Рубрики
Архив журнала
Юридические консультации

Кадастровый паспорт: перезагрузка

 

     С 1 июля мы живем по новым правилам постановки на кадастровый учет недвижимости: квартир, зданий, сооружений и т. д. Для многих череповчан нововведения обернулись долгим стоянием в очередях, затратами сил и денег. Почему?

 

     Связанные одной цепью

 

     Если вы собственник приватизированной квартиры, индивидуального жилого дома, гаража или иной недвижимости, то вам необходим документ, который это подтверждает. К слову, вне зависимости от статуса собственника — гражданин (физическое лицо) или организация (юридическое лицо). Рано или поздно в жизни наступает момент, когда вам этой самой собственностью нужно распорядиться. Допустим, вы построили коттедж в черте города, его надо зарегистрировать. Или вам срочно понадобилось продать свою приватизированную квартиру: вы намерены переехать в другой регион. Или организация берет кредит, а банк требует в залог недвижимость.

 

     Любая операция по купле-продаже или иной сделке потребует, чтобы документы на недвижимость были в порядке. С 1 июля 2012 года этот самый порядок претерпел некоторые изменения. Но прежде чем о них рассказать, напомним, что в Череповце этим процессом ведают три организации: «Череповецтехинвентаризация» на улице Архангельской, 15б (БТИ), кадастровая палата на улице Юбилейной, 58, и управление Федеральной регистрационной службы на улице Краснодонцев, 118 (ГУЮ). Сама цепочка осталась прежней, а вот некоторые полномочия были переданы из рук в руки. Все сведения о вашей недвижимости должны находиться в Едином государственном реестре объектов капитального строительства. Если объекта там нет, гражданин или организация для постановки на государственный учет должны получить по новым правилам технический план. Разберемся, что он собой представляет. И начнем с первого звена — «Череповецтехинвентаризации».

 

     Переходный период

 

      Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» были введены совершенно новые как для граждан, так и для специалистов понятия: технический план, кадастровый инженер и ряд других. После привычных для нашего восприятия словосочетаний «технический паспорт», «техник-инвентаризатор», «инвентарное дело» новые термины поначалу резали слух.

 

Тамара Тарасова— Сегодня мы уже привыкли; гражданам сложнее, — объясняет Тамара Тарасова, зам. директора ГП Вологодской области «Череповецтехинвентаризация». — На сегодняшний день мы имеем новую нормативно-правовую базу по государственному учету зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства. В соответствии с новыми правилами изменилось понятие «техническая инвентаризация». Теперь корректнее употреблять выражение «подготовка документов, необходимых для государственного учета». До 1 апреля 2012 года для регистрации прав нашей организацией выдавались кадастровые паспорта. Сейчас этот документ мы уже не выдаем: на основании приказа от 14 октября 2011 года № 577 Минэкономразвития на территории Вологодской области введен Порядок учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Эти полномочия переданы кадастровой палате. В переходный период (определен в течение трех месяцев, с 1 апреля по 1 июля 2012 года) нами выдавались технические паспорта, с 1 июля — только технические планы. Таков порядок применения федерального закона о государственном кадастре недвижимости, государственном учете зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

 

     Чем это «грозит» гражданам? Как объясняет Тамара Тарасова, расходы несет собственник, материальные затраты и время исполнения существенно возрастают.

     По сути, технический план — документ, в котором отражены некоторые технические характеристики объекта недвижимости (в частности, координаты характерных точек контура здания). Кроме того, он включает в себя данные технического паспорта (площадь объекта, количество этажей, материал стен). Чтобы составить технический план, к примеру, для одноквартирного коттеджа в Череповце, понадобится примерно 10–12 тысяч рублей. Для многоквартирного дома эта сумма вырастает в разы.

 

      Казалось бы, поскольку документ так дорого стоит, у него должна быть широкая сфера применения. Но по сути это не так. Технический план нужен только для того, чтобы отнести его в кадастровую палату. Там его обработают и на основе технического плана выдадут гражданину кадастровый паспорт. А кадастровый паспорт нужен для того, чтобы зарегистрировать свое право собственности.

 

     Вот такая ситуация. Верен ли вывод, что технический паспорт уже не нужен, он себя изжил?

— Нет, объясняет Тамара Тарасова. — Технический паспорт нужен, в нем гораздо больше сведений, чем в техническом плане. И эти сведения необходимы в соответствии с Жилищным кодексом. То есть технический паспорт никто не отменял. В нем есть такие показатели, как определение стоимости объекта, описание объекта и т. д. Он более пригоден в жизни, газовикам, энергетикам, банкам, оценщикам тоже нужен документ по форме технического паспорта.


      Хотели как лучше…

 

     Итак, в нашей жизни произошли кардинальные перемены. Изменилось законодательство по оформлению и регистрации недвижимости. Создана единая электронная база. Проведена огромная работа по передаче информации из местных служб технической инвентаризации в Единый реестр объектов капитального строительства. На территории Вологодской области исполнением государственного контракта № 120Д и организацией работ по контролю исполнения контракта занимался Вологодский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ». С мая по август прошлого года представители подрядчика, выигравшего госзаказ, выходили на места (в «Череповецтехинвентаризацию» в том числе) и фотографировали всю документацию, которая есть в архиве. Потом это все «заливалось» в единую базу данных. Возникли ли проблемы, когда завершился весь этот процесс?

 

— Проблемы возникли огромные, — говорит Тамара Тарасова. — Замечу, предварительная работа по закону о кадастре недвижимости началась еще с 4 июля 2007 года. Шла длительная подготовка для того, чтобы все это заработало. Хотели как лучше, но… Горожане, наша структура, кадастровая палата, управление Росреестра в Череповце столкнулись с действительностью. По факту оказалось, что процентов 50 людей, которые обращаются за оформлением и регистрацией своей недвижимости, получают ответ, что сведения о здании, сооружении, квартире в Едином государственном реестре отсутствуют. Нас уже забросали письмами из прокуратуры. А мы не можем двинуться дальше. Чтобы, к примеру, внести изменения по объекту недвижимости (перепланировка, реконструкция и т. д.) и выдать технический план для внесения изменений в Единый реестр, нам нужен кадастровый номер этого объекта, который подтверждает, что объект стоит в Едином государственном реестре. А номера нет.

 

     Хождение по кадастровым мукам

 

      С 1 июля проблемы перехода на работу по новым правилам практически сразу дали знать о себе. Человек обращается в кадастровую палату, чтобы получить выписку о наличии объекта недвижимости либо за кадастровым паспортом, в котором должен быть указан кадастровый номер, и т. д., — и не может его получить. Хотя документ выдается в течение пяти дней. Не может, потому что объекта нет в единой электронной базе, которую в рамках госзаказа сформировала «Ростехинвентаризация». Нет объекта — нет документа. И человек начинает ходить по кругу: БТИ, кадастровая палата, ГУЮ и обратно. Теряются время, силы, деньги. Что делать?

 

— Для постановки на учет вновь созданного объекта ходить в кадастровую палату не надо. Вначале нужно обратиться в БТИ, мы подготовим все необходимые для постановки на учет документы, — говорит Тамара Тарасова. — А вот по объектам, которые уже должны бы быть в реестре, период получается длительный. Сначала нужно идти в кадастровую палату, выждать пять дней, потом прийти к нам и т. д.

 

     От первого шока и больших очередей структуры, оценивающие и регистрирующие недвижимость, уже оправились. Более понятной ситуация обещает быть и для потребителей их услуг — горожан. В ближайшее время должен быть подписан договор о взаимодействии между ГП ВО «Череповецтехинвентаризация» и «Ростехинвентаризацией». Прошло совещание и с кадастровой палатой, где была достигнута договоренность: дабы не злить и не раздражать горожан, все запросы (объект не стоит на кадастровом учете или информация не читается в базе) отправляются в «Ростехинвентаризацию». Она как генеральный подрядчик выполненных работ передает эти списки в Череповец (хоть в электронном, хоть в бумажном виде, хоть по звонку), и уже на месте все уточняется. Объект находят, работа исполняется, данные передаются в кадастровую палату.

 

— По этой схеме мы начали работать только с конца июля, — говорит Тамара Тарасова. — Договор еще не подписан, все держится скорее на джентльменских договоренностях. Работы много, у нас заняты ежедневно два-три человека. И это процесс достаточно кропотливый и длительный. К примеру, огромные чертежи огромного здания, все это нужно скопировать, сформатировать в меньшем масштабе, сканировать, перебросить на диск и т. д.

 

Татьяна Ковачева

P.S. В перспективе планируется, что человеку не нужно будет бегать по инстанциям, если он хочет оформить право собственности на коттедж, продать квартиру или взять кредит в банке (а банку нужен залог). Достаточно будет подать бумаги в одно окно. Да будет так.

Журнал "Про недвижимость35" №34 сентябрь-октябрь 2012г.
Нам важно ваше мнение
Что для Вас является наиболее важным при выборе агентства недвижимости?

Прокомментируйте, пожалуйста, Ваш выбор