Рубрики
Архив журнала
Аналитика

ЖКХ — третья беда России?

    В конце прошлого года В.В. Путин призвал комплексно решать вопросы повышения качества жилья и жилищно-коммунальных услуг, а также вновь озвучил основные проблемы этой сферы. Остановимся на трех первоочередных вопросах.


     Во-первых, капитальный ремонт жилого фонда, которым, как заметил Владимир Владимирович, «почти никогда не занимались как следует». Действительно, эта проблема не решается, а лишь усугубляется с каждым годом. Наиболее обсуждаемый в последнее время вопрос — использование средств собственников жилья для капитального ремонта. По данным исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в июле 2012 года, половина россиян (51 %) считает, что государство должно финансировать капитальный ремонт общего имущества дома. Около трети наших сограждан (33 %) отметили, что оплачивать должны собственники, но не без участия государства. И всего лишь 7 % назвали оплату таких затрат прямой обязанностью собственников.

    

     Отметим, что уже в ближайшей перспективе будет введен обязательный ежемесячный взнос на капитальный ремонт. «Какой будет плата — точный прогноз давать пока рано. Но при обсуждении эксперты называли ориентировочные цифры: от 5 до 10 руб. за квадратный метр. То есть если взять среднюю двушку площадью 50 кв. м — ежемесячный платеж составит от 250 до 500 руб. Сумма для многих немаленькая. Но капремонт, если его оплачивать разово, обходится, как минимум, в 30 % от стоимости строительства дома», — прокомментировал новый закон ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев «Российской газете». Предполагается, что ежемесячные взносы собственники жилья начнут платить с середины 2014 года.


     Во-вторых, управление многоквартирными домами (МКД). «В этой сфере мы сталкиваемся с растущими злоупотреблениями», — обозначил Владимир Владимирович. Судя по частоте негативных упоминаний об УК и ТСЖ в СМИ, понятно, что к работе этой сферы очень много нареканий.


     В-третьих, тарифообразование в ЖКХ и его увязка с качеством предоставляемых услуг.

Тарифы ЖКХ растут регулярно, увеличиваясь минимум раз в 12 месяцев, в среднем на 10–15 %. Это вызывает шквал негодования у населения, ведь в большинстве регионов рост тарифов в несколько раз опережает инфляцию и темпы увеличения доходов россиян. По данным исследования, проведенного ВЦИОМ в середине декабря 2012 года, почти для трех четвертей россиян повышение тарифов на услуги ЖКХ стало серьезной нагрузкой на семейный бюджет. Особенно остро ощутили повышение цен респонденты старше 45 лет (74–75 %) и жители городов-миллионников (78 %).


     Конца и края им не видно...

     В декабре прошлого года реформам ЖКХ в России исполнилось уже 20 лет. Между тем реформирование этой сферы не прекращается. Так, теперь россияне смогут узнать, из чего складываются тарифы, а также проконтролировать качество коммунальных услуг. Постановление о свободном доступе к данной информации, а самое главное — ко всему, что касается расценок, подписал премьер Дмитрий Медведев.

     Кроме того, президент России Владимир Путин подписал закон, вносящий коррективы в отдельные законодательные акты в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Законом предусматривается, что предельные индексы изменения тарифов на товары и услуги в сферах деятельности организаций коммунального комплекса и энергетики устанавливаются на срок от 3 до 5 лет.

    

     По данным Министерства экономического развития РФ, следующий рост тарифов произойдет в июле 2013 года. Увеличение конечных цен на электроэнергию для всех категорий потребителей составит в среднем 12–13,5 % к предыдущему году, на тепловую энергию — 10 %, водоснабжение и водоотведение — 10 %, газ — 15 %.


     Понятно, что откладывать решение накопившихся проблем уже невозможно. Людей все больше волнует коммунальная тема, которая, по данным ВЦИОМ, возглавляет декабрьский рейтинг проблем страны. Так, большинство наших сограждан (58 %) считают жилищно-коммунальные услуги, их качество, стоимость, а также управление многоквартирными домами самыми важными и острыми проблемами России. К слову, даже инфляция и низкий уровень жизни населения в этот раз делят второе место.


     Знайте свои права в сфере ЖКХ

     Помимо обозначенных выше проблем есть еще одна, не менее важная, — это правовая безграмотность населения, незнание своих прав и возможностей. Далеко не все наши сограждане знают, как оценить качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и за что они платят коммунальщикам. Наша рубрика направлена на то, чтобы дать ответы на вопросы, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством, а также подсказать читателям, как правильно отстоять свои права в сфере ЖКХ и на что следует обратить особое внимание. Наши эксперты ответят на волнующие вас вопросы и помогут разобраться в сложной ситуации.


     «Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на мой вопрос.

 

      Я приобрела квартиру в новостройке и сразу заменила батареи от застройщика на новые. С наступлением отопительного сезона выяснилось, что секции батареи полностью не прогреваются. В связи с этим температура в квартире находилась в диапазоне 16–20 ?С. Квартира угловая, и по нормативам температура должна быть не ниже 22 ?С, хотя в управляющей компании уверяли, что норматив — 20 С.

 

      Я неоднократно вызывала представителей УК для замеров температуры в квартире, однако акт был составлен только через два месяца после начала отопительного сезона. Проблему с отоплением управляющая компания устранить не смогла. Обратилась в Государственную жилищную инспекцию, и она указала на то, что на батареи нет проекта от управления архитектуры и градостроительства и установленные батареи не соответствуют используемой схеме подключения радиатора (в техпаспорте не указана схема «снизу-вверх»). Возникает вопрос, почему в УК не предупреждают об этом заранее, ведь замену осуществлял сантехник управляющей компании. Какой может быть выход в данной ситуации?»

 

     На этот и другие вопросы мы попросили ответить Екатерину Толоконцеву, специалиста-консультанта в сфере ЖКХ череповецкого консультационно-правового центра «Щит закона»:

 

— Согласно п. 6 раздела I «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…», утвержденных постановлением правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г., в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Строительство любого объекта производится на основании проекта, утвержденного в том числе управлением архитектуры и градостроительства. В проекте есть раздел «Отопление», содержащий расчет по количеству секций радиаторов в квартире и отдельных комнатах. Поэтому при замене радиаторов на другой тип проект не требуется. Однако обратите внимание: необходимо учесть количество секций устанавливаемых радиаторов. В случае если вы меняете чугунный радиатор из Х секций на биметаллический, секций потребуется меньше. Эти данные вам должны сообщить в сантехслужбе УК.

 

     Используемые в помещениях типы радиаторов могут быть применены в любой схеме присоединения («сверху-вниз», «снизу-вверх» и т. п.). После замены радиаторов на стояке в любом из помещений должна быть выполнена балансировка стояка отопления, а то и нескольких, а также проверка автоматики на тепловой станции инженером КИПиА. В карточку дома по вашей квартире УК обязана внести отметку о замене радиатора, его типе, количестве секций и т. п.

 

     Теплопотребности помещений, выявленные в расчетных условиях при проектировании дома, определяют площадь отопительных приборов. Наиболее равномерной и высокой температура поверхности радиаторов получается при схеме присоединения «сверху-вниз», когда нагретая вода подводится к верхней пробке радиатора, а охлажденная вода отводится от нижней пробки. Площадь является постоянной характеристикой каждого установленного прибора. Между тем известно, что расчетные условия наблюдаются при отоплении зданий далеко не всегда. В течение отопительного сезона изменяется температура наружного воздуха, на здания эпизодически воздействуют ветер и солнечная радиация, тепловыделения в помещениях неравномерны. Поэтому для поддержания теплового режима помещений на заданном уровне необходимо в процессе эксплуатации регулировать теплопередачу отопительных приборов.

 

     Рекомендация. Узнайте у соседей сверху и снизу: как у них с теплом в квартире? Вам будет легче разговаривать с УК, с сантехником, если у вас будут данные, что и другие мерзнут. Это уже означает, что УК не выполняет свои обязательства по договору управления МКД. Если есть возможность, пригласите независимого специалиста-сантехника и совместно с представителем УК проведите обследование системы отопления дома.

 

 

— Почему УК не предупреждают об этом заранее?

— Скорее всего, у них нет достаточно грамотных специалистов, в том числе и сантехников.


— Как часто необходимо предоставлять акты о замерах температуры в холодной квартире?

— Акты необходимо предоставлять, пока не будет устранена причина.


— Как нужно зафиксировать факт непредоставления услуги или предоставления ее ненадлежащего качества для того, чтобы был произведен перерасчет?

— В первую очередь необходимо уведомить аварийно-диспетчерскую службу. Это можно сделать как в письменной форме, так и в устной (в том числе по телефону). Необходимо сообщить свое имя, адрес, а также изложить суть проблемы. В свою очередь, сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить свое имя, регистрационный номер заявки и время ее приема.


     Далее процедура прописана таким образом: если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины происшедшего, он обязан сообщить о них и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации. Эта отметка и будет являться основанием для признания факта непредоставления услуги или предоставления услуги ненадлежащего качества. Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины происшедшего, он должен согласовать с потребителем точное время и дату установления факта нарушения качества коммунальной услуги — не позднее двух часов с момента получения сообщения — или согласовать время и дату проверки качества предоставления услуги.

     По результатам проверки составляется акт (исполнителем по договору предоставления услуги, в данном случае УК), он подписывается потребителем услуги и исполнителем по договору предоставления услуги. Если эти две стороны не приходят к единому мнению, то они назначают новое время для проведения экспертизы, на которую теперь уже приглашаются представители Государственной жилищной инспекции и общественного объединения потребителей (совет МКД и правление ТСЖ).


— Каковы правила перерасчета по отоплению?

— За каждый час превышения допустимого перерыва плата снижается на 0,15 %. Продолжительность перерыва — не более 24 часов в месяц (суммарно). Не более 16 часов — при температуре в помещениях более +12 С. Не более 8 часов — при температуре +10 … +12 С. Не более 4 часов — при температуре +8 … +10 С.

     Нормативная температура в жилых помещениях — не ниже +18 С , в угловых — +20 С. Допустимое превышение — не более 4 С, снижение — до 3 С, и только ночью (с 00.00 до 05.00). Снижать температуру днем нельзя.


     Рекомендация. Если управляющая компания не выполняет свои обязательства (см. ч. 23 ст. 161 Жилищного кодекса), собственники на общем собрании вправе в одностороннем порядке разорвать с ней договор управления (ч. 82 ст. 162 ЖК). Кроме того, вы имеете право пожаловаться в органы местного самоуправления (ч. 11 ст. 165 ЖК). Муниципалитет обязан в течение пяти дней провести проверку и не позднее чем через 15 дней со дня обращения созвать собрание собственников для решения вопросов о расторжении старого договора управления и о выборе новой управляющей организации (или об изменении способа управления домом, например создании ТСЖ).

 

Светлана Воронцова

Журнал "Про недвижимость35" №37 февраль-март 2013г.
Нам важно ваше мнение
Что для Вас является наиболее важным при выборе агентства недвижимости?

Прокомментируйте, пожалуйста, Ваш выбор