Рубрики
Архив журнала
Дом с историей

Здесь прошлое и настоящее живут под одной крышей

 

Визит в дом Суворова в Швейцарии

Швейцария похожа на уютный, красивый и самобытный дом, где очень чисто и все стоит на своих местах. В этой стране каждый дом готов поведать вам свою историю. В старинных стенах прошлое оживает и неспешно ведет свой рассказ. Дома с историческим наследием – лицо, визитная карточка любого города. Они создают особое очарование городских улиц. В Швейцарии, как и во многих странах Европы, продаются и сегодня дома с историей, возраст которых весьма уважаем. Годы их постройки вы увидите на фасадах: 1240, 1380, 1450… и невольно придете в изумление, как же удалось настолько хорошо сохранить жилище. Требования к содержанию таких домов строги везде, да и реставрация обходится довольно дорого. Поэтому на покупку исторических строений решаются далеко не все любители старины.

 

Несмотря на то, что шестьдесят процентов территории страны покрыто горами, порой неприступными, с вечными льдами, склоны Альп украшают разбросанные то тут, то там живописные деревушки с разнообразными домиками. У каждого – свое лицо. Трудно представить, как же удалось в таких непростых для жизни местах построить жилища и наладить хозяйство. Для этого необходим швейцарский ха­рактер, целеустремленность и невероятное трудолюбие, которыми отличаются жители этой маленькой альпийской страны.

История одного дома

Я очень люблю Швейцарию, мне интересно все, что связано с этой страной. Когда я приехала сюда в третий раз, мой друг Хельмут Буес поинтересовался, не хочу ли я побывать в доме Суворова. Зная мой интерес к этой теме, он нашел «дорожку» к хозяину этого дома и договорился о частном визите. И вот долгожданный день настал. Теплым весенним днем мы отправились в Эльм (Elm), маленький городок в кантоне Гларус, в немецкой части Швейцарии. Эльм интересен не только горнолыжными трассами и восхитительными пейзажами. Именно здесь была последняя остановка русской армии перед решающим переходом через перевал Паникс. В Эльме находится дом, где великий русский полководец Александр Васильевич Суворов останавливался на ночлег с 24 на 25 сен-тября (с 5 на 6 октября) 1799 года. Он провел в этом доме только одну ночь, но дом с гордостью носит его имя. Хранить память о давно минувших днях и событиях в музеях – дело обычное. Но чтобы в частном жилище так трогательно и заботливо чтили память о Суворове – дело особое, заслуживающее внимания. Здесь все осталось таким же, каким было в конце XVIII века. Дом Суворова (нем. Suworow Haus) найти нетрудно, его знает каждый. Дом дожил до наших дней и находится в прекрасном состоянии благодаря его хозяину Каспару Ринеру-Штурму.

Дорога в этот городок пролегает среди заснеженных альпийских вершин. Цветущие луга с желтым рапсом и бело-розовыми яблонями, искрящиеся водопады, коровы сопровождали нас в пути. Желтые указатели «Путь Суворова» сообщали, что мы движемся в верном направлении.

Суворовские места в Швейцарии – это та часть страны, которую прошел А.В. Суворов со своей армией во время Альпийского похода. Эльм входит в этот маршрут.

Дела давно минувших дней

Давайте заглянем в давние времена и вспомним Альпийский поход русской армии во главе с А.В. Суворовым осенью 1799 года. Со школьных лет каждому знакома эта героическая страница истории. Многие из читателей журнала вспомнят и картину Сурикова «Переход Суворова через Альпы», она хранится в Русском музее в Петербурге. Но не каждый хорошо представляет, что же произошло в те далекие годы. Как оказалась в Швейцарии, в самом сердце Европы, русская армия и в чем заклю­чался подвиг солдат армии Суворова?

Шел 1799 год. Европа наблюдала победоносное шествие Наполеона с чувством горечи и страха, не в силах остановить его. Россия в составе второй коалиции вела войну с Францией. Во вторую антифранцузскую коалицию, созданную в 1798 году, кроме России, вошли Англия, Австрия, Турция и Неаполитанское королевство. Для оказания помощи австрийцам на территории Италии были посланы войска русской армии под командованием Суворова. (Северная Италия к концу XVIII века входила во владения Австрии, но в результате ряда поражений в наполеоновских войнах Австрия лишилась части территорий). По мнению союзников России, только Суворов мог остановить Наполеона. И монархи Европы попросили Павла I поставить во главе объединенной армии именно его. Итальянская и швейцарская кампании стали последними для полководца. За четыре месяца армия с боями прошла 400 километров, освободив Северную Италию и вернув Австрии все, что у нее отнял Наполеон.

Русская армия стояла у южных границ Франции – и это была уникальная возможность разбить врага на пятнадцать лет раньше, чем это произошло в реальности. Но Австрия и Англия вместо похода на Париж требуют сначала освободить от французов Швейцарию, хотя разгром армии Франции автоматически означал бы победу и в Швейцарии. Весь дальнейший Альпийский поход покажет, что главной задачей «союзников» было уничтожение не французской армии, а русской. «Меня погнали в Швейцарию, чтобы там уничтожить», – писал Суворов, прекрасно понимая, что стоит за всем этим. Удивительно, но Павел I согласился на этот план.

В районе Цюриха должны были соединиться армия Суворова, русский корпус генерала Римского-Корсакова и австрийские войска. И оттуда планировалось наступление на Францию. Для всех войск были разработаны маршруты и сроки наступления. Не вина А.В. Суворова, что дальнейшие события начали разворачиваться по другому сценарию, и весь Альпийский поход стал блистательной суворовской импровизацией.

Суворов избрал кратчайший, но наиболее трудный путь, через перевал Сен-Готард высотой 2100 метров. Нико­гда не воевавшая в горах, армия Суворова осуществила знаменитый штурм перевала и овладела Чертовым мостом. Но это отдельная интереснейшая глава в истории Альпийского похода.

После трудных боев войска Суворова добрались до Альтдорфа, где узнали, что дальше дороги нет, австрийское командование «забыло» проинформировать их об этом. «Сюрпризы» от «союзников» ожидали полководца на каждом шагу. Вскоре он узнал и о том, что войска Римского-Корсакова разгромлены под Цюрихом, и о новом предательстве «союзников», которые вывели свои войска из Швейцарии, оставив русскую армию сражаться в одиночку с противником. Отправленная в ловушку, фактически на верную смерть, армия Суворова на каждом шагу сталкивалась с предательством и изменой австрийцев. Сдаваться Суворов не умел. И он решает пробиваться через хребет Рошток к Гларусу, а оттуда – через Эльм, перевал Паникс – в Австрию. Это был единственный путь, позволявший спасти остатки армии. Он это и сделал.

Хозяин дома Суворова

Каспар Ринер-Штурм – солидный и представительный человек, крупный инженер по дорожному строительству в прошлом. Был он и председателем правительства в кантоне Гларус, активно участвовал в политике, много сделал для развития туризма в Эльме. Именно его заслуга – появление хорошей дороги в этот сказочный городок в Альпах. Когда Каспар говорит о Суворове, глаза его горят и он похож на мальчишку, который так любил играть в солдатиков в детстве, седина и преклонный возраст тому не помеха.

Он любезно показал нам свой дом и ответил на мои вопросы.

– Господин Каспар, почему такому успешному и богатому человеку интересна история русского полководца?

– С детства я любил играть в оловянных солдатиков. А когда подрос – узнал о Суворове, о его Альпийском походе. Вот тогда и зародилась мечта, которую мне удалось воплотить в жизнь. Заработав деньги, я купил дом Суворова в Эльме и восстановил его.

– Сколько лет этому дому?

– Дом старый, построен в 1670-е годы, расширен в 1748 году.

– Как выглядел дом, когда вы его купили?

– К моменту покупки он был сильно разрушен. Это видно на фотографиях, которые я сделал в тот момент.

– И вы решили его восстановить?

– Да. На это ушло два года и немало денег. Реставрация шла в 1970 –1971 годах.

Снимали каждую петлю на дверях и окнах, каждый шпингалет, накладку.

После окончания этих работ дом был пе­редан под защиту государства и кантона.

– Вы фиксировали каждый шаг реставрации?

– Да. У меня хранятся все сметы, все реставрационные документы, фотографии до реставрации и после проведенных работ.

– У вас чудесный архив. Вы коллекционируете все, что связано с именем Суворова?

– У меня замечательная библиотека: все книги, которые выходили о полководце на разных языках, репродукции картин, переписка, документы, карты-диспозиции, газетные вырезки, альбомы, коллекция портретов и бюстов Александра Васильевича.

– На картине художника Адольфа Шарлеманя действительно изображен этот дом?

– Все действия на картине «Эльм.

Последний ночлег Суворова в Швейцарии» разворачиваются перед этим домом. Дом хорошо узнаваем, мало что изменилось вокруг. Переночевав в Эльме, Суворов отправился с остатками своей армии к перевалу Паникс, переход через который оказался самым тяжелым за все время семнадцатидневного швейцарского похода. «Горы, которые мы переходили, были ужасно высоки, обрывисты, с глубокими пропастями. Сырой густой туман обнимал нас. Дождь, снег и холодный, резкий ветер валил с ног, — так описывает эти события один из участников этого перехода. — Развести огонь, чтобы согреться или приготовить пищу, было не из чего, да и французы обстреливали». Здесь, на Паниксе, на высоте 2400 метров, разыгрался заключительный и самый драматический акт швейцарского похода Суворова. Полураздетые, голодные солдаты под порывами сильного ветра лезли на обледенелые скалы. Спуск оказался еще труднее. Многие из них погибли, сорвавшись в пропасть. Именно момент спуска с перевала Паникс изобразил Суриков на картине «Переход Суворова через Альпы».

– В вашем частном доме хранятся настоящие реликвии того времени?

– Я бережно храню все, что связано со швейцарским походом Суворова и пребыванием русских солдат в Эльме. Вы видите здесь патронташи, оружие, ранцы и другие предметы, которые были найдены в Эльме и на перевале Паникс. Настоящие «живые» учебные пособия.

– Вы восстановили и кухню того времени. Когда переступаешь ее порог, появляется ощущение, что сейчас загорится огонь в очаге и… войдет Александр Васильевич собственной персоной.

– Здесь действительно все так, как было при нем: каменный очаг с огромным котлом, над ним – толстый деревянный брус, на котором выстроилась, как солдаты в строю, древняя посуда.

– А где живет ваша семья?

– Здесь всем хватает места. В доме же не один этаж.

– Кто сделал такой чудесный памятник Суворову перед вашим домом?

– Известный московский скульптор Дмитрий Тугаринов. Я сохранил чашу старинного фонтана, а на постамент водрузил Александра Васильевича.

Удивительно, что в швейцарском городке Эльм живет человек, который сохраняет память о прославленном русском полководце А.В. Суворове. На свои собственные деньги и по доброй воле он купил и восстановил дом, где Суворов останавливался на ночлег. Благодаря Каспару Ринеру-Штурму мы имеем возможность «попасть» в те давние времена и прикоснуться к живой истории суворовского похода. Пробираясь по горным хребтам и непроходимым тропам, по которым сами швейцарцы никогда не ходили, суворовские солдаты и полководец явили миру пример, как можно выйти с доблестью из безвыходной ситуации. Два столетия швейцарцы живут без войн и помнят, что от последнего нашествия неприятеля страну спасла армия Суворова.

Волнение и трепет охватили меня, когда я увидела в частном доме, а не в музее исторические реликвии тех лет. Хозяин эмоционально рассказывал о Суворове, о его солдатах, прекрасно владея этой темой и зная все нюансы Альпийского похода.

Прощались мы у памятника А.В. Суворову перед домом. Памятник не помпезный, а скорее человечный. Суворова мы видим на коне, готового ринуться в бой. В последний миг он оглядывается и бросает свой взор на нас, его потомков.

Несколько часов, проведенных в Эльме в доме Суворова с его хозяином Каспаром Ринером-Штурмом, стали для меня незабываемым уроком русской истории на швейцарской земле. Примером того, как можно и нужно хранить память о людях и событиях, любить и сохранять дома с историей. Каспару удалось найти золотую середину, гармонию между прошлым и настоящим, между частной собственностью и памятью о великом человеке. Одно другому не мешает, оказывается, если вами движут искренние чувства и огромное желание сохранить прошлое. Восхищение этим увлеченным и бескорыстным человеком переполняло меня. К чувству грусти и благодарности добавилась гордость за нашего соотечественника.

В далекой Швейцарии Суворова помнят, искренне любят и хранят память о нем.

 

Ольга Рачковская. Швейцария – Санкт-Петербург. Фото автора

Журнал "Про недвижимость35" №31 март 2012г.
Нам важно ваше мнение
Что для Вас является наиболее важным при выборе агентства недвижимости?

Прокомментируйте, пожалуйста, Ваш выбор