Впустить в свой дом дизайнера и вверить ему обустройство вашего жилого пространства сродни тому, как впустить на время маму (тещу, свекровь) на свою кухню. Вроде бы нравится, как она готовит свое фирменное блюдо, но сам факт готовки на ВАШЕЙ кухне немного раздражает. Тем не менее вы понимаете, что именно это блюдо так хорошо вам никогда не приготовить. Конечно, дизайнер не ваша мама, а совсем посторонний для вас человек, но интерьер — это его «фирменное блюдо» , и «приготовить» его правильно вряд ли вам под силу. В прошлый раз журнал «Про Недвижимость35» рассказывал о том, какие моменты проговариваются с хозяевами дома перед грядущими ремонтными работами, на что обязательно стоит обратить внимание и дизайнеру, и заказчикам, чтобы потом «не было мучительно больно» от ощущения дискомфорта в обновленных стенах своего жилища. В этом номере мы вместе с череповецким дизайнером Игорем ВИНОГРАДОВЫМ продолжаем знакомить вас с тем, как правильно выстроить взаимоотношения между дизайнером и его клиентом.
— Игорь, скажите, а с кем работать легко? — Легко? Нет, легко не бывает никогда. Хорошо работать с теми, кто часто бывает за границей. Они, как правило, уже представляют, каким может быть пространство и что можно в доме сделать для повышения комфорта. Или те, у кого есть знакомые, живущие в больших квартирах или коттеджах с правильно организованной эргономикой и обитаемостью помещений. — Как бы Вы назвали этап работ, который следует после принятия проекта на бумаге? На какие моменты стоит особо обратить внимание именно на этом этапе работ? — Если мы говорим о самом начале работ, пожалуй, это инструментальная проверка всего объекта. Тут важно все, нет мелочей. Проводится некая экспертиза. Проверяется качество ранее проведенных работ: все вертикали, горизонт, углы и т.д. От этого многое зависит впоследствии. Все фиксируется и демонстрируется клиенту. По итогу принимаются решения, на основании которых строится понимание в проведении дальнейших работ. — Существует ли такое понятие, как промежуточная приемка работ? — Да, конечно. Несколько условий: если этого хочет клиент, если это оговорено заранее (график работ), при проведении скрытых работ. В этом не всегда есть необходимость. Многие работы ведутся одновременно, и дергать людей для проверки каждого закрученного шурупа, мягко говоря, не совсем целесообразно! — Мы уже рассказывали нашим читателям, что в каждом проекте есть документальная составляющая, а на каком этапе вся документация, я имею в виду то, что связано с перепланировкой, переносом коммуникаций, приводится в соответствие? — Безусловно, лучше все согласования и утверждения-разрешения иметь на руках до начала работ. Однако параллельное ведение работ не исключено при технически грамотном и верном с инженерной точки зрения решении проекта. — А если хозяин отказывается документы выправлять, скажем, ссылаясь на то, что менять свою квартиру он не собирается и траты лишние ни к чему, что тогда делать? И большие ли это затраты на самом деле? — Я не юрист и грамотно ответить на этот вопрос не могу. Если ничего не путаю, все прописано в Жилищном кодексе. Ответственность в этом случае (при отказе) ложится на плечи заказчика, и по итогу все может обернуться большими потерями! В жизни все может случиться… — Часто ли бывает, что проект принимается с первого раза клиентом? — Никогда. Во-первых, это не совсем честно. Во-вторых, в спорах и обсуждениях шлифуются грани искомого идеала. В-третьих, банально и скучно! Вот проект, он утвержден, и все равно приходится вносить изменения по ходу. Например, после построения «белых стен» бывает, ну грубо говоря, надо вбить гвоздь, а там балка. То есть либо конструктив менять, либо отталкиваться от этой детали и что-то вносить новое. Сам проект в процессе работ меняется не по одному разу. За всю мою практику нет ни одного объекта, которым я полностью доволен по окончании работ. Ближе к завершению видишь, что здесь можно было сделать так, там по-другому — одним словом, остается какая-то неудовлетворенность. Пусть проект утвержден, но по ходу я вижу, что что-то можно сделать иначе, лучше. Этот вариант согласовывается с заказчиком без дополнительной платы за проектирование. Допустим, что у заказчика появляются какие-то свои мысли, требующие изменения по ходу работ, пусть они мне и не очень нравятся, я их реализую. Ведь по итогу это их дом, они будут тут жить, и им интерьер должен нравиться больше, чем мне. — Изюминка должна быть в каждом доме? — Полагаю не то, что в каждом доме — в каждой комнате должен быть акцент. Я всегда прошу выделить мне какую-то площадь, территорию, стену, колонну — все, что угодно, только под свое творчество. Я очень благодарен моим клиентам за такую возможность! Получается мини-проект в общем проекте. Это отдельный эскиз, отдельная история…Своего рода подпись автора. — К слову об авторах, профессия дизайнера очень популярна, да и просто иметь корочки, где написано «дизайнер», на мой взгляд, стало модно. Существует множество различных курсов, и я даже знаю несколько человек, которые устроились после их окончания на работу дизайнерами. Каково ваше отношение к таким коллегам «быстрого приготовления»? — Действительно есть такой момент. И я ни в коем случае не говорю, что это бездарные люди! Однако хочу заметить: за несколько месяцев стать профессионалом невозможно. Опыт, опыт и еще раз опыт. Дизайнер — это не только человек, рисующий проект на бумаге. — То есть дизайнер должен уметь делать сам какие-то ремонтные работы? — Ремонтные работы необязательно, отделочные — необходимо. Мало того, желательно разбираться в строительных и обязательно в отделочных материалах. Я не представляю возможным спросить с мастера за правильность нанесения, допустим, венецианской штукатурки, если сам не умею этого делать. Я не в состоянии объяснить приемы и способы получения нужной фактуры, если сам не держал в руках инструмент. — Что еще необходимо знать и уметь? — Пожалуй, нужно разбираться в стилях, направлениях и тенденциях. Иметь чувство объема и пространства. Уметь собрать целое из деталей и наоборот акцентироваться на нюансах. Знать законы перспективы и композиции. Учитывать эргономику, моторику, тактильные и визуальные ощущения человека. Правильно применять основное, зональное и декоративное освещение. Активно работать с цветом. Сочетать текстуру и фактуру. Владеть техникой и знать технологии. В общем, кучу всего! — Просто человек–компьютер получается. — Я бы сказал так: дизайнер обязан владеть карандашом как художник, но думать и работать порой ему приходится быстрее компьютера. Идеи и варианты меняются молниеносно, как в калейдоскопе. Визуализация объекта на компьютере - это всего лишь оцифровка живой мысли, технический навык и не более того.
Продолжение читайте в следующем номере журнала «Про Недвижимость35»
Журнал "Про недвижимость35" №25 март 2011г. |