Для успешной деятельности большое значение имеет все, связанное с приемом, передачей и переработкой информации. Однако в коллективе всегда существует некий баланс формальных и неформальных информационных потоков.
Ясно, что формальные каналы получения информации никогда не удовлетворяют потребности участников деятельности, ибо любые контакты между людьми не ограничиваются сугубо официальными рамками. Вот почему наряду с проверенной информацией обязательно существуют и домыслы. Неофициальная информация всегда опережает достоверную по времени. Тогда мы начинаем говорить о слухах. Современному человеку требуется умение грамотно действовать в различных ситуациях общения и взаимодействия между людьми, в том числе и в условиях распространения различных слухов, домыслов, небылиц. Для того чтобы понять, как противостоять слухам и как использовать их в своих целях, необходимо разобраться, что же такое «слух», откуда он берется и какие виды слухов существуют. С точки зрения С. Беззубцева, слухи — это злободневное высказывание мнения, передаваемое от человека к человеку, обычно посредством устной речи, без предоставления надежных гарантий достоверности. Необходимо понимать, что обмен мнениями между двумя людьми — это еще не слух. Слух начинается, когда информация становится достоянием более чем двух человек.В психологии известны два фундаментальных условия, совпадение которых делает возможным возникновение и распространение слухов. Интерес аудитории. Наличие интереса массовой аудитории к определенной проблеме, которую отличает высокая актуальность и связь с потребностями людей. Даже самое невероятное по содержанию сообщение имеет шансы быть подхваченным и передаваться в качестве слуха, если оно вызывает интерес и отвечает потребностям людей. Дефицит надежной информации. Второе условие возникновения слуха — неудовлетворенность интереса и информационных потребностей. Жизнь сама должна порождать потребность в информации на ту или иную тему. Потребность должна быть актуальной, т. е. неудовлетворенной. При этом условии почти любое сообщение будет заполнять информационно-потребностный вакуум и пользоваться успехом, передаваясь в виде слуха. Ощущение неудовлетворенности интереса возникает в двух случаях. Либо это всякое отсутствие информации на данную тему вообще, либо же ситуация, в которой имеющаяся информация не представляется аудитории надежной. Обычно это является следствием явного недоверия к источнику информации. Достаточно частый и типовой вариант — недоверие к официальным, правительственным источникам информации. Именно в таких случаях массово расцветает «информационный андеграунд» и возникает, причем самопроизвольно, альтернативное официальной информации «массовое народное творчество» в виде обилия слухов на наиболее интересные темы. Возникновение и распространение слухов возможно только в информационном вакууме, когда интерес к проблеме неудовлетворен.
Самыми распространенными видами слухов являются… «Слух — желание», он возникает, когда пытаются выдать желаемое за действительное, причем в условиях, когда реальность приходит в противоречие с тем, что людям необходимо. Например, на одном из телевизионных каналов активно пропагандируется — «Мировой экономический кризис — это не у нас». «Слух — желание» не является малозначительным и безобидным, каким выглядит на первый взгляд. Его опасность в том, что стимулируемые им ожидания закономерно сменяются разочарованием, которое в свою очередь порождает либо агрессивность, либо апатию. «Слух — пугало» выражает боязливое предвидение каких-либо событий и становится возможным благодаря довольно распространенной привычке людей пессимистически ожидать худшего. Возникновение таких слухов чаще всего происходит в периоды социального напряжения, когда крайне не ясна общая обстановка. Например, политическая и экономическая обстановка в стране перед выборами президента. Диапазон таких слухов — от просто пессимистических до откровенно панических. Мотивы их появления кроются в попытках получить удовлетворение от разделенного с кем-либо страха и тайная надежда на возможность опровержения пугающего сюжета. Поговорив с кем-нибудь на тревожащую нас тему, мы бессознательно перекладываем часть тревог и опасений на чужие плечи, испытывая частичное облегчение. А если наш собеседник еще и попытается доказать нам, что ситуация не такая тяжелая и пугающая, то мы с удовольствием разделим его точку зрения. Слухи, домыслы, всегда передаются от человека к человеку посредством диалога. Психологами доказано, что такая форма передачи информации обладает рядом преимуществ. Остановимся на самых значимых из них. 1. Простота, доходчивость, удобная форма восприятия информации. Молва говорит на простом и понятном языке. Средства массовой информации требуют предварительной кропотливой работы по созданию такого сообщения, которое было бы хорошо воспринято, правильно понято и надолго сохранилось в памяти аудитории. Выступающему, оратору приходится подбирать слова, иногда даже специально подстраиваться под язык слушателя, имитировать народную речь и т.д. Слухи же естественны в своей простоте, их информация усваивается легко. 2. Быстрота, оперативность распространения сведений. Слухи распространяются с оптимальной быстротой во всех направлениях. Достаточно поделиться дезинформирующими сведениями со всеми своими друзьями, и они начнут распространяться с геометрической прогрессией. Вспомните слух об отсутствии соли, благодаря которому несколько лет назад вся соль в магазинах была благополучно продана. 3. Актуальность сообщений. Слух всегда актуален. Распространяется только информация, значимая в данное время для данной конкретной группы. Если сведения, распространяемые с помощью домыслов, не интересны, их никто слушать не будет. Например, вряд ли ваше внимание привлечет тот факт, что в Саудовской Аравии стоимость одного верблюда увеличилась в 1,5 раза. 4. Доверие. Распространение информации основано на доверии между партнерами по общению. Часто такого рода информация распространяется «по секрету», «только среди посвященных», и таким образом ее значимость и степень влияния на нас повышается. 5. Анонимность первоисточника. В случае со слухами всегда остается возможность распространения информации без точного указания на ее источник — конкретное лицо. Это снимает ответственность за ту или иную информацию и позволяет в любой момент «дать обратный ход», отказавшись от первоначальных намерений. 6. Эмоциональность. Эмоционально окрашенные сообщения воспринимаются и запоминаются гораздо лучше. Элемент сенсационности, новизны, трагической необратимости — это тот эмоциональный заряд, благодаря которому становится возможным их продвижение. В современном обществе в большинстве случаев распространяются спонтанные слухи, возникающие и развивающиеся самопроизвольно, — они представляют собой особые формы информационной самодеятельности масс. Что касается слухов, специально «запускаемых» в массовое сознание, то они с развитием новых информационных технологий активно используются различными медийными структурами, например такими, как СМИ, интернет и т.д. Нельзя сказать, что слухи и домыслы позволяют убедить большинство людей в чем угодно. Безусловно, с их помощью можно достичь значительных результатов, особенно если это делается по тщательно спланированной программе с привлечением высококвалифицированных специалистов.
Марина Кудака, кандидат психологических наук, доцент KydakaM@mail.ru, тел. 89215442667 Журнал "Про недвижимость35" №13 Декабрь 2008г. |