Рубрики
Архив журнала
Социум

Светлана ДУБОРОВА: «Финансовые возможности могут быть ограничены, а человеческие — нет…»

 

     Сегодня в рубрике «Социум» редакция решила обсудить один из самых острых вопросов современного общества. Речь пойдет о людях с ограниченными физическими возможностями, в Череповце их около 25 тысяч. Почти 10 % всего населения. Но часто ли вы встречаете таких людей на улице, в театре, кино, музеях? Почему так происходит и с какими трудностями инвалидам приходится сталкиваться с самого детства, рассказывает директор МБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление» Светлана ДУБОРОВА.


— Светлана Юрьевна, как много семей обращается по вопросам реабилитации детей с ограниченными возможностями в ваш центр?

— Ежегодно обращается не меньше 700 семей с детьми от 0 до 18 лет. А вообще на учете у нас состоит 891 такая семья, в них растет 908 малышей с ограничениями по здоровью. Услуги мы им оказываем разные. Кто-то ходит в группы дневного пребывания, кто-то посещает наших специалистов индивидуально — психолога, дефектолога, массажиста и других.


     Общероссийская статистика


     В настоящее время на территории Российской Федерации проживает около 13 миллионов инвалидов, то есть каждый десятый россиянин. В основном это люди пенсионного возраста. Но каждый пятый человек с ограниченными возможностями в нашей стране находится в трудоспособном возрасте.


— Ни для кого не секрет, что к особым людям в нашей стране и отношение часто «особое». Почему, на ваш взгляд, так складывается?

— Самое первое, с чего здесь нужно начинать разговор, — это семья с ребенком-инвалидом. Когда рождается такой необычный малыш, родители сами часто изолируются от общества, винят во всем себя. А это крайне отрицательно сказывается на ребенке. Так рождаются стереотипы, что эти дети какие-то не такие. Поэтому мы, например, не ждем, когда они придут к нам, а сами предлагаем помощь. Причем первый раз они могут прийти даже и без ребенка. И часто это самое важное посещение. Здесь не стоит стесняться ничего. Даже если хочется плакать — нужно плакать. У нашего психолога.


— То есть родители сами создают подобные стереотипы?

— Вот у обычной семьи как день протекает? Встали с утра, позавтракали, собрались кто на работу, кто в школу, вечером — в кино или кафе. Семьи с ребенком-инвалидом нарушают этот привычный ход жизни. Как я уже сказала, замыкаются. А маленькому человеку это очень мешает. Находиться все время дома, в замкнутом пространстве никому не полезно. У нас есть, кстати, специальные мероприятия для общения семей. На этих мероприятиях родители и дети с разными возможностями встречаются и знакомятся, а в дальнейшем совместно проводят досуг, например ходят в кино или кафе. То есть я хочу сказать, что не должно быть ощущения необычности. ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ КАК У ВСЕХ! МЫ В ЖИЗНИ ЭТОГО НЕ ЦЕНИМ!


— Откуда еще стереотипы берутся?

— К счастью, в последнее время наше общество разворачивается в сторону толерантности. Уже не такие колкие взгляды. А ведь отношение к любому явлению в жизни идет из семьи. Если мама терпима к разным людям в обществе, то и ее ребенок вырастет таким. Она не будет говорить фразы типа «Не дружи с ним», а просто объяснит, что такое в жизни бывает. А самое главное — мы должны понимать, что ЭТО МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ С КАЖДЫМ, НИКТО НЕ ЗАСТРАХОВАН.


     История одной семьи


     В один прекрасный день в семье череповчан Барашовых произошло чудо — родился сын Илья. Родители, как водится, были на седьмом небе от счастья. Малыш рос, нормально развивался, радовал взрослых своими достижениями. Когда мальчику исполнилось два года, семья попала в автомобильную аварию. Врачи долго боролись за жизнь Ильи. Мальчика спасли. А вот инвалидности избежать не удалось. Стоит ли говорить о том, какие чувства и эмоции пережили родители. Но нужно было жить дальше. Рядом оказались сотрудники центра «Преодоление». Сейчас Илья осваивает школьную программу в домашних условиях, а еще занимается музыкой, танцует, ухаживает за животными... Его мама Татьяна Геннадьевна теперь сама работник центра. И теперь у нее родители, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, ищут поддержки.


— Светлана Юрьевна, вы были в других странах...

— Да! Вот в Швеции колясочники везде! Во всех общественных местах! И тут речь больше об отношении других людей к ним. Хотя доступность среды — тоже не последнее дело.

Стокгольм для всех

— Более 5 тысяч пешеходных переходов перестроены: тикающий звук во время зеленого сигнала светофора, контрастные отметки и специально выделенная обочина, показывающая начало проезжей части, а также пандус, облегчающий подъезд к дороге людям в инвалидных колясках.

— Свыше 10 тысяч глубоких дренажных канав на асфальте заменены новыми, мелкими и округленными.

— Более 80 спортивных учреждений стали доступнее для людей с ограниченными возможностями благодаря сотрудничеству со стокгольмской городской администрацией.

— Около 360 автобусных остановок перестроены — высота обочины поднята для облегчения входа в транспорт и выхода из него.


— У нас как дела обстоят с доступностью? Меняется ситуация в лучшую сторону?

— Меняется! Правда, постепенно. Но по волшебству ничего не бывает. Работа идет, может не так быстро, как всем хотелось бы. Финансовые возможности — вот что может быть ограниченным, а человеческие — нет. Это жизнь.


     Мнение специалиста


     Доктор А. Рацка из Рио-де-Жанейро, РООИ «Перспектива»: «Затраты при строительстве безбарьерного объекта возрастают незначительно. Вот пример. Сингапур, строительство большого комплекса (офисный центр, многоэтажная парковка, рестораны, магазины). Были составлены две сметы: одна на строительство без учета доступности, вторая — с учетом доступности здания. При сравнении смет оказалось, что общие затраты на строительство доступного здания возрастают на 0,11 %».


— Кстати, о неограниченности человеческих возможностей. В России есть два общепринятых определения людей, о которых мы говорим: «инвалид» и «человек с ограниченными возможностями». Второе, как известно, должно было со временем заменить первое по этическим и моральным соображениям...

— Сейчас в официальных документах и законах есть обе формулировки. Но лично я не люблю эти определения! Это просто дети! Нельзя тут говорить об ограниченности. Вот, например, ребенок с ДЦП Дима Тестов. Он не умеет ходить, но зато как танцует в коляске! Обычный человек так не сможет! Они в чем-то более развитые, чем все остальные. А если мы называем человека как-то — он так себя и ощущает.


— Какие рекомендации вы бы дали всем жителям Череповца? Что мы должны знать об особых людях? Как вести себя?

— Главное — не нужно никого жалеть. Этим не поможешь. Знаете, как говорят: хочешь изменить мир — изменись сам. С этого и нужно начать: принимать других такими, какие они есть, а можно к нам прийти — и пообщаться с разными людьми. К слову, моя 11-летняя дочь часто ко мне сюда приходит. И среди ее друзей — самые разные дети, воспитанники центра в том числе. Они все на одной ступени, они все одинаковые.


— Светлана Юрьевна, вы много лет работаете с разными детьми. 10 лет были учителем начальных классов. Потом пришли в «Преодоление». Примеров, наверное, сотни разных знаете. А приходила ли когда-нибудь в голову мысль... о судьбе, может быть?

— Приходила. Почти всегда мамы малышей-инвалидов задаются вопросом: «Почему? Почему со мной?» И неизвестно, для чего тебе это дано. Принять такое не всегда просто. Возможно, так решено свыше... В одно я верю точно: никому ничего не дается не по силам.


     Мнение автора


     Я не просто так задала последний вопрос. На мой взгляд, в каждой жизненной ситуации есть какой-то высший смысл. Не всегда его удается понять. Еще сложнее — принять. Я просто уверена, что эти ситуации даются нам для того, чтобы мы чему-то научились. Любить, сострадать, понимать, принимать или быть смиренными. И я абсолютно согласна со Светланой Юрьевной. В первую очередь — не нужно жалости. Ни к другим, ни к себе. Слезами горю не поможешь. Нужно учиться действовать с учетом сложившихся обстоятельств. Это очень трудно. Лично мне это хорошо известно. Но что стоит хотя бы попробовать каждый вечер отвечать себе на вопрос: «А что хорошего со мной сегодня случилось?»


Людмила Меренкова

Журнал "Про недвижимость35" №37 февраль-март 2013г.
Нам важно ваше мнение
Что для Вас является наиболее важным при выборе агентства недвижимости?

Прокомментируйте, пожалуйста, Ваш выбор