Рубрики
Архив журнала
Эксклюзивно

Джованни СТАФФЕРИ: «Первое, на что я смотрю в доме, куда меня пригласили, - это библиотека»

     Согласитесь, не часто сегодня встретишь человека, для которого на первом месте в доме стоит домашняя библиотека, кто с энтузиазмом собирает историю своей семьи, бережно хранит семейные реликвии и публикует статьи об этом. Он очень энергичный и увлеченный человек, успевает многое в своей жизни. Каждый его день расписан по минутам. Это — Джованни Мария Стаффери (Giovanni Maria Staffieri), представитель древнего рода Стаффери в итальянской части Швейцарии. Живет он на старинной вилле в живописном местечке Муцано (кантон Тичино), окруженном Альпами, с видом на живописное озеро Муцано. Женат, имеет двоих детей.

 

     Мне довелось познакомиться с Джованни Стаффери в июле 2011 года, когда он с супругой был в Санкт-Петер­бурге. Познакомила нас моя швейцарская подруга Пия Тодорович-Редаэлли. Джованни было интересно все в Санкт-Петербурге, что связано с именем А.В.Суворова и с деятельностью предков Стаффери, которые работали в этом городе в XIX веке. Джованни знал нужные адреса, и мы находили дома, которые они строили. Это было трогательно и интересно. Когда весной 2012 года я приехала в Швейцарию, Джованни Стаффери пригласил меня в гости и показал дорогу, по которой шла армия Суворова. Он обладает фундаментальными знаниями об истории своего края, об Альпийском походе Суворова, об истории своей семьи. Знает о своих предках за многие века все, что удалось собрать. Джованни — прекрасный рассказчик, с ним интересно и легко общаться. Я узнала от него столько удивительных фактов и историй, он щедро делился знаниями и показывал свою коллекцию. Разговорам не было конца. И когда поздно вечером мы расстались, я поняла, что не смогу уехать из Швейцарии, не взяв интервью у такого интересного человека, который живет в доме с богатой историей. Не часто удается заглянуть на старинную виллу в Швейцарии и увидеть, как и чем живут ее хозяева. И мы встретились снова. Джованни уделил мне время, любезно ответил на вопросы и позволил сделать несколько фотографий, за что я ему признательна.

 

— Джованни, расскажите, пожалуйста, о себе. Кто вы по профессии и чем занимаетесь сейчас?

— Я учился в школе и в лицее здесь, в Лугано (кантон Тичино). Затем продолжил обучение в Цюрихе, в университете на факультете экономики. Это было в 60-е годы. Затем я работал 40 лет самостоятельно в области недвижимости.

     В 2009 году ушел на пенсию и занялся различными вопросами, касающимися культуры и истории. Ими я занимался всегда, и в то время, когда работал в недвижимости. В область моих интересов входят история, история искусств, нумизматика, библиофилия. Я — коллекционер и автор публикаций. В течение 40 лет пишу и публикую статьи на темы, которые входят в круг моих интересов, и об экспонатах моей коллекции. Я был основателем общества нумизматики в кантоне Тичино (1986) и 20 лет — его президентом, восемь лет — председателем общества нумизматики всей Швейцарии. Я также основал общество генеалогии в итальянской части Швейцарии и был его председателем. Сейчас я остаюсь почетным президентом этого общества. Генеалогия занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, составлением генеалогических древ. Был я и представителем кантона Тичино в парламенте в Беллинцоне, и советником в муниципалитете Муцано в течение 24 лет, и вице-мэром Муцано в течение четырех лет.

 

— Как у вас на все хватает времени?! Вы очень хорошо знаете историю своей семьи, своих предков. Расскажите о них, пожалуйста. Когда вы начали собирать историю своей семьи?

— Моя семья родом из местечка Бьёджо (швейцарский кантон Тичино). В этих местах моя семья живет уже на протяжении семи веков. Если говорить о еще более древних корнях моего рода — то они из области Комо. Тогда семья носила фамилию Авогадри, то есть «адвокаты». В XVII веке семья Авогадри переселилась в Бьёджо. Я считаю, что мне очень повезло: в свое время бабушка разрешила мне рыться в документах моего дедушки и исследовать историю семьи за несколько веков. Таким образом я начал собирать материалы о нашей семье, о ее представителях и их деятельности. Они трудились в области истории, искусства и церкви. Моя семья была богатой и играла важную роль в политической жизни моей родины. Те представители семьи, которые остались на родине, работали в области юриспруденции, были адвокатами. Некоторые представители семьи эмигрировали в другие страны: в Италию, Францию, Данию, Австрию, Германию. Они работали там, были архитекторами, мастерами по лепнине и предпринимателями в области строительства. Вы, наверно, знаете, что все мастера по лепнине держат в тайне свои профессиональные секреты, особенно состав материала, с которым работают.

 

— Интересный факт. А в России представители вашей семьи работали?

— Да. В XIX веке, в эпоху Николая I и Александра II, представители моей семьи работали архитекторами в России, в Санкт-Петербурге. Это были Андреа Стаффери Старший и Андреа Стаффери Младший. Андреа Стаффери Младший учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге.

 

— Кто из ваших предков был знаком с А.В.Суворовым?

— Джузеппе Сальваторе Стаффери. В 1745 году в 20-летнем возрасте он уехал в Австрию и служил в австрийской армии 28 лет. Во время Семилетней войны (1756 — 1763) в 1760 году в Дрездене были и Джузеппе Сальваторе Стаффери, и А.В.Суворов, но они тогда не знали друг друга. Судьба подарила им встречу через 40 лет, уже в кантоне Тичино.

     В 1773 году Джузеппе вернулся на родину и занимал важный пост в политике, он был представителем области Аньо в Лугано. Во время Швейцарского похода А.В.Суворова (1799) Джузеппе пригласил Суворова в свой дом в местечке Бьёджо (родовое гнездо нашей семьи). Тогда армия Суворова только вошла на территорию Швейцарии. Суворов был в доме Стаффери недолго вместе с великим князем Константином Павловичем (1779 — 1831).

 

— Вы бережно храните семейные реликвии. Как вам удалось сохранить в вашей семье в течение такого длительного срока бокалы, из которых А.В.Суворов и великий князь Константин пили вино в доме Джузеппе Сальваторе Стаффери в 1799 году? Бокалы — такая хрупкая вещь!

— Все поколения нашей семьи относились к ним бережно. Воспоминания о Суворове в нашей семье хранятся с большой любовью и передаются из поколения в поколение. Суворов был очень порядочным человеком. Он хорошо относился к местным жителям и не допускал конфликтов. Бокалы удалось сохранить, к ним относились в семье с большим почтением, как к очень ценным вещам.

— Я с трепетом держу медали из далекой России XIX века от двух императоров России, Николая I и Александра II, с трогательным текстом «Благодарю» и «За усердие», которыми были награждены ваши предки — архитекторы Андреа Стаффери Старший и Андреа Стаффери Младший.

— Да. Они работали на важных объектах в Санкт-Петербурге для высокопоставленных особ и получили эти медали за хорошую работу. Я мечтаю найти документы в Санкт-Петербурге, чтобы узнать больше об их деятельности в этом прекрасном городе.

 

— Что стало с вашим родовым гнездом — с домом в Бьёджо?

— Дом нашей семьи, в котором был Суворов, к сожалению, снесли в 1980 году. Все, что я мог спасти, — я спас. Я также все задокументировал, сделал подробные фотографии до сноса дома.

 

— Как вам удалось сохранить и перенести солнечные часы из того дома?

— Да, солнечные часы, которые вы видите здесь, на моей вилле, действительно перенесены из дома в Бьёджо. Это память о нашем семейном доме, родовом гнезде. Надо всем всегда стараться сохранить то, что связано с историей вашей семьи, с местом, где жили ваши предки, насколько это возможно.

 

— Давайте поговорим о вашем доме, в котором вы живете сегодня. Это настоящий старинный дом с историей?

— С удовольствием. На этой вилле несколько столетий жила семья Андреолли. В начале XIX века дом перешел от семьи Андреолли к нашей семье Стаффери. Если говорить о том, какого времени эта постройка, то здесь есть три части: самая старая, у входа, относится к XVI веку, затем дом достраивали в 1714 году и в 1750-е годы. В 1755 году мастер Джованни Батиста Ромкелли в гостиной создал вот эти фрески. Мне удалось сохранить их в таком виде, оформив в багетные рамы. На потолке гостиной было четыре фрески «Времена года» по углам и одна фреска — центральная. Так что эти фрески родные, из этого дома.

— У вас в доме много старинной мебели и предметов. Вы любите старину?

— Да, старину я люблю. Некоторую мебель я перевез из дома в Бьёджо, она дорога мне, как и семейные реликвии, вещи, которые принадлежали моей семье, но кое-что я покупал сам. Старинному дому должна соответствовать и мебель. Старинные вещи имеют свою историю и готовы рассказать ее, если вы хотите знать это и можете понять язык старинных вещей. Они создают атмосферу того времени, из которого пришли, и мы можем создать в своем доме с их помощью ту эпоху. Так я ощущаю старину в доме.

 

— У вас прекрасная библиотека и много старинных книг. Далеко не каждая семья сегодня считает, что нужно держать библиотеку в доме. Многие ссылаются на то, что обо всем можно прочитать в Интернете. Другие искренне считают, что книги собирают много пыли и им в доме не место. Как вам живется с книгами и что вы думаете о домашних библиотеках, действительно ли закончилось их время?

— Нет, конечно. Время книг и домашних библиотек закончиться не может. Когда меня приглашают в какой-то дом, первое, на что я смотрю, — это библиотека. Потому что именно библиотека говорит мне о том, кто живет в этом доме, и она создает первое впечатление о хозяевах. Я внимательно смотрю на книги в библиотеке и хорошо понимаю, с кем имею дело. В моей личной библиотеке — книги, которые я читаю и которые мне необходимы в моей работе. О круге моих интересов я уже говорил. Я считаю, что библиотеки обязательно должны быть в доме. Никакие компьютеры не заменят настоящих книг. Книга — это не только информация.

— Как хорошо, что мы заговорили о книгах в доме. Согласны ли вы, что библиотека — это лицо семьи?

— Да, конечно. Библиотека так много рассказывает о своих хозяевах.

 

— Проявляют ли ваши дети интерес к старине и истории вашей семьи?

— Да, интерес у них есть, но не в той степени, как у меня. Мне повезло с учителями в лицее, которые привили мне эту любовь к истории. Потому что у них была страсть и интерес к истории. И они сумели меня «зажечь». Мой учитель говорил мне, что история — это события, которые все связаны между собой.

     История — это большая мозаика, и, чтобы составить большую картину, надо иметь много маленьких частей. Эти маленькие части и надо собирать. К сожалению, моим детям, когда они учились в гимназии, повезло меньше — у них не было таких учителей.

 

— Трудно ли сохранять семейные реликвии и дом с историей?

— Трудно не собирать и сохранять. Трудно — передать. Я сейчас уже работаю над тем, чтобы передать свою коллекцию моему родному месту — Муцано. Я хотел бы создать фонд, чтобы он продолжал работу, которую я сделал. Это очень важно. Глупо было бы все, что я собрал за годы моей жизни, растерять. Поэтому я стараюсь, чтобы этого не случилось. И в Муцано есть люди, которые меня в этом поддерживают.


Ольга Рачковская

Швейцария — Санкт-Петербург. Фото автора

Журнал "Про недвижимость35" №35 ноябрь-декабрь 2012г.
Нам важно ваше мнение
Что для Вас является наиболее важным при выборе агентства недвижимости?

Прокомментируйте, пожалуйста, Ваш выбор