Куплю
квартиру без посредников …
Такие объявления часто встречаются на подъездах, остановках и даже
столбах. В наше недешевое время мы стараемся сэкономить буквально на всем,
и конечно нам никак не хочется переплачивать риэлтору, будь то покупка или
продажа квартиры. Но действительно ли мы экономим, отказвашись от услуг специалиста?
Момент первый — поиск покупателя
Допустим, полдела у вас уже сделано: ваша квартира приватизирована, но решить
продать квартиру— это одно, а продать на самом деле — совсем другое. Хорошо
если покупатель у вас уже имеется, а если его еще только предстоит найти?
На это нужно время и не так мало, как кажется с первого взгляда. Все мы работаем,
большинство заканчивает работу в пять-шесть часов вечера. Значит, показать
свою квартиру вы сможете только не раньше семи вечера либо в выходные. Причем
нужно не только показать, а еще и рассказать в красках, чтобы вашу квартиру
захотели купить. А это не одна — две минуты. На каждого потенциальнго покупателя
минимум минут 15 потратить придется. На отдыхе после работы можно поставить
крест. Продать или купить квартиру через риелтера можно намного быстрее, чем
без него. В давно работающем агентстве есть своя база данных недвижимости.
Риэлтер сам будет осуществлять показ и вести переговоры. Кстати, ни один риэлтер
не вправе без вашего согласия изменить цену на продаваемую квартиру. То есть
вы получаете ту сумму, которая была с вами согласована при подписании договора,
либо его дополнении.
Момент второй — оформление документов
Итак, покупатель найден, что дальше? А дальше сбор целого пакета документов,
без которого ваша сделка просто не состоится.Если вы все делаете через агентство,
то опытный риэлтер соберет все справки в течение дня. Если решились на такой
подвиг сами — честь вам и хвала. Но помните: собирая документы, вы будете
стоять в очередях за необходимыми бумагами (кстати, а ведь надо еще знать,
куда и зачем идти). Допустим, у вас самый простой вариант продажи — квартира
в вашей единоличной собственности, кроме вас, в ней никто не прописан, вы
не связаны ни с кем узами брака и детей пока у вас нет. Вы собрали все справки,
сделали копии всех нужных, а заодно и ненужных (вдруг пригодятся) бумаг, дело
за договором купли-продажи. Во-первых, опять-таки нужно выделить время, чтобы
найти юриста, во— вторых, оплатить услуги этого самого юриста. К слову, стоимость
составленного договора в Череповце у юристов-частников может доходить до двух
тысяч рублей, в агентстве эта услуга обойдется вдвое, а порой и втрое дешевле.
Но самое главное, договор должен отвечать всем требованиям специалистов регистрационной
палаты. Документ, составленный в агентстве, нареканий, как правило, не вызывает.
И это еще не все. Самый жирный плюс сотрудничества с агентством — чистота
сделки.
Момент третий — безопасность
Агентство недвижимости — это коллектив квалифицированных специалистов. В
агентствах, работающих много лет на рынке недвижимости, кроме риэлтеров работают
еще маркетологи, психологи и, как уже говорилось, юристы. А это значит, что
здесь проконсультируют вас по всем интересующим вопросам, связанным с покупкой/продажей
жилья, все документы обязательно пройдут через юристов компании, которые проверят
их на соответствие требованиям закона. Тогда вам удастся в дальнейшем избежать
неприятных ситуаций. Например, появления невесть откуда взявшихся родственников,
вернувшихся из «мест не столь отдаленных». Одним словом, вы не будете «осчастливлены»
новостью о том, что кто-то подал в суд иск о признании сделки недействительной,
и тем более о том, что суд все-таки признал сделку ничтожной.
Послесловие. Платить или не платить риэлтеру — личное дело
каждого. Но ведь покупаем же мы продукты в супермаркетах, хотя прекрасно понимаем,
что закупочная цена на них ниже на 10-20 %, а то и больше. Если суммировать
эту разницу за год, то получится, что на эти деньги можно оплатить работу
как минимум одного риэлтера.
Предоставление риэлторских услуг всегда начинается с общения. Все люди в
большей или в меньшей степени привыкли неосознанно менять стиль разговора
и его содержание в зависимости от того, какой собеседник перед ними находится.
Успешный риэлтор интуитивно сделает это, как только клиент переступил порог
и успел произнести первую фразу. Но всегда ли наша интуиция оказывается права?
Для профессионала необходимы еще и знания. В первую очередь это знания психологии
клиента. Сегодня мы приведем описание самых распространенных типов клиентов.
Проанализируйте свой профессиональный опыт и попробуйте определить, какой
тип клиента встречался Вам наиболее часто, с каким легче установить контакт,
а кто из них вызывает раздражение и с кем трудно сотрудничать.
1. ЖЕСТКИЙ КЛИЕНТ:
Разговор о деле ведет всегда жестко, точно знает, что ему нужно, упрям, недоверчив.
Он действует убедительно, знает себе цену, никогда не пойдет на компромисс.
Пытается доминировать в разговоре. Ведет себя напористо, иногда жестко. При
этом всегда пытается сбить цену, спрашивает о скидке, ссылаясь на конкуренцию
со стороны других агентств. Может отказаться от предоставляемой услуги без
какого-либо мотива. Недоволен работой агентства, жалуется, что попусту тратит
время. Делает личные выпады в адрес риэлторов, жалуется на их работу вышестоящему
начальству.
2. САМОУВЕРЕННЫЙ КЛИЕНТ:
Он демонстрирует свои исключительные познания в области приобретаемых услуг.
Всегда упрям, старается переспорить риэлторов. Иногда может оказывать давление
на риэлтеров, угрожать им. В ходе общения саркастичен, скептичен, смотрит
на риэлтера «свысока», делает замечания по качеству работы. Абсолютно не принимает
критику собственного поведения: если его поставить на место, легко возвращается
на свои позиции и начинает все сначала.
3. ДРУЖЕЛЮБНЫЙ КЛИЕНТ:
Такой клиент радушен и добросердечен, не обделен чувством юмора. Он поощряет
дружескую манеру разговора, много говорит сам. Может долго беседовать о своей
жизни, рассказывать свою судьбу, а о приобретаемых услугах упоминает вскользь.
Очень свободно обращается со временем (оно его не заботит, и он его не планирует),
из-за чего может быть недисциплинированным. Всегда старается выглядеть красиво
и приветствует комплименты по поводу своей внешности.
4. НЕРЕШИТЕЛЬНЫЙ КЛИЕНТ:
Такой клиент застенчив, пребывает в сомнениях, имеет трудности с принятием
решений, легко дает обещания на будущее, которые не собирается выполнять.
В общении проявляет беспокойство, подозрителен, недоверчив, легко пугается,
во всем ищет недостатки. Он слишком озабочен соблюдением правил, спрашивает
излишне много информации. Всегда думает о том, что основная цель риэлтора
— обмануть, и обмануть именно его.
5. КЛИЕНТ С ПЛОХОЙ РЕАКЦИЕЙ:
Проявляет отсутствие, иногда полное, какой-либо реакции на то, что говорит
и делает риэлтор. Может иметь абсолютно отрешенный вид. Он не общителен, не
коммуникабелен, не эмоционален. В большинстве ситуаций старается придерживаться
позиции слушателя, избегает отвечать на вопросы (когда не ответить нельзя
отвечает вопросом на вопрос), очень критичен к тому, что ему говорят. Старается
не брать на себя никаких обязательств.
6. КЛИЕНТ — СПОРЩИК:
Этот клиент традиционен, консервативен, недоверчив к новым идеям и возможностям,
не любит риск, любую перемену рассматривает как угрозу, часто ссылается на
прошлое и примеры из жизни своих знакомых. Он имеет не слишком богатое воображение,
строго придерживается установленных правил. Очень требователен к составлению
договора, всегда озабочен мелкими деталями, приводит множество несущественных
возражений, при этом изначально настроен негативно.
7. ЛЕГКИЙ КЛИЕНТ:
Такой тип клиента конструктивен, уверен в себе, решителен, мыслит в перспективе.
Всегда заинтересован, смотрит на сделку с энтузиазмом, ориентирован на конечный
результат. Задает вопросы, внимательно слушает, приводит разумные возражения,
делает конструктивные предложения. Реалистичен, с ним можно прекрасно договориться.
Он готов пойти на компромисс. Всегда взвешенно и обдуманно принимает решения.
Каждому из нас хотелось бы встречать только «легких клиентов», но это невозможно.
Мы — разные. Более того, поскольку в природе вообще мало черно-белого, в клиенте
одновременно могут присутствовать два-три типа клиентов. Они могут проявляться
как в зависимости от внешних обстоятельств, так и в зависимости от настроения.
А наша с вами задача — найти индивидуальный подход к каждому из них.
Журнал "Про недвижимость35" №1 Ноябрь 2007г. |