На перекрестке на желтый свет столкнулись КамАЗ и «жигули». Инспектор ГАИ спрашивает водителя «жигулей»:
— О чем вы думали, когда ехали на желтый свет? — Я пару недель за рулем — думал, что проскочу. — А я 30 лет за рулем — у меня не проскочишь! — говорит водитель КамАЗа.
Чуть-чуть истории и статистики
Тема российских дорог — вечная. Меняются ходоки, ездоки, транспортные средства, ну и качество исполнения этих самых дорог. Суть остается прежней. Человеку всегда куда-то нужно. И желательно побыстрее. И вот результат…
В 1885 году Карл Бенц произвел революцию в истории автомобильной промышленности. Он сконструировал самый первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. И таким образом Карл Бенц вошел в историю как изобретатель первого автомобиля, подобного тем, на которых мы ездим сегодня.
Хранят архивы и историю первого ДТП с летальным исходом. Произошло оно в Лондоне 17 августа 1896 года. Работник «Англо-французской автомобильной компании» Артур Эдселл демонстрировал зрителям достижение — новый автомобиль, который мог развивать поистине огромную по тем временам скорость. По договору с руководством он должен был достичь скорости 4 мили в час (6,5 км/ч). Эдселл решил произвести впечатление и разогнался вдвое быстрее. В это время мать двоих детей миссис Дрисколл вышла на дорогу. Увидев несущуюся на нее повозку без лошади, женщина попыталась защититься от машины... зонтиком! В итоге суд признал этот инцидент несчастным случаем. А представитель автомобильной компании заверил, что подобное никогда не должно повториться...
Статистика дорожно-транспортных происшествий в Череповце в 2012 году (на 1 октября):
— 315 ДТП, из них
— 12 погибших, — 346 пострадавших, — 117 сбитых пешеходов.
Есть и другая статистика аварийности. Общемировая. — Наибольшее число аварий происходит вечером, с 17.00 до 21.00. — Наиболее часто ДТП происходят в пятницу и субботу (примерно 35 %). — Чаще аварии случаются в теплое время года — с июня по сентябрь, при этом пик — в августе. — 40 % тяжелейших ДТП происходит по вине водителей в возрасте 18–22 лет. — 40 % аварий допускают неопытные водители со стажем до 5 лет.
Психология на дороге
Современные реалии все чаще заставляют и водителя, и пешехода проявлять себя не только в качестве участника движения, но и как человека. И человека со своими недостатками. Транспорта на улицах все больше. Львиная доля — иномарки. Чем не повод для конкурирующего поведения? И вообще, чем больше машин — тем больше конфликтов на дороге. Все чаще участники движения неверно толкуют намерения и поведение друг друга, искажают дорожную обстановку...
Сергей Огородников, водитель одного из предприятий Череповца:
— У меня права с 1974 года. И конечно, по движению машины я с большой долей вероятности могу сказать, что за человек ею управляет. Какой у него характер. Сдержанный это водитель или нервный. Ведь характер езды и характер человека во многом схожи. Сразу видно тех, кто хочет всегда быть впереди всех. Но лихачество на дороге — это не от водительского мастерства. Чем спокойнее водитель и чем он уважительнее относится к другим — тем меньше аварий.
Психология начинающего водителя проста, как арифметическая прогрессия. Специалисты утверждают: количество пройденных километров и опыт находятся в прямой зависимости. Психологи даже выделили несколько этапов, через которые проходит водитель-новичок.
Олеся Заводчикова, автолюбитель:
— Права у меня пять лет, но долго не ездила — так сложилось, в июле этого года села за руль снова. После большого перерыва мне было очень страшно. Требовалась помощь, то есть сопровождающий, которым был мой муж. Конечно, страху было — не передать. Больше всего боялась, что буду создавать затор на дороге, так как ехала очень медленно; но спустя некоторое время
Однако статистика свидетельствует и о том, что по достижении определенного опыта (например, стаж более 30 лет) водитель начинает совершать больше ошибок. Что, соответственно, приводит к большему числу аварий. Специалисты утверждают: это так называемое пресыщение. В этом случае психологи рекомендуют по возможности отдохнуть от баранки.
Совет специалиста
Александр Андреев, начальник отдела ГИБДД по г. Череповцу:
— Практика показывает, что основой для избежания ДТП является знание и соблюдение правил дорожного движения. В то же время водитель может попасть в аварийную ситуацию не по своей вине, а из-за ошибки другого участника движения. Конечно, нельзя видеть в каждом водителе нарушителя, но, если действия его нерешительны или, наоборот, чрезмерно агрессивны, нужно быть готовым к любым неожиданностям. Наиболее частое нарушение — превышение скорости, и, в частности, не сама высокая скорость, а несоответствие выбранной скорости конкретным условиям движения. Еще одной причиной многих ДТП является усталость водителя. И новички нередко попадают в передряги из-за отсутствия опыта, но ездят, как правило, аккуратно и осторожно. Потом, с опытом, аварийность падает.
Но и «избыток» его тоже может быть вреден, если человек, считая себя асом, теряет бдительность и осторожность. И главное — без уважительного и вежливого отношения друг к другу всех участников движения безопасность на дороге невозможна. Водитель должен помнить, что пешеход перед автомобилем беззащитен. Но и пешеходу не следует забывать, что возможности водителя не безграничны.
Александр Викулов, директор НП МСПДМ «Восхождение»:
— В психологии есть такое направление работы, как работа с потерями. И в ДТП люди тоже теряют: имущество, здоровье, близких, безопасность, привычный ход жизни. В этот момент происходит шок. Почему со мной? Тут не обходится и без отрицания, когда человек просто не желает осознавать, что что-то изменилось. Поэтому моя рекомендация участникам ДТП, хотя ей и сложно следовать: нужно принять ситуацию как таковую — авария уже произошла, и это уже необратимо. Теперь нужно действовать исходя из новых сложившихся условий. А еще ДТП или дорожный конфликт — это всегда очень много эмоций. Их резкий выброс приводит к спазмам дыхательной системы. Поэтому в подобной стрессовой ситуации нет ничего лучше, чем наладить глубокое дыхание. Достаточно медленно на счет 1–2–3–4–5 вдохнуть и так же выдохнуть несколько раз. Если чувствуете, что не можете начать действовать — позвонить тому, кто находится в более спокойном состоянии и сможет трезво оценить ситуацию. А если какая-то сторона конфликта, например, ведет себя агрессивно — не стоит отвечать на выпады. Это только больше распалит ее гнев. Если вы не мастер урегулировать споры словом, лучше всего не встречаться с агрессивно настроенным человеком взглядами, дать возможность выговориться и тем самым разрядиться. Не стоит забывать и о посттравматическом стрессе. Времени прошло после аварии много, а эмоции все еще свежи? Есть смысл обратиться к психологу.
Культура поведения. Советы самих участников движения
Андрей Некипелов, Кострома, водительский стаж 17 лет:
— За последние три года дважды въезжали в меня. Оба раза мы вопрос решали с помощью так называемого «европротокола», то есть ДПС не вызывали. Оба участника аварии приходили в страховую компанию, заполняли нужные документы, машины фотографировали, а потом на счет пострадавшей стороне (в моем случае — мне) приходила определенная сумма в качестве компенсации. Но вообще — лучше вызвать полицию и получить справку о ДТП. Так проще потом общаться со страховыми компаниями.
Если у сторон нет согласия в том, кто виноват, — ОБЯЗАТЕЛЬНО вызывать ДПС. К тому же очень пригодятся записи видеорегистратора, если он, конечно, есть.
Иностранный опыт. Сравнительная характеристика Россия — Америка
Поведение людей на дорогах, или, говоря языком американским, на хайвеях, — точное отражение культуры социальных отношений в обществе.
Сдать на права в Америке, говорят бывалые, куда проще. Отличаются в заокеанской стране и сами правила дорожного движения. Главная характерная особенность — в каждом штате свои правила. Есть и нюансы, например такие:
— в большинстве штатов поворот направо разрешен на красный сигнал светофора;
— при подъезде к равнозначному перекрестку преимуществом пользуется тот, кто первый подъехал.
Но все это частности. Вот главное отличие американского дорожного движения от российского: самым важным объектом на дороге является «не крутая тачка, а самый последний, маленький или большой, хорошо или плохо одетый пешеход». И если пешеход находится на перекрестке и переходит улицу, водитель имеет право начать движение только тогда, когда пешеход закончит движение и занесет ногу над поребриком. Не раньше.
Многие из тех, кто уехал жить в США, ведут свои блоги для живущих в России. Вот рассказ и мнение в тему.
Михаил Берг: «Пешеход всегда прав, и если он оказывается под колесами, при этом водителю приходится выплачивать такое количество долларов, что мало не покажется ни одному Рокфеллеру. Одна моя приятельница попала в автокатастрофу, при которой пострадала ее нога. Ногу, конечно, быстро починили, но от страховой компании водителя ей было выплачено столько сотен тысяч этих самых долларов, что она уже второе десятилетие живет и ни в чем себе не отказывает. Именно поэтому американские водители такие вежливые и любезные: подъедут к переходу и весело машут пешеходу — проходи, мил человек, проходи по-хорошему, мне дешевле будет. И конечно, пешеходы прекрасно знают свои права.
Но есть в США нарушения, которые очень модны, — в частности, не показывать сигнал поворота при перестроении из ряда в ряд и при обгоне. Потому что платить за это нарушение надо копейки, да и увидеть его полицейский может, если только едет прямо-таки сзади. Вот и получается, что уважение к правам человека — это страх наказания».
Ну а что касается собственной жизни — тут в Америке полная свобода выбора. Девиз штата Нью-Хемпшир, например, «Live free or die» («Живи свободно или умри»). Это значит, в частности, что пристегиваться ты ОБЯЗАН только до 21 года. А вот дальше — жить или умирать — твой СВОБОДНЫЙ ВЫБОР.
Впрочем, пока нам не грозят такие многотысячные штрафы, как американцам, — у нас на дороге остается куда больше свободы и выбора. Пристегнуться или нет, пропустить пешехода или проехать, не обращая на него внимания, быть культурным участником движения или вступить в конфликт. На дороге как в жизни: хочешь изменить мир — начни с себя. Людмила Меренкова Журнал "Про недвижимость35" №35 ноябрь-декабрь 2012г. |