У каждого человека есть свои праздники — личные, семейные. К традиционному годовому кругу праздников люди давно привыкли. Пышно отмечать круглые даты стало доброй традицией в нашей стране. Из светской прессы мы постоянно узнаем о «юбилейных» новостях знаменитостей и берем на заметку интересные идеи на будущее. А приходилось ли вам слышать, чтобы кто-то устроил семейное торжество по случаю юбилея своего дома, да еще 100-летнего? Дома как люди, у каждого своя судьба и своя история. Они появляются на свет, их жизнь наполнена и радостями, и минутами грусти, а иногда и горем. Кто-то из них проживает долгую и яркую жизнь, а кто-то нет. У домов тоже бывают свои праздники и юбилеи. Они живут насыщенной и интересной жизнью, как и их хозяева. Чем интереснее хозяин, тем удивительнее жизнь его дома. Автором гениальной и необычной идеи — праздновать юбилей своего дома — является известный ведущий телевизионной передачи «Модный приговор» Александр Васильев. Он — хозяин нескольких уютных уголков домашнего очага во Франции, Литве, Турции, России. В 2012 году у одного из них — родового имения «Кривой погурек» в Литве — был юбилей! Внимательный и заботливый хозяин не оставил без внимания это событие.
О хозяине прелестного дома
Сегодня можно смело сказать, что Александра Васильева знают все. Каждое утро женская половина нашего общества оставляет домашние дела и усаживается у экрана смотреть телевизионную программу «Модный приговор». У Александра много профессий, их даже трудно сосчитать. Он — театральный художник, сценограф, дизайнер интерьеров, искусствовед, известный историк моды (но не модельер!), автор книг, ставших бестселлерами, увлеченный преподаватель курса «Менеджмент и теория моды» в МГУ и выездной арт-школы, непревзойденный лектор и коллекционер. Он знает секреты, как все успеть.
Юбилей дома
— Александр, 2012 год был юбилейным для вашего дома в Литве. Как вы отметили это событие? — Да, дом дожил до 100-летнего юбилея. Это событие я отмечал в течение всего 2012 года. Его даже освещало TV Литвы. Для Европы — это норма, когда одна семья живет в доме, дворце или замке 300, 400, 500 лет. В России 100 лет — уже редкость. Здесь нечасто встретишь семейство, которое длительное время проживает в одном и том же доме, сохраняя традиции семьи. По случаю этого юбилея в доме собрались мои родственники: сестра Наталья, кузины Елена и Людмила, кузен Владимир. Все они из рода Гулевичей, потомки тех, кто построил этот дом. К этому роду принадлежала и моя мама. Среди гостей была моя подруга из Парижа Ксения Триполитова, легендарная танцовщица, участница труппы «Русский балет полковника де Базиля». Ксения родилась в Вильно в 1915 году. Наш дом только на три года старше Ксении. Мы пили шампанское и вспоминали интересные истории, связанные с нашим родовым имением.
— А подарки дому были? На юбилеи полагается дарить подарки. — Конечно, были. Как же без подарков. Я сделал новую систему отопления в доме, новый водопровод. Трубы не меняли здесь 75 лет, их проложили еще в польское время. Я сделал ремонт в комнатах. На фасаде дома появилась дата «1912». Думаю, мой дом остался доволен подарками.
История одного дома
— Кто построил этот дом в 1912 году в Павильнисе? — Мой дед, инженер лесного ведомства Илья Герасимович Гулевич. Польский дворянский род Гулевичей происходит из Великого княжества Литовского, откуда в начале XVI века они переселились на Волынщину. Дед мой — потомок бедной ветви этого шляхетского рода с 600-летней историей. Он вырос в Вильно, где его старший брат Дмитрий Герасимович был инженером, а потом и казначеем ведомства Императорских железных дорог. Вместе они и решили построить этот дом в предместье Вильно, Павильнисе. Выбрали для дома просторное имение помещика Миллера «Кривой погурек». Кстати, имя это имение сохранило и сегодня. Купили землю частями и стали строить деревянную усадьбу в стиле классических дач чеховского времени — с большим вишневым садом. Двухэтажный дом был построен между 1906 и 1912 годами: с застекленной верандой, воздушным мостиком на второй этаж. Супруга брата дедушки, преподавательница женской гимназии в Ковно Мария Андреевна Ященко-Гулевич была родом из Шавлей. «Тетя Маруся» стала для моей мамы любимой тетушкой, а для меня — единственной из «бабушек», кого я знал. Она пекла хворост, пирог с брусникой и раскладывала пасьянсы. Рядом же, в имении Маркучай, до 1906 года жил младший сын великого русского поэта Григорий Александрович Пушкин со своей супругой, виленской помещицей Варварой Мельниковой, скончавшийся в 1935 году. Они часто принимали в своем доме маминого дядю Дмитрия Гулевича с супругой. После революции Вильно и наше имение отошли к Польше.
— Когда вы первый раз оказались в этом доме? — Впервые я попал в этот дом в возрасте одного года на руках моей мамы. Это было в 1959 году. В детстве, проводя летние месяцы в фамильном имении, я услышал массу преданий, познакомился с укладом стародавней жизни с прислугой и садом, ощутил всю прелесть старинного поместья. В доме был даже старинный «домофон» — труба, позволявшая бабушке переговариваться с прислугой и заказывать обеды из верхней кухни. Наше поместье чудом сохранилось в советскую эпоху лишь потому, что Виленский край поздно вошел в состав СССР. В советское время в столовой располагалась мастерская по ремонту автомобилей, веранда была разрушена и заменена кирпичным подобием какого-то бункера. В последние годы в нижнем этаже дома, представлявшем собой коммунальную квартиру, жили три семьи, а верхний этаж с тремя комнатами оставался во владении наших родственников — там жил после войны инженер Арсений Дмитриевич Гулевич со своей супругой, варшавской балериной Зофьей Верницкой и двумя детьми.
— Каким образом этот дом вернули вашей семье? — По существующему в Литве закону дома и имения, изъятые в советское время у законных собственников, при наличии подтверждающих права документов могут быть возвращены законным владельцам или наследникам, если они того пожелают. Таким образом моя семья по материнской линии вновь обрела наше фамильное имение с вишневым и яблоневым садом, цветниками. И я стал помещиком в живописнейшем предместье Вильнюса.
Портрет одного дома
— Что в доме сохранилось от первых хозяев? — Вход в дом сохранил старинную лестницу постройки 1912 года. Сосновый пол в комнатах тоже не менялся со времени постройки дома. По моей просьбе рабочие лишь сняли слои масляной краски, чтобы вернуться к старым доскам. Именно эти изъеденные жучком, покрытые патиной времени полы и сохранили для меня дух усадьбы. Украшением столовой является изразцовая печь шоколадного цвета, которую Гулевичи прозвали «Черная Салли» из-за темнокожести ее изразцов. Одна из семейных реликвий — деревянный секретер в стиле модерн работы моего дедушки. Он изготовил его сам в 1908 году по рисунку из журнала «Нива» и отделал выжиганием, что было особенно модно тогда. Дом по-прежнему утопает в зарослях столетней сирени и жасмина. А огромные липы создают живую изгородь нижнему саду.
— С чего вы начали возрождать дом? — Я решил заново декорировать дом в «бабушкином» стиле, к этому меня подвигли ностальгические воспоминания и желание вернуть дому его законное значение родового гнезда, в котором прошло мое детство. Когда в начале 1990-х годов мне достались эти любимые комнаты в доме, вид их был, увы, неутешителен. Я решил, руководствуясь сохранившимися архивными семейными фотографиями и воспоминаниями мамы, восстанавливать все утраты. Так, по старинным видам веранды удалось воссоздать в точности рисунок оконных рам и переплетов. Заказал двери — копии утраченных. В антикварных лавках Вильнюса купил старинные замки и ручки к ним 1906 года. В этом доме цвет стен мне подсказали картины, фотографии и назначение комнат. Фисташковый — для спальни, коралловый — для столовой, подсолнечный — для музыкальной гостиной со старинным петербургским роялем, соломенный — для веранды… Я всегда долго выбираю цвет, очень аккуратно подхожу к выбору. Картины всегда были моей слабостью, и первое, что я привез в «Кривой погурек», были французские и бельгийские портреты в стиле бель эпок и работы моего папы, художника А.П. Васильева.
— Какая самая старая вещь в этом доме? — Высокая конторка эпохи ампира с бронзовыми накладками наполеоновской поры. Для меня старинные вещи — существа одушевленные, в них огромная магическая сила.
— Как вы относитесь к домашним библиотекам? — Мне нравятся старинные книги, переплеты, журналы. В этом доме я собрал немецкие, английские, польские, парижские и русские издания 1900-х годов: журналы, ноты, альбомы со старинными фотографиями и открытками. Они — неотъемлемая нота в моем интерьере. Важное место в проходной библиотечной комнате занимает энциклопедия Брокгауза и Ефрона в оригинальном издании и переплете. Особое внимание в усадьбе я уделяю книгам, журналам и пластинкам.
— Ваш дом утопает в цветах. Вы любите цветы, есть ли любимые? — Да, цветы я люблю, особенно розы. Цветник в саду сохраняет любимые посадки первых владельцев дома: маки, флоксы, турецкую гвоздику, ирисы, настурцию, спирею, георгины, пионы, гортензию, калину «Буль-де-неж». В розарии и сегодня высажены кусты английских роз старинных сортов, бытовавших в царской России: «Генерал Шаблыкин» — одна из моих любимых, «Царица Северная», «Чайковский», «Франко-русский союз» и другие. Наши розы были лучшими в этом крае. Кусты английских роз, выведенные в Викторианскую эпоху, были характерным украшением любого сада в России в начале XX века. Особенно декоративно цветут розы сорта «Фантен-Латур», они и теперь культивируются в английском розарии Дэвида Остина. Некоторые розы я привез из Константинополя и Анкары. В эпоху модерна гортензии считались изысканными цветами и украшали любой сад. Я всегда стараюсь воссоздать сад определенной эпохи и высаживаю именно те растения, которые были в моде в ту или иную эпоху.
— Вы используете цветы в декорировании дома? — Да. Любовь к цветам и цветочным букетам характерна для обитателей этого дома. Я использую и искусственные цветы в декорировании. В столовой вы видите тонкие и графичные маки, которые были всегда желанными гостями в интерьерах эпохи модерна. Их ставили в высокие стеклянные вазочки-берцовки. Гордость зеленой спальни — ее зимний сад.
— Многие читатели будут удивлены, что вы имеете собаку. Как она у вас появилась? — Это интересная история. Моего мопса зовут Котик не в обиду ему, а лишь потому, что своей лоснящейся шкуркой он напоминает морского котика. Он настоящий преданный друг и обожает меня. Я подарил Котика своей приятельнице в Петербурге. Ему тогда было полтора года. Но вскоре она заболела и не могла ходить. И я забрал Котика, ему было уже четыре года. Мы полюбили друг друга. Он часто сопровождает меня повсюду, особенно любит бывать в родовом поместье «Кривой погурек». Котик считает себя настоящей звездой.
— Расскажите, пожалуйста, о его любимых занятиях. — Он очень любит путешествовать со мной, бывать на море и вкусно поесть. Ему нравятся фрукты, он обожает клубнику, виноград, дыню, арбуз. Любит играть и купаться в ванной, особенно в жару.
— Александр, вы — большой труженик. Рано встаете, поздно ложитесь отдыхать. Как вам удается многое успевать ежедневно? Что посоветуете нашим читателям? — Работайте! А не только пейте чай. У тех, кто занят, — нет времени на зависть. Не бойтесь пробовать! Если бы я все это не попробовал — я бы ничего не добился. Улыбайтесь! Будьте доброжелательны к другим людям. Освободите себя от ненужной информации и переживаний. У меня нет телевизора. Люди же смотрят сериалы, потому что жизнь их не наполненная. Сделайте свою жизнь интересной, и вам не нужно будет смотреть сериалы. Только тот, кто объездил мир, прочел много книг, увидел многое, может сравнить, оценить. Знание языков — потрясающее средство. Посещайте интересные места, дворцы, замки, дома. Смотрите альбомы интерьеров разных эпох и стилей. Они могут послужить эстетическим толчком для создания вашего собственного интерьера.
Этот дом очень похож на своего хозяина. В талантливо воссозданном имении, где жизнь наполнена душевным теплом и заботой, уютно всем. Соседские коты приходят в гости, зная, что хозяин угостит их чем-нибудь вкусненьким. Птицы радостно щебечут, выглядывая из заботливо устроенных для них скворечников. А как восхитителен сад! Деревья и цветы, дорожки и пруд трепетно рассказывают о своем хозяине, умеющем любую мечту превратить в реальность. Он постоянно вносит новые штрихи в портрет любимого дома. А дом живет своей счастливой и размеренной жизнью, верный хозяину и бережно хранящий истории родового гнезда, прошлые и настоящие.
Ольга Рачковская Вильнюс (Литва) — Санкт-Петербург Фото автора Журнал "Про недвижимость35" №39 Осень 2013г. |