…Одежда немного сковывает движения, она новая, я в ней еще не успел обжиться. Стараюсь успевать за мамой, нежно держащей меня за руку… Несмотря на волнительность момента, я не наступаю ни на один стык дорожных плит. Ведь кто на черточку наступит, тот… Букет в правой руке начинает терять по лепестку за каждый мой неудачный взмах, он слишком большой. И вот уже стою на линейке рядом с девочкой, на голове которой огромные банты. Звучит звонок…
…У учителей на глазах слезы, один из одноклассников пытается пошутить: это они от радости, наконец-то нас выпустили! Дзинь-дзинь… слышится такой долгожданный для 11-х классов звук… Дзинь-дзиинь-дззззинь… он начинает превращаться в надоедливую трель. Становится понятно, что это далеко не первый и совсем не последний звонок… Звонок будильника в моей жизни. Надо вставать, пора на работу.
Стараясь вспомнить ускользающие моменты сна, я направляюсь на встречу с Юлией Витальевной Мокиной, учителем начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26», г. Череповец. В преддверии 1 сентября мне очень хотелось узнать о том, как сейчас обстоят дела в школе.
К месту встречи я подошел на десять минут раньше. Занял удобную наблюдательную позицию. И так как с Юлией Витальевной ранее не встречался, стал угадывать, кто из окружающих мог бы оказаться героиней моего интервью. Меня ждал провал. Пока я старался увязать сложившиеся стереотипы (деловой костюм, строгие очки и т. п.) с проходящими дамами, ко мне легкой походкой подошла стройная женщина.
Мягко улыбнувшись, она назвала меня по имени:
— Кирилл?
— Здравствуйте, Юлия Витальевна, — осознание своей неправоты относительно того, как должен выглядеть учитель, пришло моментально. Передо мной стояла привлекательная женщина с удивительными глазами…
Мне не пришлось производить впечатление излишней доброжелательности, и я не старался сознательно расположить к себе собеседника. Этого просто не требовалось. Глаза Юлии Витальевны излучали душевную теплоту и искренность. Меня принимали таким, какой я есть. Ощущать это было непривычно. Получив согласие совместить интервью и прогулку по скверу, я задал первый вопрос. Он получился банальным, но от этого не менее важным:
— Почему вы выбрали профессию учителя?
— Детская мечта, которая сформировалась еще до школы. В будущем оставалось только определиться, каким учителем. Не заставили отказаться от выбора профессии даже предостережения родителей.
— Вы помните ваш первый звонок в качестве учителя и первоклассницы?
— В то время, когда окончила институт, было очень тяжело устроиться на работу — много выпускников. Я оканчивала 28-ю школу и там же подрабатывала пионервожатой, поэтому очень рассчитывала, что мне представится возможность начать работать именно в ней. И, как только появилась вакансия, мне сразу позвонили. В качестве учителя первый звонок запомнился сильными переживаниями. Было ощущение невидимой преграды между мной и учениками. В этот сложный момент мне очень помогла Наталья Николаевна Ракова. В течение года она была моей неофициальной наставницей, есть большая ее заслуга в моем становлении как педагога. А та иллюзорная преграда пропала сама собой.
Еще отчетливо помню, что, когда мама меня одевала на 1 сентября, я пообещала хорошо учиться. Отличницей стать не получилось, но оценки были только 4 и 5. Любимые предметы — русский язык и литература. Все учителя были очень хорошего уровня, но именно Людмила Николаевна Белова была для меня примером для подражания. Уважительное отношение к ученикам, врожденная интеллигентность, отличное знание предмета. Она открыла нам мир русской литературы, научила правильно и красиво говорить.
— Если школа — второй дом, то учитель — вторая мама. Считаете ли вы это утверждение верным? Если да, то какими качествами должна обладать вторая мама?
— Конечно да. На детей нельзя обижаться, их можно только любить. Очень важное качество для любой мамы — это терпение. (И кто сказал, что дети стали жестокими, это родители перестали быть терпимыми… — авт.)
— Есть люди, которые задаются вопросом: как молодые учителя, вчерашние студенты, еще не имеющие своих детей, могут любить чужих? Каково ваше мнение по этому поводу?
— Такой проблемы нет. Люди без призвания в школе надолго не задерживаются.
— Как бы вы перефразировали поговорку «Тяжело в ученье, легко…»?
— В жизни. Понятия «ученье» и «жизнь» идут рука об руку. Одно без другого невозможно.
— Есть ли у вас какие-то секреты профессионального мастерства?
— Я все секреты раздаю детям (улыбается). Единственное — если взялся за дело, то надо его сделать как можно лучше. Если я пойму, что устала, не могу работать на максимуме, то больше не пойду на работу. Иначе просто нельзя.
— Какие из ваших профессиональных достижений кажутся вам важными и значимыми на сегодняшний день?
— С точки зрения профессиональных успехов могу отметить победу в федеральном конкурсе на материальное поощрение лучших педагогов в рамках приоритетного национального проекта «Образование». (Неофициально конкурс называется «Золотая тысяча учителей» — авт.)
— Какие профессиональные цели вы ставите для себя на будущее?
— Век информационных технологий, все быстро совершенствуется и изменяется. Я продолжаю развивать созданную систему информационной компетенции младшего школьника. Сейчас внедряются новые системы контроля и оценки знаний. Новый взгляд на ученика, на его личностные характеристики. Теперь ребенок должен не только усвоить преподаваемый материал, но и научиться самостоятельно получать знания. Это требует от учителя серьезной работы над собой.
А правда, что?..
Солнечный летний день не давал повода для грусти, но я погрузился в не самые приятные размышления. Как быстро летит время… Совсем недавно сам со школой прощался. А теперь от детей стали больше требовать, они быстрее стали сталкиваться со взрослыми проблемами, а еще алкоголь, наркотики, разбои и убийства, совершаемые несовершеннолетними… Странно, а откуда я все это знаю, в школе не работаю, своими детьми не обзавелся? Хотя как откуда?! Вчера по центральному ТВ передавали…
Мы продолжали увлекательную беседу, неторопливо прогуливаясь по скверу…
— Насколько разительны изменения, если сопоставить школу сейчас и двадцать лет назад?
— Стало намного интересней, но и сложней работать. Усовершенствовалась материально-техническая база школы, у учителей появилось больше возможностей разнообразить учебный процесс, сделать его эффективнее. Поменялись и дети. Но осталась неизменной личность учителя как человека высоконравственного. У доски по-прежнему должен стоять человек высоких моральных устоев, находящийся в постоянном процессе самосовершенствования. И надеюсь, этот аспект никогда не подвергнется изменению.
— Вы имеете большой опыт преподавания. Считаете ли вы, что раньше дети были добрее?
— Нет. Я считаю, что сейчас дети стали, наоборот, терпимее по отношению друг к другу.
— Как вы считаете, сериал «Школа» Гай Германики — провокация или правда жизни?
— Я его не смотрела, но наслышана. В этом сериале собран весь негатив, который может быть в любом детском (и не обязательно школьном) коллективе. Нельзя отрицать, что в жизни этого нет, но масштабы и локализация не отражают действительность.
— Какое стремление у нынешних школьников сейчас более сильно проявляется: получить образование или получить знания?
— Я считаю, дети сейчас понимают, что сулит им диплом без знаний. И стремление именно к знаниям растет. Это отмечают и педагоги в вузах.
— Реформу образования, которая сейчас проводится, поддерживаете?
— Не все аспекты идеально отработаны. Возросла объективность оценки, но эмоциональная готовность детей к сложным испытаниям ЕГЭ оставляет желать лучшего. Ребенок порой не может показать свой реальный уровень знаний из-за стресса.
— Правда, что сейчас дети «оцифрованы»? Какие сложности с этим связаны?
— С такими проблемами в практике я не сталкивалась. Но если детей с раннего возраста посадить за компьютер, не дав им увидеть мир во всем его многообразии, то в скором времени это явление станет распространенным. Дети должны развиваться разносторонне, заинтересовать их в этом должны родители и педагоги.
Школа будущего
— Насколько сложен для вас процесс оценки ученика? Назовите ваши критерии.
— В скором времени процесс оценки будет изменен, что даст возможность учителю более объективно оценивать ребят. Подвергаться оценке будет не только продукт его деятельности, но и личностные качества. В совокупности это должно дать хороший результат. А вообще, это очень сложно, но надо помнить одно: оценка всегда ставится в пользу ученика.
— Продолжите фразу: чтобы хорошо учиться, надо...
— Надо чтобы было интересно. Это задача в первую очередь учителя плюс родителей.
— Что вы любите в своей работе больше всего?
— Я люблю приходить в класс перед уроками, когда ребят еще нет: всегда готовишь определенный сюрприз и предвкушаешь их реакцию. Нравится сам обучающий процесс, дискуссия во время решения задач.
— Как происходит ваше общение с родителями учащихся и насколько оно важно?
— Обучение — это трехсторонний процесс: учитель, родитель, ребенок. Обязательно выстраиваешь отношения с каждым из родителей, чтобы любая проблема снималась совместным решением и советом. А все недовольства, если такие существуют, высказывались сразу, и чтобы они никоим образом не могли повредить ребенку. Большую роль в сплочении коллектива, как детей, так и их родителей, играют внеклассные мероприятия: экскурсии, культпоходы в театры, музеи, совместные праздники. Дети очень любят выступать. Радость родителей от выступления детей не меньше, чем у маленьких дарований.
— Какой вы бы хотели видеть школу завтрашнего дня?
— Очень хотелось видеть школу не такой массовой, а больше похожей на дом. Информационные технологии уже внедряются в учебный процесс, но всего должно быть в меру. Было бы замечательно, если бы в процессе обучения детки смогли выбирать то, что им больше нравится.
— Ученик и учитель будущего — какие они, на ваш взгляд?
— Во все времена дети оставались детьми — непосредственными, любознательными, энергичными. Главное, чтобы дети были здоровыми. А учитель будущего — это человек, работающий по призванию, осознающий, что его профессия уникальна и по достоинству оценена.
Когда вторая мама становится единственной
— Как вы думаете, за пределами школы окружающие узнают в вас учителя?
— Бывает ощущение, словно у меня на лбу написано, что я учитель. Характер, отношение к людям, речь, интонация — это выдает меня вне стен школы.
— Учить и поучать — для вас разные вещи?
— Конечно. Поучать я могу собственных детей, это более личностный процесс, завязанный на определенных жизненных взглядах, не являющихся истиной для всех. Своих учеников я могу только учить. Это моя основная задача.
— А удается ли вам находить свободное время для себя? Чем вы чаще занимаетесь в свободное от работы время?
— Не всегда удается. Но для занятий спортом и чтением я время нахожу. Последняя книга, прочитанная мной, нашего вологодского писателя Сергея Алексеева. Люблю порадовать близких выпечкой — тортами, пирогами.
— Есть ли у вас музыкальные предпочтения?
— Что касается музыки, то мои предпочтения формируют дети. В течение дня я часто слушаю рэп, и знаете, мне нравится. Я не играю на инструментах, но очень хотела научиться играть на фортепьяно. Моя дочь воплотила эту мечту, поступив в музыкальную школу. Я очень люблю слушать, как она играет. И вообще, у меня удивительные дети. Сын и дочь — это моя надежда и опора. Их любовь, помощь и поддержка дают мне силы для новых свершений. У нас с мужем есть мечта вместе с детьми увидеть семь чудес света, и я думаю, что она обязательно сбудется!
— Что для вас означает уют?
— Уют — это когда мы все вместе, и неважно где.
— А как насчет животных?
— Наш любимец — кот Максимилиан, не породистый, но очень красивый. Меня пришлось долго уговаривать, чтобы он появился у нас дома. А сейчас я души в нем не чаю.
— Есть ли у вас семейные традиции?
— Несмотря на то, что дети взрослеют, мы всегда вместе отмечаем праздники
Солнце сквозь листву рисует причудливые узоры на асфальте. Напоследок заигрывая с нами, оно дает понять, что скоро лето закончится, а вместе с ним закончатся и самые долгие школьные каникулы. А мы прощаемся с Юлией Витальевной, чтобы в следующий раз уже увидеться 1 сентября…
* * *
1 сентября, 8.30 утра.
…Загорелые, отдохнувшие, счастливые ребята 3 «Б» с нетерпением занимают свои места в классе: впереди у них новый учебный год. Яркие впечатления, увлекательные задания и ошеломляющие открытия под чутким присмотром…
Предстоит сегодня нам в плаванье пуститься.
Поведет она отважно по морям открытий.
(Отрывок из стихотворения
…Внимание ребят сразу привлекает закрытая доска, створкам которой мешают открыться семь печатей. Что же там?
Школьники увлекаются занимательной игрой, отгадывая ребусы и выполняя задания. И вот последняя печать открыта! Класс в нетерпении загудел… Жжж…
Кто трудолюбивей всех на свете? У кого самый лучший коллектив? Кому вместе все преграды по плечу?
Створки распахнулись… И ребята увидели нарисованный мелом чудесный дом трудолюбивых, сплоченных и отважных пчел.
«Молодцы, ребята!» — ласково сказала Юлия Витальевна, учительница 3 «Б» 26-й школы.
Кирилл Кузьмицкий
P. S. Мы очень часто ждем оценки от окружающих, с трепетом относимся к тому, что о нас подумают, стараемся быть теми, кем на самом деле не являемся. А в итоге получается, что, проживая жизнь под ярлыками «отличника», «работяги» или «успешного бизнесмена», мы несчастны. Уверен, что оценки, которые получают дети у Юлии Витальевны, не загоняют ребят в арифметические рамки чужих амбиций, а лишь дают контуры важных жизненных направлений.
— Юлия Витальевна, выскажите, пожалуйста, ваши пожелания для наших читателей.
— Желаю, чтобы огонек познания, который зажегся в первом классе, горел всю жизнь! Журнал "Про недвижимость35" №34 сентябрь-октябрь 2012г. |