Татьяна Шаронова:
Татьяна Шаронова — один из аксакалов в череповецкой журналистике. В недавнем прошлом журналист и выпускающий редактор «Канала-12». Сейчас — директор Детской академии телевидения и творчества. Куда ушла звезда ТВ, чем занимается теперь, о чем думает и мечтает — об этом читайте в нашем интервью.
— Татьяна, как у Вас возникла идея создания в Череповце Детской академии телевидения? — Я занимаюсь социальной журналистикой уже 15 лет. Все эти годы я рассказывала с экрана телевизора про детей — хороших и умных, увлеченных и одаренных. Но чаще приходилось снимать других — избитых, униженных, брошенных, отказников. Это тяжело и больно. Всегда кто-то приходил на помощь — собирали подписи в поддержку избитых детей, приносили вещи, игрушки, деньги. Это взрослые. А дети? Ведь именно из них потом вырастают жестокие люди. Хотелось что-то изменить, исправить. Хотелось дать детям другую реальность. «Детская академия телевидения и творчества» — это не мое изобретение. Сейчас весь мир идет по такому пути. Детей учат творить. Открывают мир по ту сторону голубого экрана. Постепенно дети меняются сами. Становятся более открытыми, свободными, милосердными. И незаметно меняется мир вокруг них. — Как Вам удается научить детей такому сложному телевизионному мастерству? — Учимся играя. Один из лучших журналистов России Владимир Познер учил наше поколение телевизионщиков делать каждый день свою работу на все 100. «Потому что, — говорил В. Познер,— вы не сможете потом обойти все квартиры телезрителей и каждому объяснить, почему сегодня в эфире брак, или слабый сюжет, или ляпы». Я учу детей тому же. Делать свою работу честно, с полной отдачей. Мне ничего не нужно придумывать для своей работы. Все примеры для детей — из моего же журналистского опыта. Столько всего снято, столько пережито. Проходим социальную журналистику. Я рассказываю про судьбу девочки Клавы Крыловой из череповецкого дома ребенка. Ее доставили грудной из дома в больницу с переломанными ребрами. Родителей лишили прав за аморальное поведение. Клава боялась всех взрослых. Постоянно плакала. Российских усыновителей для девочки не нашлось. Сейчас она живет в Испании и стала, наконец, улыбаться. Рассказываю эту историю, показываю съемки и вижу: дети меняются на глазах. Одна пару раз всхлипнула, другой задумался, а третья говорит: «Я хотела поступать в театральный. Теперь поняла — хочу быть только журналистом. И помогать детям». Такое признание, поверьте, много стоит. Меня часто спрашивают, какие вступительные испытания Вы устраиваете для детей, и каковы критерии отбора. Я всегда отвечаю, что не талантливых детей в природе просто нет. Есть запущенные дети, затырканные учителями в школе, недолюбленные. Поэтому никаких конкурсов мы никогда не устраиваем. Мы даем возможность нашим детям творить. И они раскрываются. — Получается, что академия — это возможность не только рассказывать о разных судьбах детей, но и внести еще больший вклад в их воспитание? — Увидим ли мы Вас еще в эфире? — Проработав столько лет на телевидении, я поняла, что не публичный человек и не хочу им быть. Я абсолютно не страдаю эфирной болезнью и чувствую себя отлично, когда меня не узнают на улице. Вернусь на экран тогда, когда почувствую в этом необходимость. Сейчас я от экрана отдыхаю. Для меня достаточно, что мои дети — ученики « Академии» — каждую неделю в программе «Сами с усами» грустят и радуются вместе со всем городом. — Как приняла семья изменения в Вашей жизни? — Для моей семьи абсолютно ничего не изменилось. Я никогда не умела отдыхать. Очень много времени проводила на работе. С появлением в моей жизни Детской академии телевидения и творчества времени стало еще меньше. Телевидение — наука сложная. Адаптировать ее под детей невероятно трудно. То, что я как профессионал-телевизионщик сниму за час, мы с детьми делаем часов за 6. Так что времени уходит намного больше. Много сил отнимает и создание детской программы. Не успела выйти в эфир одна, как я начинаю уже думать про другую программу. И так день за днем. Так что — «И вечный бой! Покой нам только снится!» — Что для Вас дом? Дом — это крепость или тихая гавань, или место встреч с друзьями и единомышленниками? — Я по гороскопу Рак, причем стопроцентный. А раку нужна тихая заводь с корягой, под которой он будет сидеть, размышлять и только иногда шевелить усами. Мой дом, образно говоря, -это такая коряга. Дома я отдыхаю. И очень не люблю, когда работа заставляет меня заниматься ей и дома. — В каком доме Вы хотели жить лет через пять? — Через пять лет я хотела бы жить на природе, километров за 15 от города. На берегу пруда или озера, рядом с сосновым лесом. Чтобы ко мне прилетали дятлы и прибегали белки. Тихий уютный уголок, где совсем нет машин и скопления людей. Прозрачное небо, шелест листвы, пение птиц, падающие звезды и даже небольшой дождь, который я очень люблю. Я в юности мечтала стать археологом. Ездила на раскопки, увлекалась петроглифами — это рисунки древних людей на скалах. Очень любила сидеть на огромном валуне на берегу Онежского озера. Такой бы притащила и к своему дому. Сидела бы, слушала звуки природы и отдыхала. — Какие качества характера заставляют идти Вас вперед и вперед, не останавливаясь на достигнутом? — Мне интересно жить. Кажется иногда — все, устала, не могу. Съемки надоели. А писать вечные тексты нет больше сил. Но появляется новый интересный человек, или происходит что-то неординарное, и все — на стуле не усидеть. Вперед, в бой, на съемки. Я никогда бы не смогла работать на заводе, у станка или быть клерком в офисе. Однообразность не для меня. Perpetuum mobile — вечное движение. И это болезнь всех телевизионщиков, причем болезнь тяжелая и уже перешедшая в хроническую форму. В нашей работе глаза должны гореть, иначе ничего не получится. И зрителю, главному нашему критику, будет неинтересно. А если твою программу не смотрят, зачем все? Я и детей своих из «Академии» постоянно учу: «Растите над собой. Не успокаивайтесь. Дерзайте. Вам все по плечу». Так и сама, наверное, стараюсь жить. — Татьяна, у Вас есть какие-то принципы в жизни, которых вы стараетесь придерживаться? — Я очень добрый и жалостливый человек и постоянно кого-то жалею. С течением времени начала понимать, что это неправильный подход к жизни. Тот, кого ты пожалел, потом садится тебе на шею и начинает считать, что ты ему пожизненно должен. Так что сама жизнь заставляет меня менять свои принципы. И тем не менее если я знаю, что могу помочь, я обязательно помогу. Если я знаю, что могу сделать что-то лучше, я сделаю лучше. И не буду жалеть для этого времени. Но если я знаю, что могу полениться, я буду лениться с удовольствием, потому что когда еще выпадет такая возможность… — Что Вас поддерживает в трудные минуты? — В трудные минуты мне помогают мой сын и моя работа. Работы, как водится, очень много, так что пока все сделаешь, вроде и проблема сошла на нет. А сын… Он самый главный в жизни. И назвала я его Иваном не просто так. Это имя означает — «Божья милость». Ванюське 10 лет. Он явно «артист разговорного жанра». Очень любит говорить, рассуждать, высказывать свою точку зрения, философствовать. Однажды сказал: «Мама. Я порождение всех твоих глупостей». А совсем недавно рассуждал на тему матерей и детей — почему своя, а не чужая мама для ребенка лучше всех на свете. Приводил доводы, спорил и доказывал!!! И убедил. — О чем мечтаете сегодня? Что хотели сделать еще в жизни? — Мечтаю, как любая мама, чтобы мой сын состоялся. Не потерялся в этой непростой жизни. Стал человеком, независимо от того, чем он будет заниматься в жизни. Мечтаю о том, как я, совсем дряхлая старушка, буду сидеть у телевизора и радоваться успехам своих учеников — тогда уже маститых и известных журналистов. Хочу увидеть хоть одним глазом, какая будет жизнь лет через 100. Хочу, чтобы у меня были внуки и правнуки. Чтобы я успела с ними пообщаться. И порадоваться ими на старости лет. Мечтаю не стареть. Мечтаю, чтобы сил хватило еще на многие проекты. Мечтаю, чтобы дольше жили мои родные. И чтобы новости можно было читать без ужаса и содрогания. И чтобы детей перестали мучить и убивать.
Анастасия Рябинина Фото из архива Татьяны Шароновой Журнал "Про недвижимость35" №26 июнь 2011г. |