Начало пятого вечера, уютный ресторан в центре города. Выбрав столик в дальнем углу, я удобно расположился на мягком диване почти напротив входа. Меня ждала встреча с интересным человеком и успешным бизнесменом Игорем Вячеславовичем Истоминым.
Вместо предисловия
Быстро пролистав страницы меню, я нашел то, что искал. — Чашечку кофе, пожалуйста, — сказал я официанту, отметив про себя, что совсем, казалось бы, недавно, заказ мой был иным. В дни моего детства на этом месте была сначала традиционная советская пельменная: общепитовская мебель, алюминиевые вилки, слипшаяся продукция. Потом пельменную сменила пиццерия, отобедать в которой считалось пределом мечтаний многих детей.
Сделав глоток горячего капучино, я осмотрелся по сторонам. Столик справа занимала компания молодых ребят. Они проводили свободное от занятий время за увлекательной беседой «о своем», совсем позабыв о традиционном итальянском блюде. За другим столиком сидели два респектабельных мужчины средних лет. Дела не отпускали их даже за поздним обедом, так как беседа в основном велась по мобильным телефонам.
Для меня было удивительно находиться в месте, где встретились прошлое, настоящее и будущее. Интересно, кто творец столь значимых для каждого из нас временных преобразований? В чьих руках будущее становится настоящим, а впоследствии историей?..
Дверь в ресторан открылась, и в помещение вошел человек. По мере его продвижения по залу я понял, что это именно он, герой моего интервью. Почему? Все просто. Его появление заметил не один я. Сразу несколько человек решили выразить ему свое почтение в виде рукопожатия и доброго слова. Не стали исключением и «два респектабельных мужчины средних лет».
— Здравствуйте, Игорь Вячеславович, — обратился я к нашему герою. — Я постараюсь отнять у вас немного времени. Давайте сразу перейдем к интервью.
— Здравствуйте, Кирилл. Я готов.
ПРОШЛОЕ: капитан, оперативник, бизнесмен?
— Расскажите немного о себе, о том, как прошли ваши детство и юность?
— Родился я в Череповце. И первые одиннадцать лет моей жизни прошли в деревянном бараке, построенном для военнопленных в районе Панькино. Мой отец, как молодой специалист, получил от завода там комнату. Как и многие советские дети, я занимался во Дворце пионеров, увлекался спортом: борьбой самбо и дзюдо. Участвовал в соревнованиях на первенство города по этим дисциплинам. Еще одним увлечением были шахматы. По этому виду имею второй взрослый разряд. Начинал учиться в 17-й школе, а окончил пятую. После чего год осваивал профессию горнового доменной печи в 27-м училище.
Полученная благодаря занятиям спортом физподготовка пригодилась в дальнейшем — в армии, где я был радистом. Хорошая школа жизни, которая проверит каждого на наличие стержня. Учебку прошел в Узбекистане, непосредственно службу нес на Украине. Неоднократно получал грамоты как лучший специалист части. Уволился старшим сержантом. В общем, служба прошла удачно. Была мечта, сформировавшаяся еще в детстве. Когда был на юге, я увидел белоснежный лайнер, с которого спустился капитан в таком же белоснежном костюме. Этот человек мог увидеть мир за железным занавесом. После армии я был близок к воплощению этой мечты. Можно было поступить в школу радистов в Новороссийске и попасть на корабль. Но не сложилось, потянуло домой.
Вернувшись в Череповец, стал искать свое призвание. Работал в кислородно-конвертерном цехе и заочно получал образование в Московской государственной юридической академии. Советские фильмы «Петровка, 38» и «Огарева, 6» завораживали романтикой разыскной и оперативной деятельности, и было большое желание поступить на службу в милицию. Но перестройка все изменила, к нам пришел рынок, и я выбрал хозяйственно-правовую специализацию.
— Есть то, что вы с особенной теплотой вспоминаете из советского времени?
— Детские воспоминания о Новом годе, запах мандаринов… В этом, думаю, я не оригинален. Очень приятные воспоминания о семейных поездках на Азовское и Черное море. Да, и конечно, блинчики «Аппетитные». Моя мама работала в ресторане гостиницы «Ленинград», и я очень любил их фирменные блинчики. Совсем недавно, зайдя в этот ресторан, обнаружил, что они по-прежнему есть в меню. Был очень приятно удивлен, ведь я их не пробовал лет 25.
— Перестройка поставила крест на многих иллюзиях и мечтах советского времени, как вам удалось сориентироваться в этой ситуации?
— Работая на заводе, имея полную занятость, я получал в разы меньше, чем люди, которые работали на себя. Осознавая эту нестыковку, мы с другом-одноклассником Сергеем Виноградовым решили попробовать себя в бизнесе. Чем только не торговали, но первые два года ничего не заработали. Была бешеная инфляция. Если ты покупал в Москве партию телевизоров, то цена, по которой ты продавал последний, была уже ниже закупочной на заводе на тот момент.
— В связи с такими трудностями у вас не опустились руки?
— Нет, не опустились, выбора другого не было. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Мы были молодые, энергичные, в какой-то степени азартные. Но юридическое образование не давало мне пуститься в авантюру. «Пан или пропал» — это не про меня. Аналитическое мышление хорошо, но и интуицию никто не отменял. Не каждому дано быть успешным в бизнесе, так же как стать высококвалифицированным строителем или выдающимся художником. Я с уважением отношусь к людям, которые смогли добиться высот в своей сфере. И у меня не возникает, как у многих, вопроса: повезло им или они где-то там чего-то… Бизнес — это большой труд. Даже сейчас, когда уже есть определенный уровень достатка, у меня не получается больше отдыхать, работа требует. Но это не тяжелая необходимость, это увлечение, которое находится в гармонии с семьей. В этом плане я счастливый человек.
Реальные деньги мы начали зарабатывать, когда стали сотрудничать с финско-российским предприятием в Выборге по пошиву обуви «Финнскор» («Финские скороходы»). И дело пошло. Качественная и лояльная по цене обувь пользовалась спросом. Мы не успевали продавать, сказывался дефицит такого рода продукции. Дальше был металлопрокат, все-таки Череповец город металлургов, но со временем на рынке остались только крупные игроки…
НАСТОЯЩЕЕ: идея, реализация, результат
— Знаю, что сейчас вы занимаетесь инвестированием. Какими критериями вы руководствуетесь при выборе инвестиционного проекта?
— Критериев много. Естественно, что, вкладывая деньги, ты должен получить отдачу. К вопросам инвестирования я пришел не сразу и не вдруг, для этого много работал. Опыт, накопленный с годами, мне, безусловно, помогает. Но все меняется, и оставаться в теме помогает специализированная литература, а также профессионализм моих сотрудников.
— С какими сложностями сегодня сталкивается частный бизнес? Если бы вы могли принять закон или провести реформу, какую сферу бы затронули и в чем была бы суть законопроекта?
— В этом вопросе я буду не оригинален. Сфера налогообложения крайне запутанна. Не мешало бы ее упростить. Чем быстрей бизнес развивается, тем больше налогов идет в казну. Отдавая все свободные средства на налоги, предприниматели не имеют возможности для развития. В этом плане отношение государства к частному сектору мне непонятно. Зачем душить курицу, несущую золотые яйца? Стоит также обратить внимание на бюрократический аппарат. Надо отметить, что в этом направлении в нашем городе есть продвижение к лучшему.
— Успех в бизнесе зависит от удачи? Вам везет по жизни?
— Наверное, не столько от удачи, сколько от желания. Главное, чтобы не было фатальных неудач. А если говорить про жизнь, то был один случай. После армии, когда я на заводе отработал всего месяц. К нам в службу технологической автоматики, где работало 165 человек, по бартеру пришли три импортных телевизора. И один по жребию достался мне. Народ начал возмущаться, и после этого такие призы выдавали исходя из опыта работы.
— Какие моменты в работе вам больше всего нравятся?
— Рождение идеи, процесс реализации и конечный результат. Каждый завершенный этап приносит удовлетворение.
— Сложно ли вам бывает справляться со своими эмоциями ради успеха в бизнесе?
— За 20 лет я этому научился. Неудачный день закончится и начнется новый. Если приеду на работу не в настроении, это сразу передастся коллективу. Такого быть не должно. Начальник должен уметь контролировать свои эмоции, подавать пример сотрудникам.
— А как относитесь к критике?
— В любом случае прислушиваюсь. Бывает, что слушать неприятно. Но выводы из сказанного делаешь ты сам. Я не стесняюсь спрашивать у людей, более знающих в своих сферах. Не считаю зазорным выслушать мнение профессионала и положиться на него.
— Когда вы подбираете партнера для бизнеса, имеет ли значение его характер? По каким критериям вообще оцениваете, подходит ли вам партнер?
— Безусловно, имеет значение. Первое, что делают в бизнесе, это наводят справки о тех, с кем хотят работать. Это нормальная практика. Главное, чтобы во главе угла партнерских отношений ставилась порядочность.
— Как вы считаете, бизнес и дружба совместимы?
— Конечно. На определенном этапе бывает, что интересы расходятся. Но это не означает, что все закончится ссорой. По своему опыту знаю, что и в таких случаях можно остаться в добрых, дружеских отношениях.
— Семья принимает участие в вопросах ведения бизнеса?
— Моя жена — мой друг и соратник. Она в курсе моих дел. Возможность выговориться и получить моральную поддержку для меня очень важна. Полностью принимаю критику с ее стороны.
— Какой из уже реализованных проектов вы бы выделили?
— Строительство пристройки к Камерному театру. Была проделана интересная и кропотливая работа. Из поднятых архивов стало известно, что здание театра не было закончено. Был найден эскиз, на котором изображено, как здание должно было выглядеть по завершении строительства. В 1915 году стройку остановили по банальной в причине: недостаток средств. И разве мог я себе представить в детстве, кушая в пельменной, которая тогда находилась на месте пристройки (потом там была «Дока-пицца»), что пройдет несколько десятков лет, и я завершу начатое еще в начале XX века. Город предложил мне реализовать этот проект с сохранением исторического стиля, и я, конечно, согласился. Мне удалось прикоснуться к истории, и теперь душу греет мысль, что это здание останется после меня. Мои внуки будут знать, что их дед помог в обретении зданием законченного вида. Бизнес — это не только выгода и прибыль, это еще и социально важная деятельность. Например, мы же все хотим, чтобы наш город был красивым и благоустроенным.
— На что вам жалко и не жалко тратить деньги?
— Когда только начинали бизнес, экономили на отдыхе, например, ради покупки мягкой мебели. Но ценности поменялись, и сейчас все наоборот. Недавно открыл для себя горные лыжи. Как житель средней полосы, считал, что если отдых, то только в теплых странах. Я оказался не прав. Горнолыжный спорт меня захватил полностью. Есть еще одно занятие, на которое я готов тратить время и средства. В детстве с мальчишками любили играть в хоккей: с клюшками и в валенках. И вот два года назад была организована любительская хоккейная команда, которая выступает в «ночной лиге». До этого я считал, что умею кататься на коньках. Но когда надел хоккейную форму и вышел на лед — все оказалось намного трудней. Но от этого не менее приятно. Наверное, каждый мужчина в детстве представлял себя настоящим хоккеистом со всеми сопутствующими атрибутами. И вот спустя столько лет моя мечта сбылась (улыбается). А на что никогда не потрачу деньги… На азартные игры. В этом случае рационалист во мне побеждает.
— Как вам удается все успевать?
— На протяжении многих лет выработан график, к которому я привык. Это уже образ жизни.
БУДУЩЕЕ: о семье, доме и планах
— Игорь Вячеславович, расскажите поподробнее о вашей семье.
— С любимой женой Татьяной мы вместе уже 21 год. Познакомились на дискотеке в Чебсаре. Она спортсменка, мастер спорта по многоборью. Занималась парашютным спортом. У нас трое детей. Старшей дочери Илоне 20 лет. Она учится в Государственном университете управления в Москве, на специальности «PR-менеджер». Учится хорошо, с желанием. Я думаю, что она уже видит себя в этой профессии. Своей энергией и целеустремленностью очень похожа на меня. Средний сын Арсений сейчас в четвертом классе. Пробует себя в спорте. Занимался дзюдо, хоккеем, но отдал предпочтение футболу. Младший Всеволод еще маленький, ему всего три года. Назван он был в честь владимирского князя Всеволода Большое Гнездо, который сыграл ключевую роль в объединении Руси, чтобы противостоять татаро-монгольскому игу.
— Оставляете детям право на самоопределение?
— Конечно. Семейная культура, принятая у нас, способствует диалогу с детьми. Я могу рекомендовать, советовать, но не смогу прожить за них жизнь. Чем быстрее они станут самостоятельными, тем будет лучше. Очень хочу, чтобы у них было все хорошо.
— Есть ли у вас любимое место дома, где вы проводите свободное время?
— Сейчас я сделал себе кабинет. Всех заранее предупредил, что это будет моя «берлога». Мне он очень нравится, но в него я не часто попадаю. Желание общения все равно сильнее, одиночество не для меня, поэтому «берлога» пустует.
— Вы участвовали в строительстве своего дома?
— Да. Дом был перестроен под наши нужды. Перепроектировкой занимался мой друг, дизайнер Владимир Попов. Все наши желания были учтены. Дом выполнен в современном стиле, я не поклонник классики. Наверное, это от образа жизни, жизненных позиций. Недавно одна из комнат была переоборудована в спортзал для ребят.
— Без чего не представляете свой дом?
— Без большого обеденного стола, за которым можно собрать семью, близких и друзей. И такой стол у меня есть. Очень важна для меня домашняя атмосфера, которую создает моя жена, хранительница нашего семейного очага.
— Любимое блюдо?
— Макароны по-флотски, которые делает жена. Любовь к этому блюду тянется еще с армии.
— Есть у вас домашние животные?
— Рыбки. У меня большой аквариум. Хорошо успокаивают. Вдвойне приятно, что, когда прохожу мимо, они меня узнают (улыбается).
— О чем вы мечтаете?
— Хочу, чтобы мои дети были счастливы. Если говорить о себе, то конкретной мечты не имею. А в целом мне бы хотелось, чтобы в России люди жили хорошо. Считаю, что россияне достойны лучшего.
— Уже есть планы на будущее?
— Да. Сейчас уже идут ремонтные работы на фасаде здания на Советском проспекте, 16, которое является памятником архитектуры Череповца. Считаю, что в будущем это здание станет украшением нашего города.
— Если бы вы захотели написать книгу, о чем бы она была?
— Я думаю, что эта книга была бы посвящена истории, истории России.
Кирилл Кузьмицкий
P. S. В чьих руках будущее становится настоящим, а впоследствии историей?.. Конечно, в наших. Главное, чтобы в вашей истории не было пустых страниц…
Журнал "Про недвижимость35" №35 ноябрь-декабрь 2012г. |