«Найти себя в этой жизни крайне сложно…» — утверждают люди, прожившие жизнь. «Вот он я: красив, умен, всеми любим! Я все смогу!» — говорят молодые в начале трудного пути. «Не стоит испытывать судьбу, мне и здесь хорошо», — рассуждают те, кто остановился на полпути. «Куда-нибудь да вынесет», — промолвят плывущие по течению. «Это тупик…» — констатируют люди, свернувшие на кривую дорожку. «Что ждет меня впереди!» — воскликнет ЧЕЛОВЕЕЛОВЕ К, идущий к линии горизонта. Как бы то ни было, историю пишут люди, но вот какая это будет история, зависит только от них. Герой нашего интервью — Игорь Александрович Ручин, человек, в чьих руках оживает и вершится история.
— Расскажите, как складывалась ваша судьба? — Большая часть моей жизни прошла в Череповце. Уже в раннем детстве был очень увлечен историей, в особенности периодом раннего Средневековья в Древней Руси. Голливудский киношедевр «Викинги» с Кирком Дугласом в главной роли был моим любимым фильмом в юные годы. В «Современник» раз семь на него сходил. Любимой книгой в те годы была «Книга будущих командиров» Анатолия Митяева. Уже тогда начал ощущать предопределенность свыше, что выражалось в моих увлечениях. Учился я в 28-й школе, занимался в археологическом кружке, где мне очень повезло с наставником, Александром Валентиновичем Кудряшовым. Сейчас он директор Музея археологии Череповца. Именно он меня и приобщил к археологии. Мы не раз выезжали на раскопки, и так случилось, что в 1986 году вместе посетили Белозерск. Это был первый визит в этот город, тогда я даже не подозревал, что с этим местом в будущем мне посчастливится породниться. Когда позже вспоминал эту поездку, оказалось, что я даже проходил мимо дома моей будущей жены. Кто бы знал в тот момент, что так получится. Потом была учеба в Вологодском педагогическом университете на историческом факультете. А дальше настали трудные времена, 90-е годы. Тогда я не думал о науке и, как все, ударился в бизнес. Чем только не занимался, в моей трудовой книжке даже вкладыш был весь заполнен записями о месте работы. Искал себя во многих специальностях, но каждый раз чувствовал, что не мое.
— Как же случилось, что поиски призвания привели вас в Белозерск? — В то время я работал в Череповце барменом. Именно в городе металлургов я познакомился со своей будущей женой. Как я уже говорил, она родом из Белозерска, но на тот момент проживала в Череповце. Здесь же родился наш первый ребенок. Потом получилось так, что супруге достался дом на берегу Белого озера. Надо понимать, что обычно, когда говорят «дом на Белом озере», речь идет об обводном канале. В нашем случае дом стоит именно на озере. Это единственный жилой дом в округе. И мы вместе решились на переезд.
— Чем вы начали заниматься после переезда? Сразу нашли любимое дело? — Путь к тому, чем я сейчас занимаюсь, был неблизок. Я начал работать тренером в местном тренажерном зале, любовь к спорту, навыки и знания позволяли. Со временем мне предложили должность заместителя директора местного краеведческого музея по научной работе. Потом перешел в районную администрацию, возглавлял комитет по делам молодежи, туризму и историческому наследию. Я очень полюбил этот город, он очаровал меня своей энергетикой: древней, былинной. И мне удалось осуществить свою мечту, основать клуб по интересам, военно-исторический клуб, или, как еще говорят, клуб исторической реконструкции. Назван он был «Ратники Синеуса», в честь легендарного белозерского князя, брата Рюрика. Впоследствии мы переименовали клуб в «Белозерскую дружину», поскольку именно под таким названием упоминалось белозерское воинство в хрониках и летописях. Появился клуб 12 лет назад. Он объединил ребят разных возрастов. Мы занимались реконструкцией древнерусского костюма, доспехов, оружия, изучали приемы атаки и защиты с использованием средневекового вооружения. То место, где мы сейчас находимся (интерактивный музей «Княжеская гридница»), нам предоставили в аренду. Раньше здесь был музейный склад, заваленный стройматериалами и разным хламом. Вместе с ребятами мы не просто сделали его удобным для занятий, но и применили творческий подход, выполнив помещение в стиле древнерусской гридницы. Так называлась особая парадная княжеского двора, где проводились военные советы и пиры, принимались важнейшие решения. На начальном этапе было тяжело, но спасибо моим череповецким друзьям-предпринимателям за материальную поддержку. Их вклад трудно переоценить.
— Тяжело было работать в 90-е? — Я понимал, что один в поле не воин. Нужны были единомышленники. Основная группа ребят сформировалась, когда я работал тренером. В клуб приходили разные люди. Были и случайные, основная цель которых — покрасоваться в доспехаерсонафото «полтинники посшибать». Я не мог устанавливать жесткие порядки, требовать обязательного совершенствования костюмов. Понимал, что не все могут себе позволить приобрести дорогостоящие элементы для реконструкции одежды. Но главное, что были ребята, желавшие развития, стремившиеся к знаниям. На этом и строился наш клуб. А время само все расставило по местам. Костяк клуба остался, и не только в Белозерске. За время существования многие обзавелись семьями, которые они также увлекли своим примером. Есть и еще один клуб, более узкий. Клуб «Славесь» (в окрестностях Белого озера жили славяне и племя весь, отсюда и название), созданный на базе нашей многодетной семьи. Все вместе мы также приобщаемся к традициям и обычаям белозерской земли.
— А как начал свою работу туристический центр? — Когда палата («Княжеская гридница» — авт.) еще находилась в сыром варианте, к нам случайно забрели туристы. Я увидел неподдельный интерес и провел экспромтом экскурсию с интерактивом, надев на первых посетителей элементы доспехов и реконструированной древнерусской одежды. Туристы были в восторге! Об этом случайно узнали турфирмы, и поток туристов стал быстро увеличиваться! Все заработанные средства мы вкладывали в дальнейшее благоустройство музея, одновременно занимались рекламой, выступали на телевидении, искали спонсоров. И вот последние 10 лет мы вместе с женой — соучредители своей турфирмы, продолжаем активно трудиться на поприще развития внутреннего туризма. За этох перед девочками или на туристических время нами создан собственный, во многом уникальный белозерский турпродукт, основанный на работе интерактивного исторического комплекса «Русь изначальная». Более того, мы продолжаем вести научную деятельность. Считаю важным достижением, что мы одними из первых в Вологодской области реконструировали древнебелозерский костюм. Была проведена большая и кропотливая работа.
— Какие задачи сейчас стоят перед вами? — Главная задача — привлечь людей в Белозерск и продолжать развитие, не останавливаясь на достигнутом. Наш город и край обладает огромным туристическим потенциалом. Мы продолжаем работу по «оживлению» истории, выезжаем на фестивали и организовали исторический праздник у себя. В этом году в третий раз пройдет исторический фестиваль «Былины Белоозера». Более того, успех «Гридницы» нас окрылил, и мы создали новые объекты туристического показа. Построили речную весельную ладью «Славянка», на которой катаем туристов, к немалому их удовольствию. Через год был создан «Длинный дом викингов», где мы знакомим гостей с бытом и традициями наших северных соседей. Проходя по Великому Волжскому пути, шведские викинги — купцы и воины — были частыми гостями в Белозерье, и, вполне возможно, у нас располагалась их перевалочная база. Одновременно была обустроена интерактивная кузница. Сейчас поток туристов вырос в разы, но все относительно. К сожалению, развитию мешает отсутствие в Белозерске инфраструктуры достойного уровня. Мы с успехом погружаем наших гостей в историю, даем возможность почувствовать колорит минувших эпох, но отсутствие нормальных бытовых условий нейтрализует эффект нашей работы. Нужны инвесторы, которым надо обеспечить зеленую улицу. Ведь начинали мы на голом энтузиазме, который не иссяк до сих пор. Энтузиазм — великая вещь, а если он подкреплен инвестиционными проектами, то возможно все.
— Какую роль такие клубы играют для сознания молодежи? — В первую очередь здесь надо говорить о массовых выступлениях. Именно эта сторона является отражением той большой работы, которая проводится. Выступления, приуроченные к историческим событиям или праздникам, очень важны. Именно на таких мероприятиях история оживает. В школе история — это таблицы, схемы, даты. Изучать такую историю сложно, а для многих откровенно скучно. Наше убеждение — история должна жить, дышать, учить и радовать людей. Оказывать влияние на самосознание. Мы должны видеть, как происходило то или иное событие. Это намного лучше, чем кино. Когда ты слышишь звон мечей, треск щитов, лязг доспехов, чувствуешь, как содрогается земля от ударов боевого тарана по воротам, — начинаешь по-другому относиться к истории.
— Как вы относитесь к таким фактам, как лезгинка на Красной площади или стрельба на кавказской свадьбе в центре Москвы? Что происходит? — Митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати», написанном в XI веке, сказал очень мудрые слова: «Кто чужую веру хвалит, тот свою хулит». Обращено это было к тем русским князьям, которые заигрывали с католицизмом. Все, что вы сказали, происходит оттого, что мы сами отошли от своей национальной культуры, от своей веры. Причиной тому — трагические события XX века, когда уничтожались ее основные носители — духовенство, казачество, крестьянство. Тот вакуум в духовно-нравственной среде, который образовался, заполнился откровенным суррогатом, мутным потоком, хлынувшим к нам с Запада. Вместе с тем бок о бок с нами проживают народы, которые остались верны своим традициям, религии, укладу. И свою верность и причастность к собственной культуре они зачастую выражают в подобных формах. Другое дело, что сейчас та же лезгинка из красивого воинского танца, который, кстати, мне очень нравится, превратилась в демонстрацию силы и в определенной степени превосходства по отношению к коренному населению той же Москвы. Все должны знать меру, соблюдать рамки поведения, традиционные для конкретного общества. Из-за этого незнания, вернее, нежелания происходят подобные вещи. Мы, в свою очередь, тоже не должны на главной площади Грозного отплясывать «русского», если, конечно, там не проходит фестиваль культур. Нельзя забывать свои корни, превращаться в Иванов, не помнящих родства. Наш народ создал самую великую страну и могущественную империю, с Россией всегда считались во всем мире, и мы по праву должны гордиться своей культурой, историей и на ее примерах воспитывать детей. В своих экскурсиях я обязательно обращаю внимание на то, что у нас жили многие народы, и жили мирно. За период вплоть до XIV века, когда Москва с Новгородом начала борьбу за владение нашим краем, практически не было найдено свидетельств военных конфликтов. На Белозерской земле жили разные народы: славяне, финно-угры, частыми гостями здесь были скандинавы. Нередки были межнациональные браки. Именно здесь, на Белоозере, возникла единая общность русского народа, в жилах которого течет кровь самых разных племен: финно-угорская, финская, славянская, поволжская и многих других, нашедших здесь гостепреимный дом. Особенно отчетливо этот процесс можно увидеть в формировании народного костюма и ювелирного убора из особых украшений, которые, как мы знаем, имели в древности особый сакральный смысл. Это яркий пример взаимопроникновения культур — нам в этом плане есть чему поучиться у наших предков.
— Как вы считаете, исторические клубы помогают заполнить духовную пустоту? — Конечно, но не все так просто. Надо понимать, что видимая широкому кругу деятельность клубов — костюмы, выступления, реконструкция сражений — это только внешняя форма. Психология человека такова: если у него заболит что-то, он обратится к людям в белых халатах, если он ищет помощи и защиты — то к людям в форме полицейских. Когда ты надеваешь шлем, кольчугу, к тебе начинают относиться как к древнерусскому воину, носителю соответствующей культуры. Кто такой русский воин? Это в первую очередь православный человек, защитник веры и Отечества. И представьте себе юношу в облачении русского воина, из наглазников шлема которого валит сигаретный дым… При этом он пьет пиво «из горла» и гнусно ругается. Грош цена такому «воину», ведь на него смотрят дети, берут с него пример. Как можно это не понимать? В погоне за историчностью, дороговизной, красотой доспехов часто теряют самое главное, теряют духовную составляющую культуры. Я — православный человек — остаюсь им в куртке, в доспехах или в чем-либо другом. Это очень важно.
— Есть ли какие-то религиозные разночтения в сфере исторических клубов? — Сейчас участники многих клубов исповедуют псевдоязыческую идеологию.Им кажется, что это, как они говорят, более круто. Хотя об этой вере они толком ничего не знают, догматы язычества и основанная на них система нравственных ценностей им неизвестны. Это связано не только с недостаточной скрупулезностью изучения истории, но и с недостатком достоверной информации об этом предмете. В отличие от православия, дошедшего до нас в практически неизменном виде, язычество за прошедшие столетия просто выродилось, оставшись лишь на уровне суеверий и примет. Напиться пива и орать «Перуну слава!» — это далеко не язычество. Внешний культ, фарс, и не более. Самое популярное обвинение таких горе-язычников в адрес православных военных историков: «Вы христиане, вы рабы бога, а воины не могут быть рабами». Наш великий боец, самбист, многократный чемпион мира Федор Емельяненко без креста и молитвы шага не сделает, а его, я думаю, трудно обвинить в недостатке воинских черт. Я уж не говорю о великих русских полководцах и адмиралах, многие из которых причислены к лику святых, о казаках, которые сотни лет защищали нашу страну, оставаясь православными. Раб Божий — это человек, работающий на Бога, выполняющий волю своего Творца. А если человек не выполняет эту работу, тогда он становится рабом собственных пороков и страстей.
— Что нужно для вступления в клуб исторической реконструкции? — Нужно знать контекст эпохи, и этот выбор должен быть осознанным. Иметь желание досконально изучить быт, убеждения, события выбранного времени. Проверенных источников сейчас много, и постоянно появляются новые. У наших предков было совсем иное понимание окружающей действительности. Человек чувствовал себя частичкой мира, а не венцом природы. Древние люди относились с благодарностью к родной земле. Это оказывает влияние не только на поведение человека в стенах клуба, но и на его обычную повседневную жизнь, должно измениться мировоззрение.
— А в каком веке вы бы хотели родиться? — Если мне суждено родиться в XX веке, значит, так тому и быть. Но было бы очень интересно побывать в Древней Руси, чтобы проверить наши гипотезы, наши догадки. Мы лишь исследователи в этом направлении, по крупицам собирающие историю. Увидеть собственными глазами, как было в действительности, дорогого стоит.
— Вы не были ограничены во временном промежутке, но почему-то не захотели заглянуть в будущее? — К сожалению, пока оно мне представляется довольно безрадостным. То, как развивается наша цивилизация, не внушает оптимизма. Например, важнейший фактор во все времена — общение — превращается в набор символов СМС-сообщения. Культ богатства, потребления превыше всего. Знаете, как относились к богатству наши предки? Как к навозу: на стол не положишь, и урожая без него не будет. Материальное благополучие — вещь нужная, но если стремление к нему превращается в самоцель, то человека в итоге ждет пустота и одиночество, что подтверждает судьба олигархов, в том числе недавно почивших. Как сказано в Евангелии, сердце человека там, где его богатство. Если человек прикован к машинам, квартирам, яхтам и прочему, он опустошает себя. Почему в самых благополучных по уровню жизни странах Скандинавии самый высокий показатель суицидов? Пусто внутри у людей. Душа тянется ввысь, а ее помещают в тесную темницу вещизма, и ей там одиноко… Богат не тот, кто стяжает, а тот, кто раздает. Отдает бедным, нуждающимся, жертвует… Слово «богатство» происходит от слова «Бог», это вертикаль, связывающая человека с Творцом.
— Реконструкция — это особое отношение к оружию, умение обладать заложенной в него силой. Как вы относитесь к тому, что не первый раз поднимается вопрос о разрешении ношения огнестрельного оружия? — В том виде, в каком сейчас находится сознание русского человека, оружие ему давать ни в коем случае нельзя. Человек должен быть защищен броней морально-нравственных ориентиров, которые дают ему возможность адекватно воспринимать действительность. И только потом он может защищаться оружием. Стоит почитать полицейские сводки и ужаснуться. На фоне злоупотребления алкоголем люди убивают друг друга кухонными ножами, а что будет, если им дать огнестрельное оружие? Должна быть культура владения оружием, воспитанная веками, особое отношение к нему. Хорошим примером в этом плане могут служить страны Востока. У нас, к сожалению, этого нет. Поэтому упаси Бог.
— Бич нашего общества — алкоголь, наркотики. Как с этим бороться? — Я уже говорил: главная причина — это бездуховность. Скука, навеянная отсутствием интересов и увлечений, угнетает. Считается, что алкоголь примиряет с действительностью. Может быть, но только на время. Действие заканчивается, и пустоту опять требуется чем-то заполнить. Так люди спиваются. Если человек занимается спортом, ему будет жаль свои результаты сводить на нет алкоголем или наркотиками. Но нужна энергия, желание для вырабатывания привычки. Спортсмены знают, что самый сложный этап тренировки — это встать и начать собирать спортивную сумку. Надо знать, что у каждого из нас есть свои таланты, но без старания, без труда ничего не получится.
— Кто сейчас может называться богатырем, видоизменилось ли это понятие? Может быть, богатыри сегодня — это олигархи? — Ни в коем случае. В первую очередь богатырь — это исполин духа, а уже потом все остальное. Если мы говорим о войне, то к этому прилагается физическая подготовка, искусство владения оружием. Но это не наемник, который обучен военному делу и продает свои навыки на чужбине. Подобное происходит сейчас в Сирии. Русский богатырь — это защитник ближнего, веры и Отечества.
— Как вы считаете, хватает ли нам сильных духом в чиновничьем аппарате? — То-то и оно, что не хватает. По моему убеждению, чиновничья работа накладывает серьезный отпечаток на человека. Самое главное для чиновника — это отчитаться перед начальством. Сейчас это делается любым доступным способом. Слово «чиновник» стало ругательным. В Древней Руси слово «чин» обозначало определенный ритуал, выполнение которого было обязательно. И только потом статус. Почему происходят эти постыдные вещи, когда воруют миллиардами? Нет духовно-нравственного начала, нет веры; как сказал патриарх Кирилл: «Вера — духовная скрепа России». У нас до сих пор нет государственной идеи. Мы забываем, что залог счастливого будущего — наше прошлое. Оно всему научит. У нас было много ошибок и много побед. Не надо повторять ошибки. Говоря о чиновниках, хочется пожелать, чтобы они достойно выполняли свою работу. Чтобы патриотизм их был не только в кабинете. Пусть они помнят, что они слуги народа.
— Сейчас тяжело решиться даже на одного ребенка. У вас их шестеро… — Любовь. Мы проводим древнерусские свадебные обряды, и я всегда желаю новобрачным чадородия, это очень красивое слово, ныне практически забытое. Почему? Когда у супругов рождается первенец, в человеческом сердце открывается один источник любви, рождается еще дитя — два источника. В моем сердце их семь. Что делает человека чище, светлей. Настоящий мужчина — это не счет в банке, не размер бицепса, это ответственность, которую он несет. Один из основных показателей болезни общества — переполненные детские дома. Почему на том же Кавказе многодетная семья — норма, а если что-то случится с родителями, то детей возьмут родственники.
— Вы строгий отец? — Наверное, нет… я стараюсь. Я стараюсь, но у меня не получается. Дети это чувствуют. Однако держать их в определенных рамках у меня получается. Есть пословица, которая гласит, что ребенка надо воспитывать, пока он лежит поперек лавки, а потом уже поздно. Поэтому прививаем детям все самое лучшее с молодых ногтей. Сейчас существует тенденция, когда детей стараются не воспитывать, а образовывать, чтобы у них появлялись определенные навыки, умения, знания. Я считаю, что прежде всего в детях надо воспитывать человеческие качества: ответственность, сознательность, правильное отношение к близким, к своей Родине. А уже потом ребенок должен быть уверенным пользователем компьютера, знать иностранные языки и т. д. Нет, это тоже важно, и мы этим занимаемся, например, дома иногда стараемся общаться на английском языке. Но все же это вторично. Главное — духовная основа.
— Как устроен ваш быт? — Мы абсолютно современные люди. Многие спрашивают: вы и дома в исторических костюмах ходите? Нет, не ходим. Работа — это работа, дом — это дом. Но работа, конечно, накладывает отпечаток. Это проявляется, например, в большом количестве специализированной литературы по истории, археологии, источниковедению, этнографии. И опять же не только она на книжных стеллажах, если кто-то захочет почитать детектив или классическую литературу, это тоже есть. Имеется большая фильмотека, где каждый может найти себе что-то по вкусу.
— А обязанности по дому строго разграничены? — Нет, строгого разграничения нет. Единственное — каждый убирается в своей комнате, выполняет работы по дому и помогает младшим.
— А интерьер вашего дома выполнен в древнерусском стиле? — Сейчас в стадии завершения строительства наш новый дом. Решение о том, как он должен выглядеть, принималось совместно. Никаких щитов, мечей и медвежьих шкур в нем не будет. Мы хотим видеть наш дом современным, но не в стиле хай-тек. Хочется, чтобы в нем была душа. Обязательно печка, настоящая, русская, плюс камин и большой стол на кухне, чтобы в доме было тепло, душевно. Конечно, мы консультируемся с дизайнерами, читаем специализированные журналы, используем Интернет, но окончательное решение оставляем за собой. Знаковым местом будет камин. Вся семья будет собираться у огня.
— А что главное в доме? — У православного человека красный угол — самое важное и почетное место в доме. Красный — значит красивый, он специально украшался рушниками. Сердце дома. Там располагаются иконы святых, соответствующая литература, свечи, лампады — как символы горения сердца. Очень важное место в доме там, где семья совместно трудится. Это очень сильно укрепляют семью. Совместные поездки, походы в кино, театр, ресторан так не сближают семью, как совместный труд. Когда к нам привозят дрова для печки, вся семья выходит работать. Мужчины колют, девочки собирают в поленницу. Домой возвращаются по-настоящему счастливыми, у детей есть радость от общего созидательного труда.
— А животные в вашем доме есть? — У нас живут кошка Анфиса и кот Лакис. Почему Лакис? От анлийского «счастливчик». Когда кошка окотилась, всех котят раздали, а его оставили, уж больно хорош был. Сейчас чаще его называю Ласкис — очень ласковый кот. У нас большой аквариум. С детства об этом мечтал. В новом доме рассчитываем увеличить его объем. Это просто здорово, можно бесконечно созерцать подводный мир, очень успокаивает.
— Любите путешествовать? — Туристический сезон занимает все время с мая по ноябрь. Когда он заканчивается, с ним заканчивается и лето. Конечно, хочется куда-то выехать, продлить теплое время года. Для отдыха выбираем традиционные для россиян страны — Турцию и Египет, где совершаем и паломнические поездки по святым местам, в прошлом году, например, посетили Иерусалим, Вифлеем. Но в любом случае мы не превращаем отдых в бесцельное лежание на пляже и поглощение яств. Шесть лет в Череповце я занимался плаванием, поэтому я в восторге от южных морей. Маска, ласты — и передо мной открывается прекрасный подводный мир. Не устаю наслаждаться. Бывали и в Европе, для сбора информации перед строительством «Длинного дома викингов» объехали всю Скандинавию, побывали в самых известных музеях этих стран.
— Наш журнал выходит накануне великого праздника Победы. Есть возможность обратиться к ветеранам Второй мировой… — В последние годы тема войны стала очень близкой, она бередит мое сердце. Я очень много читаю о Великой Отечественной. И восторгаюсь подвигом наших солдат. В каких условиях они сражались с врагом — под силу только героям! Хочу передать ветеранам низкий поклон от человека XXI века, ведь благодаря им мы живем. Каждый участник тех событий — наше национальное достояние, их надо оберегать и помогать во всем. Огромное спасибо вам!
Кирилл Кузьмицкий
Журнал "Про недвижимость35" №38 май-июнь 2013г. |