Рубрики
Архив журнала
Модный сад

«Россия возродится только тогда, когда в ней возродятся красивые сады…»

 

 

Этим летом в городе Череповце прошел очередной фестиваль цветов. Главным гостем, как и в прошлом году, была один из ведущих ландшафтных дизайнеров России Елена Константинова. Мы не упустили такой возможности и взяли у Елены Алексеевны интервью. Елена Алексеевна КОНСТАНТИНОВА — один из лучших отечественных ландшафтных дизайнеров-практиков, известный селекционер флоксов, кандидат наук. Она автор более 70 реализованных ландшафтных проектов. И просто человек, который делает наш мир прекраснее.

 

— Елена Александровна, расскажите немного о себе, как прошло ваши детство и юность?

— Детство мое прошло вместе с братом в Забайкалье. Необыкновенной красоты природа: сопки, поросшие прострелами и багульником, лиственницы, кедры, множество насекомых. Все это, конечно, оказало на меня влияние. Потом пришло время идти в школу, и мама забрала меня в Москву. Но любовь к природе не прошла, и в 6 классе абсолютно самостоятельно я поехала в Главный ботанический сад Академии наук. Подошла к замдиректора и попросила взять меня на работу. Мне спросили, куда я хочу. А я твердо ответила: «В кактусы!» Так я начала работать в оранжерее с кактусами. Было очень интересно. Я их прививала, рассаживала по горшочкам, но по мере того, как я все больше и больше узнавала про эти растения, интерес стал пропадать. Захотелось чего-то нового, и я заглянула в соседнюю оранжерею с субтропиками и начала работать там. Потом были тропики и так далее. Таким вот образом к 9 классу я обошла все оранжереи Главного ботанического сада Академии наук. Кстати, в школе по биологии и ботанике у меня была двойка, так как я знала по этим предметам больше учителя. Меня это не останавливало, и я продолжала дальше тянуться к знаниям. Перейдя дорогу почти напротив Главного ботанического сада, я оказалась у здания Института физиологии растений. Первая дверь напротив входа, которую я открыла, оказалась лабораторией корневого питания. Зайдя туда, я сказала: «Возьмите меня на работу» — и меня взяли. Гидропоника, электронный микроскоп, исследование воздействия различного состава питательных веществ на зерновые и многое другое открылось мне за этой дверью. В это время создавался японский сад в дар Главному ботаническому саду. Делал его японец. Я часами за ним наблюдала, он мог за целый день передвинуть лишь один камень.

— Как дальше сложилась ваша судьба?

— Пришло время поступать в вуз. У меня было рекомендательное письмо от Института физиологии растений, и я решила поступать в МГУ на биохимию. Сдав биологию на пять, я, к сожалению, получила три по математике. Это лишило меня шансов на зачисление. Стала думать, куда пойти? В том же году открывалась новая специальность в Инженерно-экономическом институте, сейчас Академия управления. Называлась она — кибернетика. Решила, пойду туда — хоть математику подучу. Годик поучусь, а потом опять в МГУ попробую. Поступила легко, начала учиться, а потом, как говорится, затянуло. Наш выпуск был первым в Советском Союзе по этой специальности. Всего две группы. Окончив, я сразу пошла в аспирантуру и в 25 лет стала кандидатом наук по специальности экономист-кибернетик. Потом довольно долго работала на кафедре, стала доцентом, уже была своя аспирантура, свои пять человек защитились. Но конечно, параллельно занималась растениями. Я коллекционировала, была крупнейшая коллекция, занималась селекцией, публиковалась в журналах и газетах.

Пришла перестройка. Начал развиваться бизнес, студенты приезжали на джипах в норковых шубах до земли, а преподаватели ходили полуголодные в калошах. Научная работа тогда никому была не нужна. В один прекрасный день я поняла, что не могу идти на работу. Написала заявления и ушла. Все думали, что нашла более высокооплачиваемую работу, а я ушла в никуда.

— Что же помогло вам в сложной жизненной ситуации найти себя?

— Сидела на кухне на табуретке и на глаза мне попался 12-й номер «Цветоводства», я писала для них ряд статей. Открываю и читаю: «Дорогие читатели, в следующем году вас ждет серия статей известного ландшафтного дизайнера Константиновой Елены». Моему удивлению не было предела. В тот момент я сделала всего несколько работ для знакомых, не более того. Помню, первая статья этого «сногсшибательного» цикла была «Зачем вам нужен сад?», я писала три месяца, трактат вышел страниц на 40 — выбрали только полторы. А недавно зам. главного редактора Татьяна Анатольевна Френкина подарила мне этот номер журнала «Цветоводство» (смеется). А дальше все как-то само собой получалось. Участвовала в благотворительных работах в музее-усадьбе Бориса Николаевича Пастернака, рядом находится Московская патриархия Русской Православной Церкви. Стала помогать им. Однажды я зашла в патриархию, и в определенный момент все, кто там был, упали на колени, а я осталась стоять, ничего не понимая. Седенький старичок спрашивает: «А кто это?» Матушка Филарета, которая всегда сопровождала Алексия, отвечает: «Она помогает нам приводить в порядок территорию». Тогда он произнес небольшую речь о том, что Россия возродится только тогда, когда в ней возродятся красивые сады, и благословил меня на это занятие. Был это архимандрит Кирилл — наставник патриарха Алексия, один из самых уважаемых людей в Православной Церкви.

В то время я бралась за любую работу: кому ель посадить, кому газон, кому живую изгородь — ни от чего не отказывалась. Приходили помогать студенты и выпускники Института леса, выдерживали не более двух недель. Это достаточно тяжелый физический труд. Постепенно копился опыт, стали появляться заказчики. Так все и пошло.

— Ваши любимые цветы — флоксы. Как появилась любовь к этим цветам?

— Что касается флоксов, ими я занималась всегда. Конечно, это пошло с детства. Мои бабушка и дедушка очень любили эти цветы. Эта любовь передалась мне. Моя бабушка собрала достаточно большую коллекцию, а я продолжила. Вывела и зарегистрировала свои сорта этих прекрасных цветов.

— Расскажите, что такое ландшафтный дизайн?

— Можно посмотреть на это понятие с разных точек зрения. Во-первых, конечно, это направление в искусстве. Во-вторых, это вид деятельности, направленный на совершенствование пространства (вне дома), в котором находится человек, таким образом, чтобы оно было комфортным и отвечало тем задачам, которые перед ним поставлены. Есть также понятие ландшафтной архитектуры. Это работа с пространством на больших территориях, привязанная к архитектурным строениям. К сожалению, некоторые считают, что, сделав клумбочку или поставив горшок с цветком на улицу, они создали ландшафтный дизайн. Это не так. Есть определенные законы, на которые опирается дизайнер. Заказчиком должны быть четко определены функции, которые выполняет каждая из зон данной территории. Ландшафтный дизайнер — это собирательный образ. Он должен быть почвоведом, психологом, инженером, флористом, декоратором, дендрологом.

Как и в любом деле, в ландшафтном дизайне есть свои уровни. Есть начальный, ремесленный, уровень. А есть уровень, на котором начинается искусство. Достичь его можно, только если быть фанатично преданным делу, обладать талантом, и конечно, трудолюбие, трудолюбие, трудолюбие…

— Как развивается ландшафтный дизайн в России?

— К сожалению, пока мы смотрим только на Запад и не хотим видеть, что было в России. Почему было? Потому что в советские времена все было уничтожено как атрибуты буржуазии. Нормативами был уничтожен ассортимент, который традиционно использовался в России. Исчезли парки как среда. Появились парки культуры и отдыха с ларьками, мороженым, колесом обозрения и красной геранью.

Этой весной в Россию приезжал «дедушка» ландшафтного дизайна всемирно известный Джон Брукс. Когда наши журналисты спросили: «Как проектировать русский сад?» Джон Брукс ответил: «Я у вас должен спросить, как проектировать русский сад. Я не живу в России, это национальные традиции, это история». А как раз нашу историю мы вспоминать не хотим.

— Откуда вы черпаете вдохновение для своих работ?

— Из всего. Я много путешествую, много читаю. Единственное, что я не приемлю — это Интернет. Это среда, которая может задушить любое творчество. Недавно мы с учениками были в Голландии, посещали частные сады. А сейчас я приехала к вам в Череповец. Полученные впечатления и ложатся в основу моих работ.

— Можете назвать ваш любимый проект?

— Не могу. Не могу, потому что их несколько, каждый по-своему любимый, с каждым связана своя история. Никогда не знаешь, с чем столкнешься, что получится в итоге. Каждый раз я волнуюсь. А своим ученикам я всегда говорю: если нет волнения, то у вас ничего не получится.

— Есть ли такие моменты в вашей работе, которые не нравятся?

— Такие моменты есть. Один из вопросов к заказчику — будет ли уход садовника. Если нет, то бывает, что отказываюсь от проекта или стараюсь так организовать пространство и использовать такие растения и их комбинации, чтобы уход был минимальным. Немаловажную роль играет и личность хозяина или хозяйки. Если видишь единомышленника, что бывает не так часто, то очень хорошо. Но если наоборот, такие проекты стара-
юсь не брать. Неинтересно работать на однотипных коттеджных участках. Мне очень важно, чтобы работы видели мои ученики, а заказчик запрещает съемку, но это бывает крайне редко.

— Елена Алексеевна, вы первой из отечественных дизайнеров открыли свою авторскую школу «Цветущая планета», расскажите о ней.

— Учебно-практический центр «Цветущая планета» готовит для Москвы и регионов садовников-дизайнеров и профессиональных дизайнеров сада. Многие из наших учеников стали успешными ландшафтными дизайнерами и известными преподавателями. Например, в марте была выставка, которую судил Джон Брукс. Наши ученики завоевали золотую медаль. Мы стараемся помогать им, чтобы они как можно больше печатались. Я всегда вспоминаю свою историю с 12 номером журнала «Цветоводство»…

 

Глеб Панфилов

Журнал "Про недвижимость35" №28 сентябрь 2011г.

Нам важно ваше мнение
Что для Вас является наиболее важным при выборе агентства недвижимости?

Прокомментируйте, пожалуйста, Ваш выбор