Анастасия Дегтяревская, генеральный директор ООО «КупиДом»: — Сейчас многие мои коллеги задаются вопросом: «Чем заняться риэлтору, когда число сделок (а с ними и доходы) уменьшилось?» Ответ на этот вопрос зависит от индивидуальной ситуации. Если у риэлтора есть некоторый запас денег, чтобы пережить «пустые» месяцы, имеет смысл заняться повышением профессионального уровня. Раньше не умели писать договоры и отдавали часть денег от сделки юристу? Разрабатывайте универсальные формы сейчас, читайте гражданское и жилищное законодательство. Важно конечно, идти не только «вглубь», становясь все более квалифицированным специалистом, но и «вширь», расширяя перечень ваших услуг. Посвятите это время поиску новых возможностей для зарабатывания денег, созданию и методической отработке новых продуктов. Источников информации масса — в одном интернете на форумах профессионалов рынка недвижимости можно выудить массу интересных идей. К слову, по моим ощущениям далеко не все риэлторы в городе свободно владеют технологией работы с электронной почтой, не говоря уже о полноценном использовании Глобальной сети. Коллеги, давайте вместе осваивать технологии! Мы в нашей компании, уже давно еженедельно высылаем всем агентствам, которые дали нам электронные адреса, свои варианты по продаже, обмену и покупке жилья. Но я не уверена, что все наши коллеги их просматривают, а ведь это удобная форма общения и сотрудничества. Некоторые агентства высылают нам свои предложения в ответ, и мы очень внимательно их изучаем. Думаю, времена работы с газетой на коленке прошли. Это работа с прицелом в будущее. Инвестиции в интеллект всегда себя оправдывают, как ни крути. Но все это кажется просто красивыми, но ненужными словами, если деньги нужны прямо сейчас. Особенно если от вас зависят ваши дети и пожилые родители. Здесь, я думаю, нужно кардинально пересматривать свой подход к работе по текущим сделкам — делать его более эффективным. Если раньше было достаточно просто дать объявление в газету о продаже квартиры и покупатели сами находились, то теперь их нужно искать. Времени на раздумья нет. Рецептов давать не буду — каждый их ищет для себя. В то же время хотела бы пожелать нам всем оставаться корректными в работе.
Во время кризиса очень легко перейти на агрессию и нетерпимость — нервы у
всех на пределе. И все-таки давайте постараемся прожить это время так, чтобы
потом наша совесть нас не мучила… Дмитрий Красильников, заместитель директора службы недвижимости «Компромисс» по юридическим вопросам: — Из года в год, нынешний не исключение, ситуацию в начале года однозначно оценить непросто. Январь всегда был убыточным месяцем — расходы за полный месяц, рабочих дней в половину меньше. И тем не менее, уже заметно — страсти поостыли. После своего 30-процентного снижения цены приостановились — остановке помогла девальвация рубля. Покупатели перестали ждать дальнейшего понижения и понемногу начали приобретать недвижимость. По отдельным объектам появился даже некоторый спрос, что позволяет риэлторам выбрать из числа покупателей наиболее выгодного. Оживился и рынок обменов — работа есть, достаточно трудоемкая, не каждому риэлтору по силе, но есть. К агентствам начинает приходить понимание — для работы с обменами нужна обширная информационная база, поэтому сейчас наиболее перспективные фирмы стали объединять свои усилия по созданию единого информационного пространства. На рынке недвижимости Череповца очень тяжело продвигать интернет-технологии — у большинства риэлторов отсутствует приемлемый пользовательский уровень, а самое главное потребность в его приобретении. Нет понимания того, что ежедневно обновляемая информация и единое информационное пространство способны упростить работу риэлтора, удешевить рекламные затраты и увеличить количество сделок. Поэтому начало этого года можно считать отправной точкой в сознании продвинутой части риэлторов — Череповцу нужна качественная мультилистинговая система по недвижимости. Сейчас часто спрашивают: «Как используют риэлторы свободное время?» Количество сделок уменьшилось, но трудозатраты на их подготовку возросли в несколько раз. Важно понимать, что всего за полтора месяца риэлторы развернули сознание клиентов от неэффективности продаж к преимуществам обмена. Конечно, времени стало чуть больше — отсутствует наслоение перспективной информации и выгодных сделок — тех факторов, которые увеличивали скорость жизни риэлтора в разы. Сейчас риэлтор имеет возможность без напряжения во времени распланировать свою работу. Согласен с тем, что в настоящее время у тех риэлторов, которым необходим личностный или профессиональный рост, появилось время на обучение. Но самое главное, поскольку среди риэлторов большинство женщин, у них появилось больше времени для своих близких и для себя. Все понимают, что передышка эта носит временный характер, и, как только она закончится, нужно будет снова на все 100 включиться в свою работу — ведь риэлтор — это не профессия, а образ жизни.
Интересовалась Любовь Смирнова
Журнал "Про недвижимость35" №14 Февраль 2009г. |