Рубрики
Архив журнала
Эксклюзивно

О чем рассказывают дома Швейцарии

 

     Когда вступаешь на живописную, ухоженную швейцарскую землю, гуляешь по узким улочкам ее городов и рассматриваешь внимательно дома, возникает много «почему?». Почему у них ни один дом не похож на своего соседа и их хочется рассматривать, как произведения искусства? Почему жители дают своим домам трогательные имена? Почему в Швейцарии так много цветов и нет грязных окон? Почему здесь не возводят высоченные бетонные заборы и огромные дома, а довольствуются небольшими масштабами и уютом, замечают и уважают своих соседей? Почему на такой маленькой территории швейцарцам не тесно? Почему здесь не встретишь табличек «По газонам не ходить», по ним ходят все, а трава растет густая и зеленая? В чем же их секрет? Давайте поразмышляем на эту тему и постараемся найти ответы вместе.

 

 

      В конце XVIII века, путешествуя по Швейцарии, писатель Николай Карамзин заметил в своих «Письмах русского путешественника», что «в Швейцарии вы не увидите ничего гниющего, непочиненного, во всем соблюдена удобность и все необходимое в изобилии и совершенстве. Все крестьянские домики имеют очень хороший вид, и подле всякого есть садик с плодовитыми деревьями и грядами, на которых растут цветы и поваренные травы. Во внутренности домов все чисто». Эти слова о стране подходят и к XXI веку. На протяжении многих столетий швейцарцы делали особенными и неповторимыми каждый дом, улочку в своих городах, уважая все, созданное предыдущими поколениями. Каждый домик имеет свои особенности, но при этом гармонично вписывается в архитектурный облик улицы, города, придавая своей стране тот особый шарм, который так притягивает нас в эти места. Окружающий мир и природу швейцарцы взяли в друзья и соавторы. Поэтому сотворчество здесь чувствуется во всем. Дополнить, вписать что-то новое в уже созданное веками пространство — задача непростая. Но швейцарцам она по плечу. Видимо, они знают особые секреты в этом деле, убеждены, что нужно не выставлять себя и свои амбиции на первый план, а уметь прислушаться к тем, кто был до тебя, увидеть и понять их задумки, стремиться к гармонии.

 

 

     Дома хранят уникальность и особенности места

 

 

     Альпы с их суровым климатом и особенностями погодных условий в разных уголках страны были и остаются главными «заказчиками» домов. Горы не только формируют характер швейцарцев, но и многое диктуют своим жителям в строительстве их жилищ: какими должны быть толщина стен, размеры окон, материал для крыши и т. д. Здесь все в доме не просто потому, что так захотел хозяин, есть и другие причины, которые приходится учитывать при создании жилища. Местные жители считаются с характером гор и суровыми условиями. Швейцарцы часто ищут защиты у мощных Альп, а иногда стараются быть на них похожими, тянутся к ним, возводя стремящиеся ввысь колокольни, замки и башни. Порой они противостоят горным вертикалям горизонталями своих жилищ, строя дома в один-два этажа.

 

 

     Первые жители этих земель строили свои дома на сваях, чтобы уберечь их от таяния горных снегов, разлива рек и озер. Прототипами, на основе которых каждая местность вырабатывала свои типы жилищ, были курни — бревенчатые хаты с одним помещением без трубы, но с отверстием в крыше для отвода дыма. Что получилось потом — мы видим сегодня. Швейцария не является единой (этнически, лингвистически, религиозно). На небольшой территории страны — четыре официальных языка: немецкий, французский, итальянский и ретороманский. Дома являются хорошей иллюстрацией языкового разнообразия. В немецкой части страны много домов средневековой фахверковой конструкции (от нем. fachwerk — каркасная конструкция). Несущей основой такого дома служат балки из хвойных пород дерева, пространство между которыми заполняли камнем, кирпичом, глиной. Балки видны с наружной стороны дома. Эта система постройки позволяла стенам «дышать» летом и сохранять тепло зимой. Небольшие завитки на угловых балках — оберег от молний. Для долины Аль Бавона с XV века характерны дома типа «торба», которые стояли на «грибах» с каменными шляпками, чтобы мыши не пробрались внутрь. Крыши домов в этом регионе делали из гранита, так как другие материалы не выдерживали огромных шапок снега. В Энгадине дома строили с толстыми стенами, в расчете на крепкие морозы и ветра. Конструкция окон тоже связана с местными особенностями климата. Окна по размеру невелики, прямоугольной или квадратной формы и расширенной частью выходят наружу. Так дольше сохраняется тепло в доме зимой и попадает больше солнечного света летом. Во французской части Швейцарии популярны старинные темно-коричневые деревянные шале (от фр. chalet — шаль, тепло). Каменно-деревянные шале пришли в Швейцарию из Савойи. Их строили в Альпах для пастухов. Принцип «каменный низ» (фундамент) и «деревянный верх» хорошо подходит для горного климата. Двускатная большая крыша с сильно выступающим козырьком защищает и дом, и придомовую территорию от непогоды. Все дома обычно строили из местного камня и материала, из того, что было под руками.

 

 

     Швейцарцы и сегодня лелеют уникальность своего родного места. Местная гордость подпитывается традициями каждого кантона, города, деревни, жители которых имеют как свой диалект, так и свои типы домов. Формы их зависят от климата, имеющегося материала, от конструкций построек и надобностей жителей. За один час езды на автомобиле можно увидеть это разнообразие домов.

 

 

     Из чего состоит индивидуальность

 

 

     Многие швейцарские города похожи на театральные декорации к какой-нибудь волшебной сказке. Яркие фахверковые дома и живописные росписи по штукатурке на фасадах, разнообразные занавески на окнах и расписные ставни, кованые вывески и старинные флюгера создают эту самобытную атмосферу. Каждый дом хранит свою историю и рассказывает ее на своем языке. Дома ведут диалог с теми, кто проявляет к ним интерес. Их фасады — открытая книга с загадочными текстами, которые можно прочитать. Надо только знать этот язык.

 

 

     Мой друг Марио Редаэлли, специалист по геральдике, несколько лет назад научил меня этому искусству — читать истории швейцарских домов, за что я ему признательна и благодарна. Геральдикой в Швейцарии и сегодня интересуются представители всех слоев общества, не только богатые. Интерес к истории семьи, к ее истокам очень высок. Любой дом — это портрет его хозяина и предков, которые жили здесь до него. Историю тут можно встретить на каждом шагу, она гуляет по старинным улочкам, сопровождая нас, а стены домов готовы поведать много интересного. Неизвестно, кто был тот первый швейцарец, который решил дать имя своему дому. Эта идея пришлась по душе жителям альпийской страны, и сегодня мы можем узнать имена многих домов в Швейцарии: дом «У Белой лошадки», «Альпийская роза», «Эдельвейс», «Олень», «Корона», «Красный бык», «Горный козел», «Лебедь», «У Аиста» и др. Имен домов великое множество, как и у людей.

 

 

      Давняя традиция — писать и дату постройки и реконструкции на фасаде дома. Смотришь на дом и четко знаешь дату его рождения, как будто в паспорт заглянул. Невольно начинаешь размышлять: кто живет здесь сегодня, а кто жил 100, 200, 300 лет назад. В домах, созданных мастерами, которые вложили в них тепло своих рук и сердца, живется и дышится по-иному. Здесь умеют беречь старину.

 

 

     Часто на фасадах домов красуются гербы хозяев в виде рисунка, фрески или скульптуры. Герб рассказывает нам и о профессии владельцев дома. Гербы есть не только у аристократов, но и у простых людей. Это очень ценная информация. Слева на доме размещается герб мужа, а справа — жены. Гербы заказывают специалистам и в наши дни, например, молодожены, когда создают новую семью. Владельцы домов имеют право ставить свои новые гербы на фасаде, но не уничтожая при этом предыдущие.

 

 

      Типичными с эпохи Возрождения здесь являются фрески на фасадах домов, изображающие исторические события, мифологические или библейские сюжеты. Дома с фресками смотрятся как книги с прекрасными иллюстрациями. «Живая книга с картинками» — назвал Гете такие дома. Нежно прижавшись друг к другу, дома соревнуются между собой в красоте фресок. Настенные росписи — первые послания потомкам. По фрескам судили о достатке владельца дома. Фреска — это настенная живопись, нанесенная на влажную штукатурку, чтобы краска сразу впитывалась. Секрет краски мастера держали в тайне. В краску добавляли цветы и другие растения, и даже кровь буйвола. Фрески играли и роль оберега, защищая дом и семью, которая жила в нем. Во многих городках сохранились средневековые кварталы в почти первозданном виде. Одна из причин — давний нейтралитет страны, позволивший избежать разрушительных последствий войн. Вы никогда не встретите повторов в сюжетах и исполнении. Каждая фреска — произведение искусства в единственном экземпляре, сделанное для конкретного дома. Быстро фрески не прочитаешь. Что ни дом — то захватывающий сюжет: в городке Штайн-ам-Райн на доме «Белый орел» — фрески на тему средневекового «Декамерона», на доме «Солнце» — изображен момент встречи Диогена с императором Александром, а на доме «Каменный виноград» — библейская тема о стране с молочными реками и кисельными берегами. В Шаффхаузене дом «У рыцаря» был построен в 1492 году.

 

 

     В 1570 году мастер Тобиас Штиммер выполнил фрески на рыцарскую тему, которые сегодня являются самыми значимыми фресками эпохи Ренессанса севернее Альп.

 

 

     Фасады украшают не только фресками, а и добрыми пожеланиями, мудрыми мыслями, остроумными изречениями, наставлениями или цитатами из Библии. Это своеобразное «кредо» хозяев дома и послание потомкам. Надписи часто сделаны готическим шрифтом или выполнены в технике сграффито, которая пришла сюда из Италии в XVI веке. Рисунок процарапывается деревянной или железной палочкой по верхнему слою штукатурки, обнажая нижний слой, отличный по цвету.

 

 

     Традиционные деревянные ставни на окнах часто окрашены в геральдические цвета, которые присутствуют на флаге и гербе города или кантона.

 

 

     Еще один интересный элемент декора дома — эркер — выступающее окно. Купцы XVIII века, следуя моде, стали украшать фасады ренессансных и готических домов эркерами. Так они пытались продемонстрировать свой достаток и высокий вкус. Их вырезали из дерева, расписывали и крепили к каменным домам знатных горожан. Часто эркеры создавались позже, чем сами дома. В XVIII веке они служили признаком статусности, и горожане соревновались, у кого эркер лучше и богаче. В архитектуре швейцарских домов — это не просто украшение или дань моде. Эркеры давали больше света в дом и удовлетворяли любопытство жильцов, наблюдавших из них за тем, что происходит на улице. За этим занятием горожане проводили много времени. Многие эркеры являются произведениями искусства, им тоже давали имена, как и домам. Шаффхаузен называют городом эркеров, в этом маленьком городке сохранилось 170 старинных эркеров и есть эркер «Пять чувств». На пяти панелях его — пять разных образов женщины, каждый из которых воплощает одно чувство.

 

 

     Местные истории и легенды, вера в таинственные силы живут здесь повсюду. Так, маски, размещавшиеся на фасадах, отпугивали злых духов и охраняли дом. А небольшие розетки, символы солнца, должны были привлекать достаток в семью.

 

 

     Сохраняют швейцарцы и изящные кованые вывески — типичные детали старинных городских кварталов. Они рассказывают нам о занятиях горожан.

 

 

     Секреты швейцарского домоводства

 

 

     Гармония красоты, уюта и чистоты — главная составляющая швейцарского пейзажа. Меня приятно поразило отношение швейцарцев к дому, к тому пространству, в котором они живут. Хотелось разглядывать каждую деталь, мелочи, из которых складывается картина швейцарского уюта. Здесь давно взяли высокую планку у самой природы. Чистота в домах равна чистоте горных озер, а разнообразие домов — разнообразию людей, мирно живущих на этой земле. Живописность фасадов домов можно сравнить с красотой альпийских пейзажей и живописных полотен. Узоры на домах, цветы, почтовые ящики, замысловатые флюгера на крышах и водосточные трубы в виде сказочных существ, придуманные хозяевами, создают неповторимое живописное полотно под названием «Швейцария», в котором прописан каждый нюанс и уголок пейзажа.

 

 

     Окна — глаза любого дома, а глаза — зеркало души. Они не похожи друг на друга, как и дома. Разве что только чистотой. Поэтому солнце любит заглядывать в них. Стекла промыты до отсутствия материальности стекла, сквозь них видна жизнь внутри. Хотелось фотографировать каждое окно — это настоящие произведения домашнего искусства. Занавески на окнах и фигурки на подоконниках — отдельная тема. Вечерами окна домиков, разбросанных на склонах гор, горят волшебным светом в тишине альпийского пейзажа.

 

 

     Цветы берут в нежные и ароматные объятия каждый дом. Цветочными гирляндами опоясаны все дома. Каждая семья старается творчески подойти к созданию цветочной уникальности своего дома. Мне попадались дома с цветами, которые повторяли цветовую геральдическую гамму города или кантона. Очень патриотично! Швейцарцы заботятся обо всем, что их окружает, у них ничто не пропадает и все идет в ход. Здесь я впервые увидела зонтики для цветов. Они прозрачны и пропускают лучи солнца. Дожди — частые гости в этих местах, а зонтики заботливо защищают цветы от лишней воды и не дают им погибнуть. Просто и гениально — зонтики для цветов! А какие замечательные и экологичные вазоны швейцарцы мастерят из обычных бревен.

 

 

     Почтовые ящики — тоже интересный объект для наблюдения и понимания швейцарцев. Они не любят типовые вещи, как у всех, и стараются привнести что-то свое, подчеркнуть индивидуальность даже в самых обычных вещах. Швейцарцам небезразлично, например, как будет выглядеть почтовый ящик, в который почтальон опускает газеты, журналы и письма. У моего друга почтовый ящик — из трубы старого паровоза, так как паровозы — объект его особой любви. Как же надо любить свой дом, чтобы так заботиться о внешнем виде всего, что в нем находится.

 

 

     Территория патриотизма

 

 

     Мы убедились, что дома могут поведать нам интересные истории о своих обитателях, о самом доме, но еще они могут рассказать о патриотических чувствах своих хозяев и стать активными участниками праздника. Мне посчастливилось окунуться в атмосферу национального праздника Швейцарии — Дня объединения кантонов (1 августа). Главным символом его является государственный флаг. Дома горожан играют в этом действе первую скрипку, активно участвуя в воспитании и проявлении чувства патриотизма. Швейцарцев никто не заставляет украшать свои дома государственными флагами, но они делают это. И вновь появляется во­-
прос — почему? Если бы нашелся математик, который смог бы вычислить плотность украшений с государственной символикой на один квадратный метр в этой стране, то получилась бы внушительная цифра. Но это лишь арифметика, а вот в каких единицах измеряется патриотизм? Когда же включается этот «механизм» в душе человека — не напоказ, а усвоен­ный сердцем? Когда ты начинаешь чувствовать себя частицей государства, в котором живешь? Как зарождается же­лание украсить свой дом государственным фла­гом? Швейцарцы с гордостью гово­рят «я — швейцарец», исполненные чув­ства патриотизма и любви к той земле, на которой они живут, бережно сохраняя свои дома и их историю. Каждый из нас может написать свою интересную главу в эту книгу под открытым небом «Мой дом», существующую в единственном экземпляре.

 

 

Ольга Рачковская

 

Швейцария — Санкт-Петербург. Фото автора

 

P. S. Особую благодарность за содействие в создании этого материала автор выражает Хельмуту Буесу, Марио Редаэлли, Пие Тодорович-Редаэлли, Оливеру Нивергельт, Марианне Емельяновой, Мартино Джованеттина, Кандиде Виллемсэ-Маташи, Вилли Инауэн.

Журнал "Про недвижимость35" №34 сентябрь-октябрь 2012г.
Нам важно ваше мнение
Что для Вас является наиболее важным при выборе агентства недвижимости?

Прокомментируйте, пожалуйста, Ваш выбор