Непутевый слесарь-сантехник Афанасий Борщов — главный герой замечательной комедии Георгия Данелии «Афоня» — в конце фильма отправляется на аэродром. Ему все равно куда лететь… Мурманск, Петрозаводск, Череповец. «Повезло» нашему городу, в котором он, похоже, обосновался надолго. По крайней мере, об этом свидетельствует рассказ Елены Витальевны, основанный на реальных событиях. Главной целью его публикации стало искреннее желание уберечь читателей от трудностей и передряг, связанных с сантехническими работами. И от встреч с Афонями в лице некоторых местных нерадивых сантехников.
От добра добра не ищут?
Очень хотелось иметь свой дом, и желательно в черте города. Когда подходящий участок был найден, началось строительство. Все шло хорошо, пока не встал вопрос о проведении полного комплекса сантехнических работ. Мы никогда не надеялись на случай, не брали людей с улицы. Только по рекомендации знакомых, но, к сожалению, даже это не уберегло нас от проблем. Первый человек, к которому мы обратились, был хорошим специалистом. Грамотно произвел все расчеты, частично закупил оборудование и материалы. Но в процессе выполнения работ выяснилось, что он не владеет последними технологиями укладки теплого пола. В чем он честно признался. Так как было непреодолимое желание сделать все по последнему слову техники, мы приняли сложное решение — обратиться к бригаде, обладающей нужными знаниями. И понеслось…
Афанасий Борщов: «Совести у меня — во, с прицепом. А времени у меня нет»
Для тех, кто не знает: существует несколько этапов работ, связанных с сантехникой, водоснабжением и канализацией. Но именно первый этап — самый дорогостоящий для заказчика. Ведь здесь составляется смета расходов и производится закупка материалов. Упустив контроль на этом этапе, можно потом только догадываться о том, что положили и что установили. Обратились мы в одну из фирм города, заключили договор и стали ждать, когда наша мечта обретет воплощение. Несмотря на видимость бурной деятельности, отставание работ от намеченных сроков составило полгода. Мы как могли контролировали процесс, но откуда же нам знать тонкости этой нужной и важной профессии. Каждый раз находились какие-то «объективные» причины: нехватка свободных рук, материалов… А мы все ждали. Первое, что нас поразило, — искреннее удивление мастеров в ответ на требование предоставить исполнительную схему прокладки труб по участку. Оказалось, что за всю их многолетнюю практику — это первый случай, когда их об этом спросили. Они попытались заверить нас, что все это умеют, но рисовать схему нам пришлось самим от руки.
Афанасий Борщов: «Так потекла бы. Жесть! А я тебе чугунную поставил. Навечно! Перпетум мобиле!»
После этого мы всерьез обеспокоились, и в разговор с нами включился директор фирмы. Но чем больше мы задавали вопросов, тем меньше получали ответов. В конце концов он вообще перестал объяснять, что происходит (скорее всего, просто не знал, что сказать). Наше терпение лопнуло. Мы стали проверять счета и сделали независимую экспертизу проведенных работ. Оказалось, единственное, что исполнители сделали в полном объеме, — это освоили денежные средства на закупку материалов. Более того, они пытались навязать нам перечень выполненных работ, которые сделали по собственному желанию и даже не соизволили согласовать с нами. Нерадивая бригада забыла о канализационном сливе в комнате на втором этаже. Пришлось долбить отбойными молотками отверстия под трубы, после того как был уложен теплый пол. В систему отопления была залита непонятная жидкость, которая стала разъедать трубы и радиаторы. После этого никого уже не удивило, что оборудование и материалы, указанные в смете, разительно отличались от установленных. Пусть они были незначительно хуже, но все-таки были другими.
«Афоня, ты мне рубль должен!»
После предъявления результатов экспертизы хозяин фирмы сослался на то, что во всем виноват его работник, который уже уволился… Бригада после этого испарилась, несмотря на действующий договор. Наш итог: потерянные деньги, время, множественные переделки и… необходимость поиска нового профессионала.
Ушел на большие деньги…
Опять отзывы, рекомендации, и вот найден новый мастер, идеально показавший себя на других объектах. Он действительно выполнил определенный объем, но потом пропал… Как предположили знающие люди — «ушел на большие деньги». Или попросту на первый этап, который мы уже проходили, именно там можно сорвать большой куш. По работе мы не имеем претензий, но наши ожидания в плане дальнейшего ремонта не оправдались. Между тем человек, выполнивший работу с первого до последнего этапа, полностью знает объект и как его обслуживать. Он знает, как решить появившиеся в процессе эксплуатации проблемы. Кто теперь будет курировать наш дом в плане сантехники и труб? Была еще одна бригада. Пришли, посмотрели и с ходу назвали цену. На вопрос за что, ответить они не смогли. Либо договоримся, либо нет. Неделю мы вели переговоры об обосновании выдвинутой сметы, которые ничем не завершились. Тянуть было невозможно, отказались от их услуг. И к лучшему. Для этой бригады плюс-минус сто тысяч рублей ничего не значили. Они прекрасно видели, что мы находимся в растерянности, и хотели на этом «навариться». Не получилось.
Вместо резюме
Если подвести итоги, то на основе нашей истории можно дать ряд полезных советов. Для выбора настоящего профессионала вы можете обратиться к продавцам-консультантам специализированных магазинов. Они регулярно общаются с постоянными клиентами и смогут посоветовать вам профессионала. Еще лучше — позвонить своим знакомым из строительных фирм. Застройщики имеют дело с различными мастерами. В процессе работы у них складывается собственное мнение о расценках, качестве выполненных работ и профессионализме нанятых специалистов. К сожалению, даже отзывы знакомых порой недостаточный аргумент в выборе работника. Как говорится, раз на раз не приходится. Поэтому, выслушав доброжелателей, не поленитесь проверить их слова. Не самым лучшим вариантом в данном случае может быть Интернет, но дополнительную информацию, портфолио профессионала, фотографии выполненных работ вы можете увидеть именно там. Совсем замечательно — лично убедиться в качестве работ непосредственно на выполненных объектах. Ознакомьтесь с работами нескольких претендентов. Выбрав достойных кандидатов, приступайте к переговорам. Разговор в первую очередь пойдет о сумме, в которую вам обойдется ремонт. Анализируя запрошенные цены и сопоставляя их с качеством работ, вы сможете сделать правильный выбор и не пожалеете о нем в будущем. Если с вас просят слишком малые суммы, вероятнее всего, работает одиночка. Это не всегда плохо, так как человек может оказаться настоящим профессионалом, но время, за которое он выполнит работу, несоизмеримо больше. Вместе с тем такой работник может оказаться разгильдяем, задача которого — сделать кое-как и сорвать куш. Если просят слишком много, возможно, это мошенник, который желает вытянуть из неопытного клиента как можно больше и исчезнуть. Искать надо золотую середину. Составленная смета по каждому пункту должна быть аргументирована специалистом. После того как узнаете стоимость работ, обязательно поинтересуйтесь, имеется ли гарантия и согласен ли сантехник заключить трудовой договор. Получив отказ, смело говорите до свидания. Далее следует поинтересоваться, какие будут нужны материалы и сколько они стоят. Получив нужную информацию, наведите справки о средней стоимости этих материалов в специализированных магазинах. Чаще всего клиента пытаются обмануть уже на первых этапах сотрудничества. Если проверку на вшивость работник не прошел, прощайтесь без сожаления. И в заключение. Обязательно лично контролируйте ход работ. Да, вы не профессионалы, но соврать человеку в лицо гораздо труднее, чем по телефону.
Приметы САНТЕХНИКА-ПРОФЕССИОНАЛА
• Никогда не гоняется за работой и не будет навязывать свои услуги. Он всегда востребован, и зачастую к нему клиенты стоят в очереди. • Никогда не скажет, что знает все в своей профессии. • Он всегда следит за прогрессом и разбирается в новых сантехнических технологиях. • У хорошего сантехника не может быть низких расценок. • У профессионального сантехника есть весь необходимый инструмент. • Профессионал никогда не назовет стоимость работы по телефону, без осмотра. • Он всегда беспокоится о качестве проделанной работы. • Профессионал всегда может аргументировать свое решение или совет. • Хороший сантехник охотно делится своими знаниями. • Настоящий сантехник никогда не будет стесняться своей профессии
Учитесь на чужих ошибках!
Клим Михайлов Журнал "Про недвижимость35" №39 Осень 2013г. |