Прошлый год был тяжелым для всех отраслей производства. Исключением не стал и автомобильный рынок. Падение доходов большинства населения, удорожание и даже сворачивание банковских кредитов, повышение курса доллара привели к резкому падению продаж автомобилей.
Первые 4 месяца 2010 года в России отмечены снижением продаж новых легковых автомобилей на 13 %, как сообщает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Существенное падение за январь-апрель 2010 года было зафиксировано у марок: FORD (-42 %), NISSAN (-48 %), OPEL (-48 %), HONDA (-43 %), MAZDA (-62 %), INFINITI (-53 %), GEELY (-48 %), JAGUAR (-49 %), DODGE (-63 %), BYD (-91 %), ИЖ (-99 %), ALFA ROMEO (-65 %). Однако апрель 2010 года выдался особенно удачным для российского авторынка. Впервые с начала кризиса, по данным АЕБ, результат апреля текущего года показал рост: продажи легковых и легковых коммерческих автомобилей в России выросли на 20 %. И по итогам апреля, сообщает www.autostat.ru, российский автомобильный рынок вышел на третье место в Европе, опередив Италию и Великобританию. Лидером продаж стала Германия, на втором месте — Франция. В мае автомобильный рынок России продолжил демонстрировать рост. Наиболее продаваемыми марками легковых автомобилей в России за период с января по май 2010 г., по данным АЕБ, стали LADA, RENAULT, FORD, CHEVROLET и DAEWOO. Первые места в рейтинге занимают модели марки LADA, а самыми популярными иномарками среди россиян стали RENAULT Logan и FORD Focus. Обратите внимание, что из топ-10 наиболее продаваемых моделей легковых автомобилей в России с начала года 9 производятся в нашей стране (см. табл.). Единственная иностранная модель — это узбекская DAEWOO Nexia.
Анатолий МУДРЫЙ, генеральный директор ООО «Северный»: - Финансовый кризис очень сильно отразился на ситуации на автомобильном рынке не только России, но и всего мира. Наш рынок упал на 50% по сравнению с докризисными временами. Но следует отметить, что апрель 2010 года стал первым послекризисным месяцем, где рынок в целом показал не спад, а рост. Т.е. ситуация на авторынке стала выправляться. В настоящее время в Череповце наметился подъем и заметный интерес к новым автомобилям. Положительным моментом кризиса можно назвать отмирание серых перекупщиков. Кризис очистил рынок, и на нем остались только официальные дилеры, а, следовательно, покупатели смогут получать более качественные услуги. По мнению экспертов, определяющим фактором роста продаж российских легковых машин стала госпрограмма по утилизации подержанных автомобилей, особенно в низком ценовом сегменте рынка. Программа утилизации подержанных авто стартовала в России 8 марта 2010 года. Гражданин, сдав подержанное транспортное средство на утилизацию, покупает новый автомобиль из перечня, утверждаемого Минпромторгом России, со скидкой в 50 000 руб. Условия программы: — автотранспортное средство, вышедшее из эксплуатации, должно иметь разрешенную полную массу не более 3,5 тонн; — возраст более 10 лет, т.е. 1999 года выпуска и старше; — находилось в собственности у последнего собственника более одного года. В ходе программы планировалось выдать 200 тыс. сертификатов на сумму 50 000 руб. до ноября 2010 года, но уже сейчас ясно, что лимит закончится раньше, по словам министра промышленности и торговли Виктора Христенко, уже к концу июня. Так, на начало июня дилерами, которые участвуют в утилизационной программе, уже было выдано около 180 тысяч сертификатов, сообщает АВТОСТАТ. По данным Минпромторга, на начало июня по программе утилизации продано порядка 47,7 тысяч автомобилей Lada, Renault — около 3,7 тыс. машин, Ford — около 2,5 тыс., «УАЗ» — 2050, «ГАЗ» — 1880 автомобилей. Премьер Владимир Путин, оценив утилизационную программу в целом как эффективную, объявил о том, что правительство выделит на ее продолжение дополнительно 10 млрд рублей. Кроме того, он сообщил о «плавном выходе» из программы в следующем году. На официальном сайте Минпромторга (информация актуальна на 7 июня 2010 года) размещен перечень официальных дилеров, среди которых 9 автосалонов г. Череповца: ООО «Машкомплект», дилер ТАГАЗ; ООО «МИКМА», дилер Chevrolet Niva; ООО «КМ/Ч»-Череповец, дилер Ford, Opel, Chevrolet; ООО «Диален», дилер Toyota; ООО «Микма», дилер KIA; ООО «Северный» дилер Renault, FIAT (коммерческие автомобили).
Эрнесто ГУСЕВ, менеджер по продажам ОАО «АвтоВАЗ-салон»: — Ситуация на автомобильном рынке в России, в частности в Череповце, стабилизируется в связи с тем, что работает госпрограмма по утилизации подержанных автомобилей, а также за счет кредитования по правительственной программе субсидирования процентных ставок по автокредитам. Госпрограмму по утилизации подержанных авто я оцениваю положительно. Во-первых, благодаря этой программе обновляется автомобильный парк в России и в частности в нашем городе, в связи с чем возрастает безопасность дорожного движения. Во-вторых, на улицах нашего города станет меньше брошенных и бесхозных автомобилей. На дальнейшее развитие авторынка смотрю с оптимизмом, так как на отечественном рынке появляются новые производители автомобилей с хорошей репутацией и богатейшим опытом. У ОАО «АвтоВАЗ» тоже радужные перспективы: разработана целевая программа по стратегическому развитию, в частности будут появляться совершенно новые модели автомобилей и улучшится качество выпускаемой продукции.
Анатолий МУДРЫЙ: — Действительно, рост продаж легковых автомобилей во многом произошел благодаря программе утилизации. Эта программа дала толчок рынку, благодаря этому у многих дилеров образовались докризисные очереди на машины. Вообще, проект по утилизации старых авто был выгоден всем сторонам рынка. • Для дилеров это отразилось в росте продаж. • Для государства в оживлении рынка, а, следовательно, в увеличении налоговой базы. Кроме этого благодаря программе на наших дорогах сократилось количество «автохлама». • Для потребителей эта программа подарила возможность приобретать новые, более безопасные автомобили со значительной скидкой. Но у этой программы тоже есть свои минусы, пусть и не столь значительные. Во-первых, это плохая обратная связь с Минпромторгом. А во-вторых, дилерам приходится долго ждать возврат денежных средств от государства. При продолжении проекта по утилизации автомобилей рынок сможет стабилизироваться и осуществить небольшой рост. В летние месяцы мы ожидаем небольшой спад на рынке, но к осени ситуация должна улучшиться. Впрочем, если все же программа не будет восстановлена, то можно ожидать общего падения рынка. Примером может служить Европа, где в начале кризиса была запущена эта программа, что позволило автомобильному рынку сохранить стабильность. А как только закончился этот проект, на автомобильном рынке Европы настали не самые лучшие времена. Положительным моментом является и то, что рост показали марки, которые не попадали под действие программы. В целом же увеличение продаж в апреле показали Kia, Suzuki, Hyundai, Volkswagen, Skoda. Увеличение продаж было зафиксированно и у премиум-марок. Так, по данным АЕБ, рост Lexus составил +107 %, Mercedes-Benz +50 %, Audi +43 %.
Дмитрий БОГДАНОВ, начальник отдела продаж «Toyota Центр Череповец»: — В настоящее время автомобильный рынок России переживает подъем. Так, по марке Тойота в г. Череповце в апреле был отмечен 50 % рост, и более того, на сегодня существует дефицит наиболее востребованных моделей автомобилей. Этот дефицит вызван в первую очередь неготовностью импортеров к возросшему спросу. Они просто не смогли спрогнозировать, как будет развиваться ситуация в период весеннего повышения спроса. Производители автомобилей очень осторожно наращивают объемы производства, чтобы не повторить докризисную ситуацию, когда уже изготовленные машины не имели сбыта более одного года. В 2008 году была сделана такая масса автомобилей, которую продавали весь 2009 год, а в редких случаях и в начале 2010 года. На череповецком автомобильном рынке сложилась хорошая ситуация, есть все условия и для развития, и для клиентов, есть все, что нужно, кроме сегмента люкс. Кризис привел к тому, что остались только серьезные компании, те, кто умеет работать, а игроки, которые были не профессионалами и пытались продавать, прекратили свое существование. Сегодня тот, кто знает, как продавать автомобили с пробегом, и будет реализовать больше всех новых машин. Есть люди, которые привыкли менять автомобиль по мере того, как заканчивается гарантийный срок. Машин, которые пришло время менять, очень много, они в хорошем состоянии, и вся масса этих автомобилей будет продана в основном за пределы Вологодской области. Мы единственные в нашем городе, кто работает в этом направлении. Стоит отметить, что стало больше людей, которые пользуются кредитами. Экономическая ситуация в стране стабилизируется, поэтому люди увереннее стали пользоваться кредитными предложениями банков. По кредитам в нашем автоцентре реализуется примерно 40 % автомобилей, и, мне кажется, эта цифра будет расти. В докризисный период каждый второй россиянин покупал автомобиль в кредит. Однако кризис значительно отразился на рынке автокредитования: впервые за несколько лет объемы выдаваемых населению автокредитов резко сократились, да и процентные ставки доходили до 30 %. С улучшением экономической ситуации стали снижаться и ставки. На сегодня ставки по автокредитам в среднем составляют 15 — 17 % годовых в рублях (по данным официальных сайтов основных игроков рынка автокредитования). О том, какова на сегодня ситуация на рынке автокредитования, нам рассказал Сергей БУРЛАКОВ, начальник отдела автокредитования банка ВТБ24 в г. Череповце: — Безусловно, ситуация на рынке сейчас отличается от того, что было в начале прошлого года. Финансовая нестабильность внесла серьезные коррективы в поведение потенциальных клиентов банка, которые задумывались о том, чтобы взять целевой или нецелевой кредит. У кого-то не было уверенности в своих перспективах, кто-то передумал брать кредит из-за изменившихся условий кредитования (многие банки повышали ставки по кредитам, увеличивали размеры первоначального взноса по ипотечным кредитам и автокредитам). Поэтому количество заявок сильно снизилось, объемы кредитования по сравнению с прошлыми годами были не такими большими. Но во втором полугодии 2009 года ситуация начала меняться к лучшему. Во-первых, многие люди избавились от чувства неопределенности, перспективы стали четче, они вновь смогли планировать свое будущее на какой-то длительный срок. Во-вторых, снижение стоимости заемных ресурсов позволило снизить стоимость займов. Поэтому люди вновь стали приходить в банки за кредитами. Мы наблюдаем увеличение количества заявок, растут и объемы выдачи. Государственные программы поддержки автопрома, в частности утилизационная, способствовали повышению спроса на российские автомобили. Рост показывали и иномарки, не участвующие в госпрограмме. Однако говорить об устойчивой тенденции роста на российском авторынке, по мнению экспертов, пока все же рано.
Светлана Воронцова Журнал "Про недвижимость35" №21 июль 2010г. |