Рубрики
Архив журнала
Аналитика

Кризис и рынок недвижимости

 

Прогнозы дело неблагодарное, в чем мы не раз убеждались, а у нас в стране это вовсе сопоставимо с гаданием на кофейной гуще. Быть или не быть второй волне кризиса? Накроет ли она с головой или еще побарахтаемся? А может, это все надуманное и кому-то «за бугром» очень выгодно сотрясание воздуха?! Итак, с чего мы вообще взяли, что кризис повторится? Одним из первых у нас обозначил угрозу повторения экономического бедствия для России экс-министр финансов Алексей Кудрин. Он отметил, что финансовый кризис в Европе может перерасти в экономический; соответственно его отголоски Россия почувствует на себе. Наша редакция решила узнать, так ли страшен кризис, как его малюют научные умы, из первых уст. Для чего мы обратились к нашим соотечественникам, проживающим в США, Западной Европе и бывших советских республиках, и попросили рассказать об экономической ситуации в их странах, как она отразилась на рынке недвижимости.

США

Владимир Кузнецов, владелец малого бизнеса по ремонту бытовой техники (США, штат Аризона, город Феникс):

— В начале кризиса многие отрасли производства и торговли, связанные с недвижимостью, практически полностью остановилась. Соответственно люди остались без работы. Огромное количество людей искали хоть какую-то работу, чтобы начать все заново. В общем, верить в мечту и переживать за исполнение задуманного было самым трудным для меня в тот момент. В начале кризиса американское правительство объявило о поддержке гражданам, которые переплатили за недвижимость и не могли обслуживать свой ипотечный заем. На деле только единицы получили возможность воспользоваться этой поддержкой, многим из них, и мне в том числе, просто дали годовую отсрочку ипотечных платежей, добавив этот долг к сумме полного займа.

Ситуация с занятостью еще осложняется тем, что многие корпорации в конце прошлого века перевели свои производства (особенно в легкой и тяжелой индустрии) в другие страны (Китай, Индию и т. д.), тем самым обескровив страну, тысячи и тысячи американцев потеряли рабочие места. Профсоюзы защищали интересы рабочих Америки, и поэтому корпорациям было выгоднее открывать производства там, где более дешевый труд. Моя работа во время кризиса оказалась более востребована, потому что люди перестали активно покупать новую бытовую технику и экономят за счет ремонта. Сумма ремонта выгоднее покупки новой техники. Если ремонт стоит 150 долларов, а за новую вещь нужно платить 350–400 — никто не хочет тратить лишние деньги.

Таким образом, в 2009–2011 годах очень многие потеряли свои дома, так как не смогли погасить кредиты. В настоящее время цены более-менее стабилизировались. Сейчас количество домов в продаже стало меньше. Банки не разом, а дозированно выбрасывают на рынок заложенные дома, потом выбирают лучшее предложение. И это правильно, это делается, чтобы не обрушить рынок.

Сейчас идут разговоры, что цены пойдут вниз. Слухи основаны на том, что будет вторая волна кризиса. Сейчас я ищу землю, чтобы на ней осесть. Своя земля и свое подсобное хозяйство может быть спасением в случае кризиса. Но здесь пустыня. Нужна еще вода. Это сложнее. Хотелось бы еще километров 100–150 от города: если начнутся волнения — лучше быть подальше от эпицентра.

На всякий случай мы создаем запасы продуктов, покупаем оружие, средства защиты у каждого американца есть. Я также купил свой дизельный генератор. Готовлю список людей, на которых смогу положиться в тяжелые моменты и которые смогут положиться на меня. У нас есть хорошая медицинская аптечка и т. д. Как это по-русски говорится: береженого бог бережет.

ИТАЛИЯ

Наталья Рябикова, представитель компании «Invest-Italia» в России и СНГ:

— На сегодняшний день итальянский рынок существенно изменился из-за финансового кризиса. Покупатель стал обращать больше внимания на распродажи, сниженные цены, скидки и т. п. с целью экономии средств. Таким образом, товары с низкой ценой стали лучше продаваться. Несомненно, жизнь в Италии изменилась, сейчас приходится больше работать, чтобы заработать и поддержать достойный уровень жизни, каким он был раньше.

В первую очередь кризис привел к увеличению цен на сырье, особенно бензин. Результатом этого была инфляция, то есть резкий рост цен на товары и услуги, причем доходы граждан оставались прежними. Государство пытается маневрировать между ростом налогов и либерализацией различных сфер деятельности, в частности уменьшает торговые ограничения. В результате этого увеличивается конкуренция на рынке и есть тенденция к снижению цены.

Рынок недвижимости пострадал из-за банковского кризиса, клиенты не могут купить недвижимость за неимением средств и возможности получить ипотеку. Стоимость недвижимости снизилась примерно на 20 %. Это хорошая возможность для тех клиентов, которые обладают ликвидностью и могут себе позволить купить хорошую недвижимость по сниженной цене. Поэтому сейчас самое время инвестировать в недвижимость в Италии, ощущается большой интерес иностранцев, в том числе русских клиентов, к итальянской недвижимости. Кто инвестирует в момент кризиса в недвижимость, никогда не ошибается! Это правильный выбор. Особенно это касается недвижимости на юге Италии, где цены снизились более значительно, чем на севере.

Несомненно, если завтра будет кризис, я бы вложила деньги в недвижимость, земли и альтернативную энергетику. По-моему мнению, это лучшие и надежные инвестиции в момент кризиса, которые могут приносить доход.

ЛАТВИЯ

Карен Маркарян, обозреватель русскоязычной газеты «Латвия сегодня»:

— По мнению ведущих экономистов, в Латвии мы имеем отражение общемировой ситуации, когда государства живут уже в долг и население начинает жить исключительно в долг. Наступает момент, когда контроль над собственными финансовыми кредитами практически полностью утрачен. Из этой ямы самостоятельно не выбраться. Надежды на то, что кончится экономический кризис, начнется всеобщий подъем и как-то нас на волне этого подъема удастся вытащить, совершенно необоснованны. Проводимые правительством реформы по сокращению расходов кроме как косметическими не назовешь. Помните старый советский анекдот: в тюрьме зэки обсуждают, кто за что сидит. Доходит очередь до сантехника. Тот и рассказывает: «А я сам не знаю, за что посадили. Однажды вызвали меня в горком партии — починить течь. Я посмотрел и вижу, что дело — хана. Поэтому и сказал, что тут вообще всю систему менять надо!..»

Народ между тем все терпит, не выступая ни против монополистов, ни против неумелых и жадных властителей. С исчезновением социалистической системы было подавлено движение наемных рабочих. В свое время оно опиралось на Страну Советов и соцлагерь, а сейчас крайне слабо, не имеет международных центров поддержки. И поэтому предприниматели, капиталисты делают с ра­бо­чими что хотят. Ведь нет профсоюзов.

Если взять объемы потребления продуктов питания. В нынешней Латвии они в среднем на 20 % ниже, чем в советской Латвии. По молоку, мясу, яйцу, овощам — всего около 20 позиций. Уровень жизни реально упал. Что касается жилищного строительства — если посчитать, то за 20 лет у нас действительно чуть увеличилось обеспечение жилой площадью. Но за счет чего? За счет того, что у нас упала на 15 % численность населения — и на 15 % выросла обеспеченность жилплощадью. В жилищный сектор были закачаны большие кредиты, вырос объем строительства, люди стали заселяться в новые квартиры. Но грянул кризис, многие вынуждены были выехать из своих дорогих квартир, за которые были уже не в состоянии платить. А вновь построенные целые поселки и микрорайоны так и остались незаселенными. В конце концов уровень обеспеченности жильем за 20 лет остался на прежнем уровне.

Для сохранения сбережений делать вложения в золото — риск. Сейчас оно на пике, но кто даст гарантию, что не наступит обвал? К тому же речь может идти о покупке золотых слитков, а не ювелирных украшений, где часть цены составляет работа. Их потом не продашь за ту же цену. Тем, у кого накопления меньше 10 тысяч латов (около 564 406 руб. — ред.), лучше вообще не дергаться, равномерно вложив средства по трети в евро, доллары и латы. Если более 10 тысяч, тогда можно приобрести недвижимость, вложиться в какие-то ценные бумаги. Но это — всегда проблема: надо следить за курсом, вовремя реагируя на любые изменения.

БЕЛАРУСЬ

Александр Саежко, заместитель директора строительного треста (г. Брест):

— Кризис сильно ударил и по жителям Беларуси, и по экономике в целом. Особенно это отразилось на нашей строительной отрасли. Раньше государство выступало основным заказчиком жилья. Действовало много разных программ, мы сдавали в год больше 100 тысяч квадратов. Мощностей даже не хватало, поэтому взяли валютный кредит и купили новую немецкую линию для крупнопанельного домостроения. Не успели запуститься, как грянул кризис, белорусская валюта в несколько раз обесценилась. Кредит надо отдавать, а государство сразу свернуло все заказы. Словом, оказались мы один на один со своими проблемами. Перешли на сокращенную рабочую неделю, отправили часть людей в неоплачиваемые отпуска. Некоторые поехали на заработки в Россию, в Подмосковье. А там на стройках в основном таджики работают. Заработки невысокие, условия труда ужасные. Многие вернулись домой. Прошлый год кое-как пережили, а сейчас стройка начинает потихоньку оживать. Конечно, у нашего населения денег мало, поэтому ищем объекты в Минске, в соседних российских областях. У нас себестоимость ниже, а качество неплохое. Панельное жилье продаем по 20 тыс. российских рублей за квадратный метр и ниже. Кстати, россияне стали активно у нас жилье покупать, заметно выросло количество таких сделок.

* * *

Россия готова к кризису лучше, чем большинство развитых стран, считает бывший глава Минфина. «Госдолг всего 12 % ВВП, объем золотовалютных резервов — это большой запас прочности», — перечислил Кудрин.
Верим в лучшее!

Журнал "Про недвижимость35" №31 март 2012г.
Нам важно ваше мнение
Что для Вас является наиболее важным при выборе агентства недвижимости?

Прокомментируйте, пожалуйста, Ваш выбор