2 июля — Международный день спортивного журналиста. Накануне этого праздника мы взяли интервью у известного спортивного комментатора Владимира Сентябрева, которое и предлагаем вашему вниманию.
— Владимир, расскажите, с чего началась ваша карьера спортивного журналиста?
— Я до окончания института не знал, кем буду. Я поступил на самую, как мне казалось, востребованную специальность в то время — инженер-механик. А комментатором быть и не думал, но спорт любил и как болельщик, и как спортсмен. Занимался им серьезно и в школе, и в институте. Интерес к спорту и привел на «Трансмит» — им требовался спортивный журналист. Я как раз на пятом курсе учился, уже писал диплом и думал о дальнейшем трудоустройстве. Решил попробовать. Так и пошло. На «Трансмите» мы начали развивать спортивную тематику. От новостей перешли к прямым радиорепортажам с хоккея. Это были включения на последних минутах матча. Тогда же поступило предложение делать прямые включения на «Маяк». Так я работал около года. Потом Григорий Игнатьев предложил для областного телевидения делать хоккейные трансляции. Было это в конце 1997 года. В 1998-м был возрожден «Канал 12» после некоторого перерыва. Позвали меня, так как на канале собирались показывать хоккей. Тогда же на канале решили создать спортивную программу, и я стал ее вести.
— За годы работы в журналистике не надоело писать о спорте? Не было желания поменять специализацию и писать, например, о политике или культуре?
— Спорт тем и хорош, что все время разный. Непредсказуем результат. Гораздо более предсказуемо все остальное в городе. Из года в год события повторяются. Спорт динамичней, интересней. Бывает, конечно, усталость. Когда долго одним и тем же занимаешься, немного теряется острота, как у болельщика. Когда я только пришел в журналистику, я острее переживал. Сейчас все гораздо спокойнее. Только топовые события могут вызвать эмоции.
— А помните, как все начиналось? Первые трансляции…
— Раньше много времени занимала подготовка к игре, к комментированию. Интернет практически отсутствовал. Готовиться приходилось в библиотеке. Нужно было просмотреть всю спортивную прессу за неделю. Лига тогда была не на высоком уровне — обеспеченность информацией была низкая. Время от времени статистику выдавали только в газетах. И так несколько часов в библиотеке, берешь подшивку изданий и собираешь информацию. Сейчас задумываешься, как вообще можно было тогда работать? Техника была не та — микрофон приходилось держать в руке. Это мешало, ведь в нужный момент необходимо подсмотреть информацию. Сидели тогда на козырьке в «Алмазе», прямо среди людей. Живая атмосфера была, люди заглядывали, хлопали по плечу. Не так просто сконцентрироваться. Такая спартанская школа была.
— Спортивный журналист — жизненное призвание или этому можно обучиться?
— Научиться можно. Определенные данные должны быть, остальное все развивается. Изначально надо очень любить спорт или хотя бы какой-то вид спорта, чтобы его комментировать. Если ты его не любишь, то нет смысла. Эмоций он точно у тебя уже не вызовет. Без эмоций нельзя, но они должны быть в нужное время в нужном месте. Если ты любишь спорт, ты в нем разбираешься на каком-то уровне. Если ты им занимался, ты еще лучше его понимаешь. Если ты стремишься в нем разбираться, то еще лучше будешь разбираться. Тренер же не родился тренером, он им стал. Он получал какие-то знания, практиковался. Комментатор точно так же развивается. Чем больше ты в этом варишься, больше видишь, больше общаешься, тем профессиональней становишься. Чем больше ты говоришь в эфире — тем лучше ты говоришь.
— Кстати, о голосе. Вам от природы дан такой тембр или все-таки работали над ним?
— У меня разве какой-то особенный тембр? Над ним точно не работал. А вот улучшением дикции, конечно, занимался много и долго. Она и сейчас не идеальная, но изначально была, можно сказать, плохая для эфира. Я сейчас даже не хочу смотреть свои первые трансляции. С учетом неважного качества записи голос звучит вообще ужасно. С точки зрения профессиональных навыков комментатора был абсолютным новичком. Это как у молодого спортсмена — ты только думаешь, что все умеешь. Очень многое дает практика, опыт. В том числе и раскованность. А она очень важна. Эмоционально зажатого человека слушать очень тяжело.
— Вы часто общаетесь со спортсменами. Правда, что с ними трудно общаться, что они неразговорчивы?
— Это зависит от человека. И токаря бывает сложно разговорить, и директора предприятия. Я бы не стал утверждать, что именно спортсмены неразговорчивы. Если журналист идет на интервью и думает, что ему сейчас спортсмен будет сразу излагать мысли правильно, красиво и громко, то нет, такого не будет. Хотя есть спортсмены, с которыми очень легко общаться. Например, Иван Скобрев. С ним можно разговаривать бесконечно долго. Человек всегда готов общаться и говорит много. Но это чисто человеческое качество. Со спортсменами, которые за границей выступали, беседовать одно удовольствие. Чувствуется выработанный стиль общения, когда человек спокоен, уверен в своих силах и уважает собеседника. Он уверенно излагает свои мысли, не ограничиваясь общими фразами, мол, игра была тяжелая, но мы старались.
— Зачастую болельщики недовольны работой комментаторов. Они считают, что комментатор только мешает смотреть матч...
— Работать приходится на очень широкую аудиторию. Если мы берем «Канал 12», то здесь аудитория, которая смотрит хоккейные трансляции, очень разная. Во-первых, это, конечно, фанаты. Во-вторых, люди, которым нравится смотреть спорт, но местный спорт они смотрят, когда начинается ажиотаж, например во время плей-офф или когда «Северсталь» начинает лидировать в чемпионате. Третьи начинают смотреть, потому что это модно или вместе с членами своей семьи за компанию. Есть люди, которые подключаются по ходу матча: смотреть нечего, вроде бы наши играют, ну посмотрю. И как одновременно угодить человеку, который вообще в правилах не разбирается, и тем, кто щепетилен в отношении к игре? Этот человек требует от комментатора, чтобы все было безупречно, не было малейших неточностей. А есть те, кто вообще этого не замечает, можно другие фамилии называть — он не поймет. Вот какой у нас спектр зрителей. Как угодить всем? Сразу можно ответить: это невозможно, но какой-то баланс нужно искать. Отсюда и раздражение у некоторых чрезмерно эмоциональных людей. Если комментатор знает, что трансляция идет на общедоступном, а не на спортивном канале, то его задача — работать на более широкую аудиторию, ее привлекать к просмотру, а фанаты и так будут смотреть. Для них сама игра важнее комментатора. Хотя и о них совсем забывать нельзя. Их можно «подпитывать» какими-то специфическими новостями, которых они ждут. Потребности этой категории телезрителя хорошо известны. А раздражаться по поводу комментатора сейчас модно. И не только комментатора. Сейчас вообще стало много раздражительных людей. По любому поводу.
— А допустимо ли спортивному журналисту одновременно являться болельщиком на тех спортивных мероприятиях, которые он освещает?
— А почему нет? Но стараешься быть объективным. Если трансляция только на Череповец, я могу позволить себе больше эмоций, чтобы быть в унисон практически со всей аудиторией. Откровенно я болеть не могу и не буду никогда. Я не могу себе позволить то, что позволит болельщик. Считаю, что слишком откровенно болеть недопустимо. Иногда бывали даже такие ситуации, когда в Череповце кто-то из незнакомых болельщиков подходил и спрашивал, почему я болею за другую команду, а не за нашу. Я в трансляции вообще не болею за какую-то команду. Люди, когда смотрят матч и очень переживают, то немного по-другому все воспринимают. Они болеют за свою команду, и все хорошее, что говорится про соперника, воспринимается как боление за другую команду. Но на самом деле никакого боления нет.
— Какие бы вы назвали издержки своей профессии?
— Любой комментатор надоедает. Ты можешь быть выдающимся комментатором, но если ты постоянно комментируешь, ты надоедаешь. Это как любая хитовая песня. Вначале человек в восторге от нее, готов слушать целыми днями. А проходит месяц, и он вообще слушать не хочет эту песню, она его раздражает. То же самое комментатор. Даже если ты идеально комментируешь, ты все равно надоешь. Это происходило и происходит со всеми. И тогда начинают говорить, что этот комментатор плохой. А на самом деле предъявить человеку нечего. Комментатор много ошибается? Нет. Не разбирается в виде спорта? Разбирается. Говорит невнятно? Нормально говорит. Голос противный? Вполне приятный. «Плохой» просто потому, что он надоел.
— Приходится ли в обычной жизни говорить о спорте или все-таки отделяете работу?
— Безусловно, работа накладывает отпечаток. Бывает, что люди подходят, хотят узнать что-то. Сильно это не напрягает, небольшой побочный эффект. Спрашивают, кто ушел из команды, кто пришел. Чаще всего задают два совершенно нелепых лично для меня вопроса люди, далекие от спорта: «как там наша хоккейная команда?» и «выиграют сегодня?». Почему я должен отвечать на эти вопросы людям, которым ответ на них не интересен? На работе я и так завален этой темой и после работы уже не хочу говорить об этом, тем более отвечать на один и тот же вопрос малознакомым людям.
— Вы, наверно, много путешествуете. На каких спортивных событиях довелось побывать? Что запомнилось?
— Так сразу и не знаю, что выделить. Теннисный турнир во Франции «Ролан Гаррос» очень понравился. Очень своеобразная обстановка, непохожая на другие спортивные соревнования. Это гигантский комплекс, где много кортов, магазины, кафе, гуляет огромное количество народу, много известных людей, Гуса Хиддинка там встретили. Там неспешная клубная атмосфера. Это на хоккей пришел за час, посмотрел игру и ушел. На «Ролан Гаррос» ты целый день, смотришь теннис, гуляешь. У каждого вида спорта своя аура, она абсолютно разная. На чемпионате мира по конькобежному спорту запоминаются веселые оркестры, «бесшабашные» голландцы. На чемпионате мира по хоккею есть такой эмоциональный надрыв. Именно на топовых международных турнирах атмосфера вида спорта чувствуется лучше всего. Сейчас вот собираюсь на четвертьфинал чемпионата Европы по футболу в Киев. На футбольном турнире такого масштаба я еще не был. Надеюсь, будут новые впечатления.
— Недавно вы побывали на олимпийских объектах в Сочи. Какие ваши впечатления?
— Не все удалось посмотреть из того, что хотелось бы. В горы нас так и не свозили. В Сочи меня поразила стройка. Вообще объем строительства, не только олимпийских объектов. Такое впечатление, что год назад на этом месте вообще не было города. Нет ни одной улицы, ни одного квартала, где бы не кипели строительные работы. Облик города меняется колоссально. Он становится похожим на такие европейские южные побережья: Испанию, Францию. Много небоскребов, тоннелей, мостов. А олимпийские объекты практически готовы, кстати.
— Владимир, и последний вопрос. 2 июля — Международный день спортивного журналиста. Как-нибудь отмечаете?
— Никак не отмечаю. Я про него забываю. Обычно коллеги напоминают, требуют проставиться (улыбается).
Марина Жабо |