Наш сегодняшний герой — Сергей Ольшуков. Про таких, как он, говорят: «Выиграл по жизни счастливый билет». В свои тридцать с небольшим Сергей возглавляет Вологодскую ассоциацию профессиональных риэлторов и является заместителем директора агентства недвижимости и оценки «Альтернатива», г. Вологда. Бесконечные телефонные звонки, ежедневные встречи, бизнес-сделки. А после… Отдых успешного делового человека многие обыватели представляют себе как симбиоз денег, праздности и роскоши. А вот Сергей Ольшуков в свободное время не может жить без музыки. В том числе — собственного сочинения…— С 13 лет занимаюсь творчеством, — рассказывает Сергей Ольшуков. — Научиться играть на гитаре — мечта любого мальчишки, и даже в более зрелом возрасте человеку приходят такие мысли. Еще бы, кто в юности не желает блеснуть своим умением в компании друзей или на вечеринке? Вот так и я загорелся этой мечтой. Мой друг показал мне на гитаре пару аккордов бессмертного произведения Виктора Цоя «Звезда по имени Солнце». Так постепенно стал меня все больше завораживать мир бард-рока. — Сергей, а кто для вас стал кумиром? — О кумирах (улыбается) нельзя говорить в прошедшем времени. Они живут вечно, как и само их творчество. Я люблю исполнять песни Виктора Цоя, Владимира Высоцкого, групп «Воскресение», «9 район»… А затем стал сам сочинять музыку и писать стихи. Конечно, если посмотреть мои первые тексты — они такие наивные, детские. Впрочем, в каждом возрасте — своя прелесть. В 1992 году даже с единомышленниками создали группу и назвали наше детище «Контрольный пункт». Просуществовал наш коллектив два года. — А дальше? — Дальше — служба в армии. Служил в одной из частей в Ярославле водителем. И даже здесь я не расставался с гитарой. Надо сказать, что мне музыка помогает по жизни. Например, в армии, когда медиатор выпал из моих документов, начальство сделало все, чтобы я не расставался с музыкальным инструментом. Пою просто так — для друзей, дома, но все-таки стараюсь подходить к творчеству серьезно. — Получается, что гитара для вас стала спутницей жизни? — Получается, что так! В гитаре есть магия. С ее помощью я выражаю свои чувства. Гитара — это мостик к людям. Люди в своем бизнесе ведут себя довольно закрыто. На их поведение в значительной степени влияет искусственная оболочка делового человека, а когда берешь в руки гитару, то становишься самим собой. У каждого человека есть потребность раскрыться. — И когда же вы получили первое признание? — В детстве и признание, и, можно сказать, слава — все было. Но ведь это не есть главное. Избравшим такой музыкальный путь главное — найти свои слова и, добавив душу, дарить людям прекрасные, вечные песни. К примеру, сейчас в моей музыкальной сокровищнице — 200 текстов. Часть из них каждый может услышать. Они есть и в Интернете, и на электронных носителях. В 2003 году я записал первый акустический альбом, «Лекарство жить», а недавно выпустил еще один свой сборник — «Равновесие». Это полноценный альбом, включающий в себя 10 песен в новом, богатом электрическом звучании — от барабанов и перкуссии до фортепиано. И, конечно, гитары. Как же без них? И в новом альбоме они не только акустические... — Вы называете свое творчество бард-роком… — Наверно, дело вот в чем. Когда мне было три года, вместо колыбельных песен я слушал произведения Владимира Высоцкого. Папа включал мне их каждый день перед сном. Соответственно это наложило бард-отпечаток. А в конце 80-х я открыл для себя рок-группу «Кино»... Далее у многих возникает ошибочное мнение, что раз я выбрал для себя направление бард-рока, значит, в центре внимания оказывается текст и происходит упрощение музыкальной формы. Но кто слышал мои произведения, тот знает, что это не так. Музыка и текст — это единое целое! — Сергей, тогда почему решили не делать музыку работой? — Музыка — это не работа, музыка — это жизнь. Для меня это своеобразная отдушина, «река». И вот так взять и изменить течение реки, сделав музыку работой, — нет. Пока это хобби, я — независим, что хочу, то и играю. А когда появится директор, продюсер, начнется уже шоу-бизнес, где очень многое происходит не по твоей воле, а «по указке». К тому же там, на вершине музыкального олимпа, ничего особенного нет. В музыке главное — сам процесс, который идет от души. — А в связи с вашим напряженным трудовым графиком часто ли можете выкроить время для ценителей бард-рока? — Участие в фестивалях для меня — это святое! С 2009 года я езжу на бардовские музыкальные форумы. Так, впервые побывал на фестивале «Заозерье», где познакомился со многими музыкантами. Честно говоря, барды сказали, что под их формат я не подхожу, но мы так сдружились, что они часто приглашают меня на концерты в Череповце. А еще мне нравится принимать участие в фестивалях «Круча» и «Вдохновение». Последний — крупнейший музыкальный форум в стране. Наряду с другими исполнителями я представил свои творения. Мне приятно, что мои песни нравятся друзьям, да и просто людям, которые ценят искреннюю музыку. Ведь писать стихи и сочинять музыку в стол — нет никакого желания. — В своей жизни когда-нибудь о чем-нибудь жалели? — Жалел! И до сих пор жалею. Я слишком поздно познакомился с творчеством Александра Башлачева. Открыл для себя СашБаша всего пять лет назад. Считаю, что произведения этого человека должен знать каждый русский человек, как Есенина, Лермонтова, Пушкина, Маяковского. Это уникальная фигура даже для такого самобытного явления, как русский рок. Впрочем, может, самобытность русского рока в том и заключается, что его ковали такие ЛЕГЕНДЫ, как Борис Гребенщиков, Виктор Цой, Михаил Науменко… В этом же ряду находится и имя Александра Башлачева, хотя сегодня о нем вспоминают куда реже, чем, скажем, о Викторе Цое. Они все достигли самой высокой точки рок-олимпа, и не стоит пытаться выяснить, кто лучше, а кто хуже. Этот спор не имеет смысла. Главное — каждый был самим собой. Каждый оригинален. Каждый многогранен. Но уникальность Александра Башлачева в том, что он совершил своего рода подвиг. — Что вы подразумеваете под подвигом Александра Башлачева? — СашБаш сделал «перекидной мост» между русским роком и бардовской песней. Башлачев доказал, что для рок-музыки достаточно одной гитары… и еще нескольких колокольчиков. — Концерты памяти Башлачева сейчас проходят в Череповце и даже Санкт-Петербурге. Что они значат для вас? — Я присутствовал на концерте, который был посвящен 50-летию со дня рождения СашБаша. Грандиозное мероприятие. Вот она — музыкальная сила и мощь. В январе этого года сам давал концерт в музее Башлачева. Этого мало, нужно и улицу в Череповце в его честь назвать, и памятник ему поставить. Главное — придать еще большую известность СашБашу. Это позволяет лучше понимать свою страну и самого себя. Чем больше его будет — тем лучше, потому что больше будет новых талантов. Ведь творчество преображает и самого творца, и того, кто знакомится с его произведениями. Здесь есть одна очень тонкая грань. Если произведение создавалось как дань моде или как попытка реализовать себя, то, скорее всего, никакого эффекта преображения не получится. На мой взгляд, такое искусство не то чтобы не имеет права на существование… оно просто не очень нужно, особенно в современном мире. — Сергей, а можете так, с ходу, процитировать свое любимое четверостишие из творчества СашБаша? — Его песни — все по-своему любимые. Ну, к примеру, строки из «Посошка»: …Отпусти мне грехи! Я не помню молитв. — Отголоски творчества СашБаша можно сейчас встретить в ваших песнях? — За 20 лет я написал около 200 стихов и песен. Не скажу, что это много. Конечно, в крайних моих произведения (не хочу говорить «последних») можно услышать отголоски СашБаша. Но они заключаются именно в глубине текстов, а не мотивов. Через свои песни я стараюсь передать то, как я вижу и чувствую окружающий мир. Это просто счастье. К сожалению, некоторые не ценят и не понимают, что просто счастливы уже оттого, что… — …сегодня с утра вы проснулись здоровым — вы стали счастливее, чем 1 миллион человек, которые не доживут до следующей недели, — …в холодильнике есть еда, вы одеты и обуты, у вас есть крыша над головой, вы богаче, чем 75 % людей в этом мире, — …вы читаете это, вы не принадлежите к тем 2 миллиардам людей, которые не умеют читать…
Беседовала Ирина Асонкова |