В Череповце в скором времени появится вторая многоуровневая стоянка для легковых машин. Частный инвестор планирует возвести ее на Северном шоссе. Первая похожая стоянка высотой в пять этажей была запущена несколько месяцев назад на ул. Рыбинской. Опыт ее постройки оказался двояким: как выяснилось, развитие этого бизнеса, хотя вроде бы и приветствуется местными властями, но на самом деле упирается в серьезные инфраструктурные барьеры.
Зашекснинский район не случайно стал пионером в освоении новых видов паркинга. Количество машин у жителей новостроек все увеличивается, ставить их, как и прежде, негде, при этом рядом с быстрорастущими кварталами еще остаются неосвоенные земли, которые можно использовать под стоянки. Возведение пятиэтажной стоянки на 500 машиномест на ул. Рыбинской, 20, обошлось компании «Аминвест» в 100 млн рублей. При этом начальный бюджет проекта был на несколько десятков миллионов меньше: стройматерилы резко возросли в цене за время проведения работ, потребовавших около двух лет. В результате жители Зашекснинского района получили полноценный охраняемый паркинг, напичканный видеокамерами, где можно оставить свой автомобиль на сутки по цене от 40 до 80 рублей в зависимости от этажа: чем выше автовладелец захочет поставить свою машину, тем ниже будет цена, и наоборот. Кроме того, места можно бронировать на различные периоды времени: например, заплатить за полгода вперед и больше не думать о том, как вернуться домой раньше соседа, чтобы он не занял единственное место на разъезженном газоне. В то же время развитие стоянки уперлось в банальную проблему: к ней практически нет дороги. — Это очень серьезная задержка для развития нашей стоянки, — констатирует генеральный директор ЗАО «Аминвест» Вячеслав Седельников. — Но мало того, что заторможено развитие нужного людям бизнеса; я просто не понимаю, как люди вообще живут в этом районе в таких условиях. Ведь там десятки домов, тысячи человек. К ним тоже ездит «скорая помощь», им тоже нужно не только оставлять свои легковые машины на ночь, но иногда чтото перевозить фургонами или грузовиками. Однако при этом ул. Рыбинская здесь просто отсутствует, на ул. Ленинградскую нет даже намеков. Все разбито, кругом ямы. — Решение этой проблемы — задача муниципальных властей», — констатирует бизнесмен и призывает к созданию общегородской программы по развитию различных видов стоянок. По словам главного архитектора Череповца Александра Авсейкова, решение проблем со стоянками для личного транспорта — приоритетная задача местных властей. Однако существуют объективные причины, которые сдерживают работу в этом направлении. — Во многих районах города в свое время вообще не были предусмотрены резервные территории, — считает главный архитектор. — То есть физически отсутствует возможность организовать там как традиционные открытые, так и многоуровневые стоянки. Мы сейчас пытаемся найти альтернативные варианты. Что подразумевается под альтернативными вариантами известно (самое важное: расширение дворов и улиц), но что мешает построить многоярусные паркинги там, где имеется для этого возможность? Например, в том же Зашекснинском районе, где, как уже сказано, есть свободные земли. — Мы наблюдаем интерес инвесторов к строительству многоуровневых автостоянок, но их окупаемость недостаточно велика, — утверждает председатель комитета по управлению имуществом города Сергей Зубарь. Как свидетельствуют расчеты, срок окупаемости многоуровневой стоянки на самом деле может составлять даже 10 — 15 лет, однако предпринимателей волнует не только вопрос «длины» денег, но и вопрос, а окупится ли стоянка вообще? Как показывает опыт проводимых в Череповце торгов, участки, предназначенные под стоянки современного типа, не вызывают интереса у потенциальных покупателей. Позиция бизнесменов проста: при среднем сроке строительства в три года стартовая стоимость годовой аренды в 3 млн рублей для среднего или малого бизнеса неприемлема. Кроме того, чем выше цена вложений, тем выше и конечная стоимость суток хранения для простых автовладельцев. Стоимость же эта должна быть, по крайней мере, сопоставима с ценами на обычных открытых стоянках, иначе «многоэтажка» рискует из-за своей дороговизны просто остаться без клиентов. К слову, об открытых стоянках. Сейчас в Череповце их насчитывается около 80 (средняя вместимость одной — 50 машин). Стоимость суточного хранения составляет 50 — 60 рублей. За последнее время практически не появляется известий об открытии новых открытых стоянок. Закрываются же подобного рода объекты значительно активнее: так, в центре Череповца в связи с началом различных строек открытых стоянок уже практически не осталось, а строить над- или подземные паркинги негде. В качестве альтернативы в таких условиях многие автовладельцы выбирают полное страхование машины по программам КАСКО, но и это не панацея. Как известно, страховка может оказаться весьма дорогой, а с некоторыми машинами «в возрасте» страховщики и вовсе откажутся иметь дело. Кроме того, ряд водителей считают, что забор, собака и сторож (да еще «вооруженный» видеокамерами) — хорошая дополнительная защита даже для застрахованной машины.
АвтоШоу — осень 2008 В октябре в Череповце прошла четвертая выставка «АвтоШоу», и во второй раз
подряд самые последние автоновинки были представлены в Ледовом дворце. Изюминкой
«АвтоШоу» можно назвать Audi TT и Subaru Impreza. Первый считается автомобилем
выше модных тенденций. Спортивный стиль и недоступная другим машинам скорость
— вот, что отличает Audi TT от других спорткаров. Что касается Subaru, то
Impreza, представленная на выставке в Ледовом дворце, — самый настоящий эксклюзив
мощностью в 300 лошадиных сил, что позволяет достаточно компактной машине
набирать скорость в 100 км/ч менее чем за 6 секунд. И это только два из более
чем сотни представленных в Ледовом автомобилей иностранного и отечественного
автопромов. Всего в выставке приняли участие порядка 20 автосалонов, банков,
страховых компаний и магазинов с автотоварами из Череповца и Вологды.
Никита Алексеев Журнал "Про недвижимость35" №12 Ноябрь 2008г. |