Рубрики
Архив журнала
Культурная недвижимость

Александр ПЛЕВАКО: “Мой дед открыл людям страшное лицо войны”

 

Александр Плевако

Дом-музей Верещагиных

Дом-музей Верещагиных

В Череповце на улице Социалистической, ранее Благовещенской, сохранился дом, который на протяжении пятидесяти лет принадлежал семье Верещагиных. Этот красивый двухэтажный деревянный особняк был построен в 30-е годы XIX века специально для предводителя уездного дворянства Василия Васильевича Верещагина-старшего (отца семейства). Именно здесь в 1842 году родился и провел свои детские годы будущий художник Василий Верещагин.

В 80-е годы XIX века дом был продан местному купцу Иванову. После революции в этом здании располагались коммунальные квартиры, в которых проживало десять семей. В 70-е годы, после принятия решения о создании в нашем городе мемориального Дома-музея семьи Верещагиных, людей из коммунальных квартир расселили и началась реставрация старинного здания. 30 июня 1984 года была открыта первая экспозиция нового музея. На тот момент это был один дом с небольшой прилегающей к нему территорией. Позднее музею было передано второе, каменное здание.

На сегодняшний день Дом-музей Верещагиных — это целый музейный комплекс, который представляет собой образец городской провинциальной усадьбы: господский дом, парк с декоративными и плодовыми деревьям и кустарниками, хозяйственные постройки (каретный сарай, баня, беседка, колодец). В родном доме Верещагиных посетители музея знакомятся с особенностями быта и уклада дворян, историей жизни знаменитой семьи. Интерьер XIX века в большей степени помогают воссоздать семейные реликвии Верещагиных, сохранившиеся до наших дней: стул, сделанный из лося — охотничьего трофея отца Василия Верещагина, мебель с обивкой, вышитой руками матушки, книги, приобретенные главой семейства, шкафы, буфет, зеркало, ружье и многое другое. Экспозиция второго, соседнего каменного здания посвящена отдельно жизни и творчеству художника Василия Васильевича Верещагина. Здесь жители и гости нашего города могут познакомиться с репродукциями и некоторыми подлинниками картин великого художника.

Дом-музей Верещагиных — один из уникальных памятников федерального значения, который помогает современному поколению познать красоту, богатство и неповторимость национального культурного наследия.

Александр Плевако:

 

Осень для нашего города насыщенная событиями пора. В это необыкновенно красивое и вдохновенное время, в конце октября, в Череповце по традиции проходят Верещагинские дни, а в ноябре наш город празднует свой день рождения. В этом году мероприятия в рамках дней, посвященных памяти великого художника, имеют особый смысл. Весь мир празднует юбилей Василия Васильевича Верещагина. 26 октября исполнилось 170 лет со дня рождения «всесветно известного художника». Для нашего города это событие имеет особое значение. В 1842 году в Череповце родился и провел свои детские годы будущий художник Василий Верещагин. В нашем городе сохранился особняк, который на протяжении многих лет принадлежал семье Верещагиных. Череповец по праву гордится своим великим земляком и бережно хранит память о нем. Накануне юбилея нам удалось пообщаться с внуком Василия Васильевича Верещагина, журналистом, адвокатом, основателем Благотворительного фонда сохранения наследия В.В.Верещагина Александром Сергеевичем Плевако.

 

— Александр Сергеевич, что для вас значит быть внуком всемирно известного человека?

— Жизнь моя сложилась так, что у меня знаменитым был не только «апостол мира» Верещагин, но и другой дед — «московский златоуст», адвокат Федор Никифорович Плевако. Конечно, я ими гордился, но должен сказать, что это родство жизнь мне не облегчило. Меня же всегда спрашивали: «А ты (потом «вы»)?..» Да, отвечал я и всегда должен был помнить о них и следить за своим поведением, своими поступками, словом, жить так, чтобы соответствовать своему «статусу».

 

— Не могли бы вкратце читателям рассказать о себе?

— Ну, вкратце рассказать невозможно. А если кто лично мной заинтересуется — прошу в Интернет (tvmuseum.ru — главная страница — архивы — семейные альбомы — Плевако). Давайте о «юбиляре».

 

— Хорошо. Что вы думаете о значении Верещагина и его творчества для современного поколения?

— Оно было бы большим, если бы это современное поколение знало, какой он замечательный человек, как трепетно он, принужденный треть жизни провести в эмиграции, любил свою Родину. Как преклонялся перед своим не очень счастливым, но талантливейшим народом, как воспевал его героизм и беспредельное мужество, когда его крепостные беззаветно жертвовали собой, защищая свободу страны или помогая обрести ее братским славянским народам. Знает ли нынешнее поколение эти потрясающие, незабываемые полотна?

 

— Вы сомневаетесь в этом?

— К сожалению, у меня есть для этого основания. То время, когда я везде и всюду сталкивался с тем, что имена моих обоих дедов были известны всем, к сожалению, кануло в Лету. Теперь даже среди людей среднего поколения немало тех, кто ничего не знает ни о них, ни о многих других заслуженных сынах России. Недаром говорят: пришли иные времена, взошли иные имена. И что прикажете думать, когда Сергей Иванов, один из ближайших сподвижников президента страны, заявляет, что наша молодежь не знает, кто победил в Великой Отечественной войне, кто первым вышел в космос?! До чего мы докатились! Что уж говорить о моих дедах! Конечно, моим современникам сознавать это очень горько, поэтому я и хочу помочь будущим поколениям их не забывать. Но поскольку мы говорим о Василии Васильевиче (кстати, в этом году исполняется 170 лет и со дня рождения Федора Никифоровича), скажу, что пытаюсь делать это в рамках учрежденного мной Благотворительного фонда сохранения наследия В.В.Верещагина.

 

— Александр Сергеевич, я знаю, что вы давно исследуете жизнь и творчество деда. Вам удалось что-либо опубликовать об этом?

— Из опубликованного я бы выделил следующее. Международная ассоциация писателей и публицистов (МАПП), членом которой я являюсь, издала две моих статьи: «Балканская серия» в жизни моего деда» в сборнике «Зеркало жизни 2» (Рига, 2012) и важное, с моей точки зрения, исследование «В.В.Верещагин и царские особы (О взаимоотношениях художника и императоров России)», которое было опубликовано в двух номерах журнала «Наше время».

 

— А что это за журнал?

— Он издается также МАПП, печатается в Риге и распространяется в мире для русскоязычной аудитории. Мне передавали, что впервые поднятая мной тема вызвала интерес. Раньше исследователи почему-то не уделяли ей должного внимания, а мне удалось проследить, как творчество деда сделало его в глазах венценосных правителей опаснейшим врагом режима. Сам он никак не мог понять, почему, по его словам, наследник (сын Александра II и будущий Александр III) и другие великие князья в бешенстве от «Балканской серии», и даже известный современник деда В.И.Немирович-Данченко в своей книге описал, как он безуспешно пытался объяснить Василию Васильевичу, что его картины о войне расценивают как «государственную измену».

 

— Я читала, что ваш дед не любил, когда его называли художником-баталистом…

— Да, это так, и я его понимаю... Но, как ни прекрасен он был во всех остальных жанрах, всемирная слава и признание к нему пришли при жизни главным образом потому — и забывать об этом просто недопустимо, — что он был первым из всех великих художников, кто открыл людям страшное лицо войны, призвав исключить ее из жизни человечества. Потому его и ненавидели царский режим и персонально три русских императора, что имело подчас трагические последствия для его жизни и творчества. Но об этом в статье, которую публикует теперь в нескольких номерах журнал «Антураж».

 

Верещагин— Ну и теперь несколько вопросов о Череповце и о доме Верещагиных. В нашем городе сохранился особняк, который в течение 50 лет принадлежал семье Верещагиных. В 80-е годы XIX века дом был продан местному купцу Иванову. В начале XX века особняк национализировали и устроили в нем коммунальные квартиры, в которых проживало 10 семей. В 1979 году жильцов расселили и началась реставрация исторического здания. Удалось ли в ходе реставрации вернуть зданию первоначальный облик?

— Позвольте, я прерву вас, так как помню наш предварительный разговор. Я не могу, Даша, ответить на те вопросы, которыми вы предварительно интересовались: удалось ли в ходе реставрации вернуть зданию первоначальный облик; воссозданы ли интерьер и обстановка такими, какими были в детстве художника (это же было полтора века назад!).

Но хочу подчеркнуть, что вы правильно говорите о доме Верещагиных, всенародном памятнике и достоянии. В нем родились выдающиеся люди, двое из которых — мой дед и его старший брат — сыграли заметную роль в жизни своей страны, были широко известны и почитаемы в России. Но по моему мнению, только сейчас начинают отдавать должное и Николаю Васильевичу, этому великому, не побоюсь этого слова, россиянину, столь много сделавшему для нее, и Дому-музею предстоит сыграть в этом свою посильную роль.

 

— Спасибо за ваше интервью, Алек­сандр Сергеевич. Вам — «последнее слово».

— Спасибо и вам, Даша, моему коллеге (многие годы я работал журналистом), за возможность на страницах журнала выразить свое глубочайшее уважение к прошлым и нынешним сотрудникам этого Дома, подвижникам музея, которых к тому же я давно почитаю и нежно люблю. Хочу передать привет и наилучшие пожелания всем читателям и всем жителям Череповца. У меня здесь много дорогих мне людей, много хороших знакомых, поэтому, когда я к вам приезжаю, я чувствую себя череповчанином. А нынешняя поездка на 170-летие деда, понятно, особая, тем более что мне предстоит разговор с руководством города об установлении памятника художнику силами скульптора и его команды за счет финансирования одного фонда.

 

Беседовала Дарья Быкова

Редакция журнала выражает глубокую благодарность сотрудникам Дома-музея Верещагиных Череповца за помощь в организации и проведении интервью.

 

Журнал "Про недвижимость35" №35 ноябрь-декабрь 2012г.
Нам важно ваше мнение
Что для Вас является наиболее важным при выборе агентства недвижимости?

Прокомментируйте, пожалуйста, Ваш выбор