«Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам…» — эту строчку из песенки Крокодила Гены часто вспоминают, обходя водные преграды на тротуарах. И хоть городские власти стараются поддерживать дорожки в хорошем состоянии, трещины под ногами до сих пор существуют. Идеальный выход — капитально отремонтировать тротуар. Однако проблема упирается то в финансовые трудности, то в юридические. Но если с деньгами не все бывает просто, то с тонкостями юридического вопроса помогут разобраться эксперты службы правового консалтинга «ГАРАНТ» Наталья Панова и Аркадий Серков.
Вопрос: Организация заключила муниципальный контракт на выполнение работ по замене тротуарной плитки. Была разработана и утверждена проектная документация. Но заказчик захотел заменить часть работ другими и включить в проект небольшую соседнюю улочку. Стоимость нового ремонта не превышает сумму, оговоренную на момент подписания контракта. Вправе ли заказчик при наличии согласия подрядчика произвести замену работ? Какой документ будет являться основанием для внесения соответствующих изменений в проектную документацию? — Вопрос о возможности внесения изменений в государственные и муниципальные контракты неоднозначный. Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ). Это касается и размещения заказа, и содержания контрактов, и порядка их исполнения. В том числе нормы закона устанавливают жесткие ограничения на возможное изменение контракта. При этом следует учитывать, что ч.ч. 2, 3 ст. 7.32 КоАП предусмотрена административная ответственность за изменение должностным лицом государственного заказчика условий контракта, если возможность таких изменений не предусмотрена федеральным законом. Отсюда можно сделать вывод, что любое изменение контракта является административным правонарушением. Однако этим же законом устанавливается, что внесение отдельных несущественных изменений все-таки допускается. Согласно нормам параграфа 5 «Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд» главы 37 «Подряд» ГК РФ (ст.ст. 763 — 768 ГК РФ) с учетом положений Закона № 94-ФЗ, заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, что дополнительные работы по стоимости не превышают 10% указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ (п. 1 ст. 744 ГК РФ). Согласно ч. 2 ст. 22 Закона № 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам работ их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Таким образом, главным является определение технических и функциональных характеристик результатов выполняемых работ с тем, чтобы они соответствовали потребностям заказчика, и согласование требований по качеству. Соответственно, изменения технической документации, замена материалов и оборудования, не приводящие к несоответствию результатов выполняемых работ потребностям заказчика и не ухудшающие качества таковых результатов, можно считать допустимыми. Вместе с тем важно помнить, что в случае изменения характеристик работ или места, условий и сроков (периодов) выполнения работ, которые в обязательном порядке указываются в конкурсной документации (п. 4 ч. 4 ст. 22 Закона № 94-ФЗ), это может быть истолковано как изменение существенных условий контракта и повлечь административную ответственность. В том случае, если изменение контракта все-таки является допустимым, сторонам контракта следует составить единый письменный документ о внесении изменений в контракт («дополнительное соглашение»), а также новую редакцию технической документации, указав на это в указанном дополнительном соглашении.
По вопросам приобретения пакета услуг Правового консалтинга ООО «Гарант-Информ» обращайтесь по телефону в Череповце: (8202) 519-007 Журнал "Про недвижимость35" №19 февраль 2010г. |