники социальных служб городских храмов. Там никогда не откажут — утешат и помогут. Во всемирной организации Красного Креста (ее отделение находится на ул. Сталеваров, 73) тоже примут человека с любой бедой, подключат помощников-консультантов, подскажут, куда еще обратиться. Вокруг этих служб всегда есть милосердные люди. 
                Если вам, дорогие читатели, тоже захочется сделать что-нибудь доброе, то, обратившись в вышеназванные учреждения, вы можете узнать конкретные имена нуждающихся блокадников, детей с ограниченными возможностями, многодетных семей и т. д. И о многом таком, что сокрыто от посторонних и равнодушных глаз, но для открытых к доброделанию душ никогда не останется в тайне!

 


                                                                                           Ариадна Осипова

Журнал "Про недвижимость35" №39 Осень 2013г.
Нам важно ваше мнение
Что для Вас является наиболее важным при выборе агентства недвижимости?

Прокомментируйте, пожалуйста, Ваш выбор