Муниципальный земельный контроль — это осуществляемый органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами муниципальный контроль за использованием земель на территории муниципального образования.
Основой осуществления муниципального земельного контроля являются положения части 1 статьи 9 Конституции РФ, земельное законодательство РФ, порядок осуществления устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Контроль за использованием земель на территории муниципального образования вместе с рядом других вопросов отнесен к вопросам, где органам местного самоуправления предоставляется возможность создания собственного механизма их решения исходя из выделенных им законодательством в соответствующих предметах ведения участков управления.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами работ на основании распоряжений руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального земельного контроля, за исключением случаев непосредственного обнаружения муниципальным инспектором достаточных данных, указывающих на наличие нарушения земельного законодательства. Проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются с учетом требований, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Информация, полученная органами местного самоуправления, может эффективно использоваться органами государственного земельного контроля в целях выявления и пресечения земельных правонарушений землепользователями.
Муниципальный земельный контроль в Вологодской области только набирает темп. Необходимо отметить следующие итоги осуществления муниципального земельного контроля за 2011 год.
1. Должностными лицами, осуществляющими муниципальный земельный контроль на территории Вологодской области, выявлено 214 нарушений земельного законодательства (в 2010 году — 181).
2. По искам администраций муниципальных образований принято 25 судебных решений о принудительном устранении нарушений земельного законодательства (освобождении земельных участков от металлических (кирпичных) гаражей, деревянных заборов (ограждений) и других сооружений) лицами, привлеченными к административной ответственности в рамках взаимодействия государственного и муниципального земельного контроля.
Особо следует отметить работу инспекторов по использованию и охране земель муниципальных образований «Город Вологда» и «Город Череповец», по представленным материалам которых 67 и 38 нарушителей (соответственно) привлечены к административной ответственности. В большинстве же муниципалитетов уровень реализации функции по муниципальному земельному контролю остается очень низким, в некоторых поселениях муниципальный земельный контроль не осуществляется вообще. Администрации поселений зачастую не заинтересованы в осуществлении возложенных на них контрольных функций (денежные средства от уплаты штрафов поступают в бюджет муниципального района, а не поселения). Причиной низких показателей осуществления муниципального земельного контроля является недостаток кадрового, материально-технического обеспечения, немалую роль в этом играет и человеческий фактор: в сельских населенных пунктах людям сложно провести грань между личными, а порой родственными отношениями и служебными обязанностями.
Управлением достаточно большое внимание уделяется работе по повышению эффективности осуществления муниципального земельного контроля, усилению взаимодействия органов государственного и муниципального земельного контроля.
В 2011 году и за истекший период 2012 года Управлением заключены 243 соглашения о взаимодействии органов государственного и муниципального земельного контроля (всего в области 278 муниципальных образований, соответственно — органов муниципального земельного контроля).
Для практической же реализации положений заключенных соглашений необходима в первую очередь заинтересованность самих органов местного самоуправления в осуществлении полномочий по муниципальному земельному контролю.
По инициативе Управления в 2011 году проводились совместные совещания с органами местного самоуправления по вопросам совершенствования механизмов взаимодействия между Управлением и органами муниципального земельного контроля, обеспечению законности в сфере земельных отношений.
В целях оказания методической и практической помощи главными государственными инспекторами городов и районов Вологодской области по использованию и охране земель, их заместителями на постоянной основе (ежеквартально) проводятся с муниципальными инспекторами семинары, практические занятия по вопросам осуществления государственного и муниципального земельного контроля. Всего в 2011 году проведено 57 таких мероприятий. Основными вопросами для обсуждения становились правовые основы осуществления муниципального земельного контроля, порядок проведения плановых, внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства, оформление материалов проверок соблюдения земельного законодательства, взаимодействие при планировании проверок. В ходе практических занятий муниципальным инспекторам под руководством госземинспекторов территориальных отделов Управления предлагалось самостоятельно провести обследование территории, произвести обмер площади земельного участка, заполнить акт проверки соблюдения земельного законодательства.
Работу по оказанию консультационной и практической помощи Управление планирует продолжать и в дальнейшем. Управление Росреестра по Вологодской области отдел по г. Череповцу и Череповецкому району
Журнал "Про недвижимость35" №35 ноябрь-декабрь 2012г. |