Усадьба
Не очень современно сегодня звучит это название! В XVII–XIX веках так в обиходе называли поселение, которое состояло из различных построек, находившихся близ парка либо у реки. Оно было одним целым, а главную красоту составлял дом. Нам, череповчанам, несказанно повезло уже тем, что такая усадьба уцелела, восстановлена, привлекает своим изящным видом. Здесь можно насладиться не только внешней красотой. Внутреннее убранство барского дома, в котором более 30 разнообразных помещений, свидетельствует, что его владельцы были почитателями русского классицизма.
Благородство, в котором есть чувство меры
Деревянная усадебная архитектура в прошлом не могла состояться без какой-нибудь изысканной задумки. Неповторимость внешнему виду дома придают оригинальные находки архитектора: колонны, портики, окна, выделение центральной части, обращенной к реке, с эффектным треугольным фронтоном…
Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец
Доминантой русского поместья чаще всего являлся храм. Немыслим был жизненный уклад верующих христиан без церкви, без благословения — напутствия на все благие начинания. Именно молитвой отмечались все жизненно важные вехи. В церкви же освящалось начало и конец жизни членов семьи (наречение имени, таинства крещения, покаяния, святого причастия, отпевание). Отсюда и размещение икон в красных углах некоторых комнат барского дома. Серьезное отношение к вере, приучение детей к общению с Богом — неотъемлемая часть жизни русских дворян. Воскресенский собор, до которого рукой подать (или на лодке доплыть), своим близким расположением позволил усадьбе Горка обойтись без домовой церкви. Столь уважаемые горожане, как Гальские, имея свой выезд на лошадях, могли позволить себе поездку в воскресный день к обедне в любой храм города. Да и поблизости была часовня святителя Николая Чудотворца, до которой можно было прогуляться пешком. одного из сыновей Л.Н. Гальского. В 1900 году Н.Л. Гальской обзавелся семьей. Мария Алексеевна Шитова, выпускница санкт-петербургского Александровского института, дочь известного петербургского купца I гильдии Алексея Трофимовича Шитова, избранница Николая Гальского, после свадьбы переехала в усадьбу, став здесь хозяйкой. Свидетели прошлого…
Около сотни старых фотографий — главное богатство музея. Они — свидетели прошлого, на каждой из них застывшая радость, уверенные взгляды. Грядущие перемены еще не отразились на лицах владельцев усадьбы, их родственников. Усаживаюсь на лавку на первом этаже и замираю. Взор мой прикован к многообразию экспонатов первой комнаты: два серванта с резными узорами для посуды, стол, покрытый скатертью, посуда… Фигура стоящей у стола девушки-прислужницы, вся она — готовность подать, поднести, угодить…
Ответственное хозяйствование
Хозяйство Гальских было в Череповецком уезде не из последних. Вглядываюсь в окрестности усадьбы — снова время растворяется за окном: вот хозяйка степенно проходит по саду с парниками, останавливается возле оранжереи. Садовник, завидев свою госпожу, снимает шапку и кланяется ей из оранжереи. Она с достоинством кивает головой, что-то говорит ему... Он устремляется вглубь кустов и вот уже стоит перед ней с букетом свежесрезанных цветов. Гальская улыбается, прячет под накидку от холода цветы и направляется к дому, по пути не забывая глянуть, как там избы людские, амбар, что там у дома управляющего. Дети, накатавшись на лошадках, радостно бегут от жеребятника навстречу маме. Выхватывают цветы, несут их в дом, а она пойдет по парку, задумавшись о своем...
Узы родства
У Гальских было четверо детей, мальчики, Лев и Андрей, в детстве умерли, а девочки, Анастасия (1904–1967) и Мария (1914–1992), с революционных лет натерпелись и страху, и ужасов. Николай Львович не смог пережить национализацию усадьбы и умер. Мария Алексеевна Гальская скиталась с дочерьми с места на место, перебиваясь с хлеба на воду, а в 1930-х годах ее арестовали и выслали, в ссылке она и умерла, реабилитировали ее только в 1956 году. Дочери в 30-е годы переселились в Ленинград. Мария Николаевна вышла замуж, ее муж Леопольд Клеймонд был иностранным коммунистом, эмигрировавшим в СССР. Их дочь, Татьяна Леопольдовна Желвакова, живет в Санкт-Петербурге. Там же живут и другие потомки, связанные узами родства с Гальскими — по линии Шитовых. Линия Гальских — Багговутов после революции эмигрировала, поэтому в Америке сейчас живут братья Гальские, Константин и Александр. А в Москве проживает родня Гальских по линии Янишей.
Сделать все для людей!
Еще при Наталии Анифаловне Шестаковой, бывшей заведующей музеем, безвременно ушедшей от нас, был создан генеральный план развития музея, по которому проекты и ныне воплощаются в жизнь! Ее вклад в настоящее и будущее усадьбы переоценить невозможно. «Дорога к дому», «Чистый берег» — наиболее популярны среди горожан. Во всех мероприятиях, проводимых сотрудниками усадьбы, задействуются дети и родители, они охотно включаются в работу и по уборке территории, и по проведению мероприятий культурного досуга. Расширяет ассортимент туристических услуг для гостей усадьбы наличие конюшни с лошадьми. В самые ближайшие задумки входит восстановление дома управляющего, сотрудничество с творческими коллективами города — для перспективы освоения прилегающих к усадьбе домов. Возможно, планов рассматривалось бы и больше, но основная проблема заключается в труднодоступности. Все-таки усадьба находится в значительном отдалении от автобусной остановки. Вот и вспомнишь тут рассказ приятеля из Германии, Александра: «На моей остановке висит объявление, что в выходные дни до замка–музея можно доехать на автобусе, маршрут которого открыт специально муниципальными властями для изуче-
Череповчане о своей жемчужине
Ольга, 41 год, многодетная мать: «Люблю Череповец, люблю усадьбу, и историю ее люблю, хожу гулять с детьми весной и осенью к усадебным деревьям — они как свидетели прекрасного! Ходили бы и чаще, но далековато».
Ариадна Осипова Использовано фото с сайта: a.vologda-oblast.ru
|