Каждый сад похож на своего хозяина, точнее, на состояние его души. Сад Людмилы Александровны Фроловой соответствует ее внутреннему коду гармонии. Этот внутренний код побуждает интуитивно следовать природе, канонам естественности, простоты и меры. Ее сад отличается утонченностью, изысканностью, как и его хозяйка. Сад Людмилы Александровны поражает тем особым чувством меры, которое обусловливает удивительную элегантность и в то же время функциональность. Отсутствует та вакханалия цвета, которая присуща многим нашим садам. Это мудрая сдержанность, отсутствие чего-либо вычурного и броского, благородная простота, которая дается осознанием совершенности природы. Это красота естественности природы. Сад обыгран в контексте особенностей участка и его природного окружения — рельефа, растительности. Кажется, что здесь явился Гений места (Genius Loci — в Древней Греции это выражение означало «дух-покровитель места»). Английский поэт XVIII века Александр Поуп в своем «Послании к лорду Берлингтону» так говорит об этом: Пусть гений места даст тебе совет; Тот, кто потока направляет след, Иль гордый холм поднимет до небес, Иль обратит в театр уступов дольних срез… Участок имеет высокий уровень грунтовых вод, и для их понижения Людмила Александровна создала сухой ручей. Весной и во время сильных дождей он оживает потоком воды и выполняет функцию дренажа. Сухие ручьи пришли к нам из японского сада. Созерцание воды умиротворяет, и в то же время вода наделена энергетической силой и способствует обострению эстетического восприятия. В японской культуре вода важна как символ движения, текучести. Сухой ручей в саду имеет извилистую форму, тем самым оптически расширяет пространство сада. Ложе ручья выложено красивыми камнями и галькой. Прекрасный эффект дает сочетание камней и растений на берегу. Через ручей перекинут мостик. Сухой ручей гармонично вписан в ландшафт сада — складывается впечатление, что он не рукотворный, а сама природа создала его. В саду соблюден баланс между цветниками и свободным пространством. Свободное пространство составляет изумрудная зелень газона. Газон позволяет подчеркнуть любые декоративные изыски. Композиции и цветники великолепно смотрятся на его зеленом фоне. Созерцая цветники на расстоянии, как прекрасную картину, можно оценить чистоту линий, их плавные изгибы, структуру. Проектирование цветника Людмила Александровна начинает с общей концепции, а затем переходит к деталям. Поэтому ее цветники смотрятся как целостная, законченная композиция, где каждому растению определено свое место. Помните, как у мастеров: «Отсечь все лишнее». При проектировании цветников используется принцип оптического расширения пространства светлыми цветами. Поэтому цветник с благородным цветом бордо и оттенками бургонского находится не на дальнем плане, а при входе, делая его более выразительным. Растения же с более светлыми тонами расположены в глубине сада, что дает эффект расширения пространства. Основу этого цветника составляют декоративно-лиственные растения, достоинство которых в основном составляет не столько сам цветок, сколько изумительная по фактуре декоративная листва. Но самое главное в этом цветнике — великолепное сочетание растений по форме и фактуре. Природа бесконечно разнообразна в своих проявлениях, она и прекрасна своей разностью. Все устройство мироздания основано на единстве противоположностей (день и ночь, мужчина и женщина...). Безупречный художественный вкус и дает возможность сочетать противоположности внешнего облика растений так, чтобы получилась единая, целостная, гармоничная композиция. Людмила Александровна так подбирает растения по форме листьев, их габитусу, что в этом гармонично цельном сочетании еще больше подчеркивается их индивидуальность. Такой принцип сочетания разности форм и фактур особенно великолепен для декоративных лиственных растений. Прекрасно соседство бузульника Britt Mаrie Crawfоrd с его круглыми листьями и медуницы Samourai с мечами-листьями — как щит и меч. Во многих композициях округлая форма кустов хост, медуниц, гейхер контрастирует с вертикалями листьев лилейников, ирисов или цветов. Великолепие мироздания в его разнообразии и непохожести, а мы все стремимся к однообразию мыслей и мнений. Достоинство и индивидуальность каждого растения подчеркивается подбором противоположных форм и фактуры другого растения. Четкая округлая форма листьев хост, бузульников, бруннер великолепно контрастирует с филигранной, рассеченной листвой астильб, папоротников, клопогонов. Изумительно сочетание растений, имеющих листья нежных фактур, с растениями, у которых листья грубой фактуры. При создании структуры сада используются декоративно-лиственные и красивоцветущие кустарники, деревья с необычной кроной и окраской листвы. Великолепны хвойные растения, которые являются структурообразующими и декоративны круглый год. Сад наполнен различными видами и сортами барбариса. Его многочисленные сорта отличаются и размерами (от карликов до гигантов), и формой кроны, и цветом. С помощью барбариса Тунберга Голден Ринг и мискантуса китайского Zebrinus создана изумительная композиция, где каждый из участников раскрывает свою неповторимую индивидуальность, а золотое кольцо на листьях барбариса перекликается с желтой полоской мискантуса. Людмила Александровна находится в постоянном творческом поиске, неиссякаемая жажда красоты направляет ее на лекции Джона Брукса или в знаменитые частные сады Голландии. Сейчас она работает над проектом, который позволил бы устроить сад так, чтобы он постепенно переходил в лес и стал единым целым с окружающим ландшафтом. Ибо она знает: только слияние с природой дает душе ту гармонию, которая освещает всю жизнь и рождает умиротворенные мысли. Галина Малышева,
Фото Галины Беловой |