Рубрики
Архив журнала
Тема номера

Коммунальный предел

Долги по оплате коммунальных услуг

 

Проблема долгов за коммунальные услуги в Череповце в последнее время обострилась настолько, что власти были вынуждены принять просто экстренные меры, чтобы выровнять ситуацию и вернуть коммунальщикам заработанные ими деньги. Сейчас положение постепенно меняется: многочисленные судебные иски сделали свое дело — люди медленно, но верно гасят долги. Между тем даже добросовестные плательщики наверняка не единожды задавались вопросом: правильно ли рассчитываются тарифы на коммунальные услуги, из чего они складываются и по какому принципу регулярно повышаются? Ответы на эти вопросы мы попытаемся сегодня найти.

Индексация тарифов на услуги предприятий ЖКХ в Череповце, как и по всей России, происходит ежегодно, обычно проиндексированные тарифы утверждаются в декабре на весь последующий год. В городе на Шексне за два последних года коммунальные блага дорожали в среднем от 15 до 19 процентов. На 15 — 16 процентов тарифы повысились в конце 2006-го. Тогда вице-мэр Череповца Александр Афанасьев отмечал, что это минимальное повышение, необходимое для сохранения качества коммунальных услуг на прежнем уровне:

— Учитывая уровень инфляции 2006 года и установившееся качество коммунальных услуг в Череповце, это минимально необходимый рост. Если еще больше повысить тарифы, можно было бы требовать и более высокого качества. Тогда главная составляющая коммунальной энергетики — тепло — подорожала на 11 — 12 процентов, водоснабжение и водоотведение примерно на 9 и 13 процентов соответственно. Еще через год квартплата выросла куда существеннее — почти на 20 процентов. Новый ценовой скачок был весьма ощутимым, хотя и не превысил планки, установленной региональной энергетической комиссией. Как пояснил в декабре 2007 года мэр Олег Кувшинников, рост тарифов диктует экономическая ситуация в России:

— Изменение тарифов связано с ростом цен естественных монополий. Цены на электроэнергию в 2006 году прыгнули до 30 процентов в зависимости от мощности и оборудования предприятий. И в структуре себестоимости электроэнергия составляет до 30 процентов. Цены на газ выросли на 34 процента, на горюче-смазочные материалы до 20 процентов в зависимости от вида топлива. Если растут цены на газ, электроэнергию, дизельное топливо, бензин, то тарифы на услуги не могут остаться неизменными. Это противоречит любой рыночной экономике. А банкротить наши муниципальные предприятия я не позволю.

К слову, тогда коммунальные организации Череповца представили в мэрию свои расчеты насколько, по их мнению, должна подорожать коммунальная жизнь с нового года. И если желаемый рост тарифов на основные услуги был еще вполне приемлемым (в частности, на водоснабжение и водоотведение — 12,5 процентов), то по некоторым пунктам цифры были просто шокирующими. Например, утилизация отходов, по мнению коммунальщиков, должна была подорожать сразу более чем в полтора раза — на 56 процентов, вывоз ТБО и крупногабаритного мусора на 54 и 35 процентов соответственно. Разумеется, пойти на такое повышение городские власти не могли и установили куда более скромный максимальный рост тарифов. Тепловая энергия подорожала на 16,5%, водоснабжение и водоотведение — на 10 %, утилизация и захоронение отходов на 15 %, содержание и ремонт жилья на 18 %. Средний рост тарифов для населения составил 19 % за коммунальные услуги и 18 % за жилищные.

Предел возможного повышения тарифов по каждому виду коммунальных услуг устанавливается ежегодно на федеральном уровне Правительством РФ. Далее включаются различные инстанции: региональная энергетическая комиссия разрабатывает верхнюю планку цен на тепло и электроэнергию, муниципалитет устанавливает предельный рост тарифов на водоснабжение и водоотведение. Управляющие компании рассчитывают индексацию цен на жилищные услуги, затем эти расчеты выносятся на общие собрания жильцов. Правда, последний вариант пока находится в стадии апробации, но уже в следующем году такая схема в Череповце будет внедрена в полной мере, и тогда роль управляющих организаций в этом процессе заметно возрастет.

— Тарифы на коммунальные услуги формируются исходя из доходов и затрат предприятий, — говорит заместитель начальника департамента ЖКХ мэрии Череповца Виктор Токарев. Тариф каждый год устанавливается сбалансированный, чтобы и предприятия не были в убытке и чтобы это сильно не ударило по населению. Для предприятий закладывается минимальная рентабельность, никакой бешеной прибыли у них нет. И дальше подключаются различные социальные инструменты в виде адресных программ, льгот и других механизмов.

В числе таких инструментов и 10-процентный порог по оплате за услуги ЖКХ, установленный в Череповце и действующий по сей день. Если плата за квартиру превышает 10 % совокупного дохода семьи, она имеет полное право на субсидию. При начислении субсидии учитывается лишь плата за жилищные и коммунальные услуги, к которым относятся обслуживание и капремонты жилищного фонда, тепло-, водо-, газо- и электроснабжение. Услуги связи в любом случае оплачиваются в полном объеме. Кстати, для получения субсидии придется побегать, потребуется не одна справка от различных инстанций. В перспективе комитет социальной защиты Череповца намерен избавить горожан от таких испытаний здесь планируется внедрить систему «одно окно», существенно упрощающую процедуру оформления субсидий.

Частенько возникают скандальные ситуации с перерасчетом платы за коммунальные услуги за тот период, когда услуги фактически не было. Как правило, речь идет о летнем сезоне, когда во всем городе проводятся гидравлические испытания и в домах по две-три недели нет горячей воды. Брать деньги за временные неудобства коммунальщики никак не вправе. Здесь на помощь жильцу должна прийти управляющая компания.

— Что касается перерасчета за временное отсутствие какой-либо услуги, нужно обращаться в управляющие компании, поскольку плату с населения собирают именно они, — продолжает Виктор Токарев. Скажем, «Теплоэнергия» проводит гидравлические испытания. Есть телефонограммы об отключении и о подключении, зафиксирован период отсутствия горячей воды. Управляющая организация на основании этих документов обязана произвести перерасчет.

Чтобы проверить потребление воды и заодно сэкономить, руководство ДЖКХ советует горожанам устанавливать водосчетчики, только они позволят круглый год быть уверенным в правильности расчетов. Правда, установка водомера удовольствие отнюдь не из дешевых. Что касается летнего периода, то здесь ни о какой самостоятельной экономии речи не идет коммунальные предприятия сами производят перерасчет и не взимают плату за период отсутствия тепла или горячей воды.

 

Алексксей Богомолов

 

Журнал "Про недвижимость35" №8 Июнь 2008г.
Нам важно ваше мнение
Что для Вас является наиболее важным при выборе агентства недвижимости?

Прокомментируйте, пожалуйста, Ваш выбор