Рубрики
Архив журнала
Персона

Юлия МОКИНА: \

 

…Одежда немного сковывает движения, она новая, я в ней еще не успел обжиться. Стараюсь успевать за мамой, нежно держащей меня за руку… Несмотря на волнительность момента, я не наступаю ни на один стык дорожных плит. Ведь кто на черточку наступит, тот… Букет в правой руке начинает терять по лепестку за каждый мой неудачный взмах, он слишком большой. И вот уже стою на линейке рядом с девочкой, на голове которой огромные банты. Звучит звонок…

 

 

…У учителей на глазах слезы, один из одноклассников пытается пошутить: это они от радости, наконец-то нас выпустили! Дзинь-дзинь… слышится такой долгожданный для 11-х классов звук… Дзинь-дзиинь-дззззинь… он начинает превращаться в надоедливую трель. Становится понятно, что это далеко не первый и совсем не последний звонок… Звонок будильника в моей жизни. Надо вставать, пора на работу.

 

 

Стараясь вспомнить ускользающие моменты сна, я направляюсь на встречу с Юлией Витальевной Мокиной, учителем начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26», г. Череповец. В преддверии 1 сентября мне очень хотелось узнать о том, как сейчас обстоят дела в школе.

 

 

К месту встречи я подошел на десять минут раньше. Занял удобную наблюдательную позицию. И так как с Юлией Витальевной ранее не встречался, стал угадывать, кто из окружающих мог бы оказаться героиней моего интервью. Меня ждал провал. Пока я старался увязать сложившиеся стереотипы (деловой костюм, строгие очки и т. п.) с проходящими дамами, ко мне легкой походкой подошла стройная женщина.

 

 

Мягко улыбнувшись, она назвала меня по имени:

 

Кирилл?

 

— Здравствуйте, Юлия Витальевна, — осознание своей неправоты относительно того, как должен выглядеть учитель, пришло моментально. Передо мной стояла привлекательная женщина с удивительными глазами…

 

 

Мне не пришлось производить впечатление излишней доброжелательности, и я не старался сознательно расположить к себе собеседника. Этого просто не требовалось. Глаза Юлии Витальевны излучали душевную теплоту и искренность. Меня принимали таким, какой я есть. Ощущать это было непривычно. Получив согласие совместить интервью и прогулку по скверу, я задал первый вопрос. Он получился банальным, но от этого не менее важным:

 

 

— Почему вы выбрали профессию учителя?

 

— Детская мечта, которая сформировалась еще до школы. В будущем оставалось только определиться, каким учителем. Не заставили отказаться от выбора профессии даже предостережения родителей.

 

 

— Вы помните ваш первый звонок в качестве учителя и первоклассницы?

 

— В то время, когда окончила институт, было очень тяжело устроиться на работу — много выпускников. Я оканчивала 28-ю школу и там же подрабатывала пионервожатой, поэтому очень рассчитывала, что мне представится возможность начать работать именно в ней. И, как только появилась вакансия, мне сразу позвонили. В качестве учителя первый звонок запомнился сильными переживаниями. Было ощущение невидимой преграды между мной и учениками. В этот сложный момент мне очень помогла Наталья Николаевна Ракова. В течение года она была моей неофициальной наставницей, есть большая ее заслуга в моем становлении как педагога. А та иллюзорная преграда пропала сама собой.

 

Еще отчетливо помню, что, когда мама меня одевала на 1 сентября, я пообещала хорошо учиться. Отличницей стать не получилось, но оценки были только 4 и 5. Любимые предметы — русский язык и литература. Все учителя были очень хорошего уровня, но именно Людмила Николаевна Белова была для меня примером для подражания. Уважительное отношение к ученикам, врожденная интеллигентность, отличное знание предмета. Она открыла нам мир русской литературы, научила правильно и красиво говорить.

 

 

— Если школа — второй дом, то учитель — вторая мама. Считаете ли вы это утверждение верным? Если да, то какими качествами должна обладать вторая мама?

 

— Конечно да. На детей нельзя обижаться, их можно только любить. Очень важное качество для любой мамы — это терпение. (И кто сказал, что дети стали жестокими, это родители перестали быть терпимыми… — авт.)

 

 

— Есть люди, которые задаются вопросом: как молодые учителя, вчерашние студенты, еще не имеющие своих детей, могут любить чужих? Каково ваше мнение по этому поводу?

 

— Такой проблемы нет. Люди без призвания в школе надолго не задерживаются.

 

— Как бы вы перефразировали поговорку «Тяжело в ученье, легко…»?

 

— В жизни. Понятия «ученье» и «жизнь» идут рука об руку. Одно без другого невозможно.

 

— Есть ли у вас какие-то секреты профессионального мастерства?

 

— Я все секреты раздаю детям (улыбается). Единственное — если взялся за дело, то надо его сделать как можно лучше. Если я пойму, что устала, не могу работать на максимуме, то больше не пойду на работу. Иначе просто нельзя.

 

 

— Какие из ваших профессиональных достижений кажутся вам важными и значимыми на сегодняшний день?

 

— С точки зрения профессиональных успехов могу отметить победу в федеральном конкурсе на материальное поощрение лучших педагогов в рамках приоритетного национального проекта «Образование». (Неофициально конкурс называется «Золотая тысяча учителей» — авт.)

 

 

— Какие профессиональные цели вы ставите для себя на будущее?

 

— Век информационных технологий, все быстро совершенствуется и изменяется. Я продолжаю развивать созданную систему информационной компетенции младшего школьника. Сейчас внедряются новые системы контроля и оценки знаний. Новый взгляд на ученика, на его личностные характеристики. Теперь ребенок должен не только усвоить преподаваемый материал, но и научиться самостоятельно получать знания. Это требует от учителя серьезной работы над собой.

 

 

А правда, что?..

 

Солнечный летний день не давал повода для грусти, но я погрузился в не самые приятные размышления. Как быстро летит время… Совсем недавно сам со школой прощался. А теперь от детей стали больше требовать, они быстрее стали сталкиваться со взрослыми проблемами, а еще алкоголь, наркотики, разбои и убийства, совершаемые несовершеннолетними… Странно, а откуда я все это знаю, в школе не работаю, своими детьми не обзавелся? Хотя как откуда?! Вчера по центральному ТВ передавали…

 

Мы продолжали увлекательную беседу, неторопливо прогуливаясь по скверу…

 

 

— Насколько разительны изменения, если сопоставить школу сейчас и двадцать лет назад?

 

— Стало намного интересней, но и сложней работать. Усовершенствовалась материально-техническая база школы, у учителей появилось больше возможностей разнообразить учебный процесс, сделать его эффективнее. Поменялись и дети. Но осталась неизменной личность учителя как человека высоконравственного. У доски по-прежнему должен стоять человек высоких моральных устоев, находящийся в постоянном процессе самосовершенствования. И надеюсь, этот аспект никогда не подвергнется изменению.

 

 

— Вы имеете большой опыт преподавания. Считаете ли вы, что раньше дети были добрее?

 

— Нет. Я считаю, что сейчас дети стали, наоборот, терпимее по отношению друг к другу.

 

 

— Как вы считаете, сериал «Школа» Гай Германики — провокация или правда жизни?

 

— Я его не смотрела, но наслышана. В этом сериале собран весь негатив, который может быть в любом детском (и не обязательно школьном) коллективе. Нельзя отрицать, что в жизни этого нет, но масштабы и локализация не отражают действительность.

 

 

— Какое стремление у нынешних школьников сейчас более сильно проявляется: получить образование или получить знания?

 

— Я считаю, дети сейчас понимают, что сулит им диплом без знаний. И стремление именно к знаниям растет. Это отмечают и педагоги в вузах.

 

 

— Реформу образования, которая сейчас проводится, поддерживаете?

 

— Не все аспекты идеально отработаны. Возросла объективность оценки, но эмоциональная готовность детей к сложным испытаниям ЕГЭ оставляет желать лучшего. Ребенок порой не может показать свой реальный уровень знаний из-за стресса.

 

 

— Правда, что сейчас дети «оцифрованы»? Какие сложности с этим связаны?

 

— С такими проблемами в практике я не сталкивалась. Но если детей с раннего возраста посадить за компьютер, не дав им увидеть мир во всем его многообразии, то в скором времени это явление станет распространенным. Дети должны развиваться разносторонне, заинтересовать их в этом должны родители и педагоги.

 

 

Школа будущего

 

— Насколько сложен для вас процесс оценки ученика? Назовите ваши критерии.

 

— В скором времени процесс оценки будет изменен, что даст возможность учителю более объективно оценивать ребят. Подвергаться оценке будет не только продукт его деятельности, но и личностные качества. В совокупности это должно дать хороший результат. А вообще, это очень сложно, но надо помнить одно: оценка всегда ставится в пользу ученика.

 

 

— Продолжите фразу: чтобы хорошо учиться, надо...

 

— Надо чтобы было интересно. Это задача в первую очередь учителя плюс родителей.

 

 

— Что вы любите в своей работе больше всего?

 

— Я люблю приходить в класс перед уроками, когда ребят еще нет: всегда готовишь определенный сюрприз и предвкушаешь их реакцию. Нравится сам обучающий процесс, дискуссия во время решения задач.

 

 

— Как происходит ваше общение с родителями учащихся и насколько оно важно?

 

— Обучение — это трехсторонний процесс: учитель, родитель, ребенок. Обязательно выстраиваешь отношения с каждым из родителей, чтобы любая проблема снималась совместным решением и советом. А все недовольства, если такие существуют, высказывались сразу, и чтобы они никоим образом не могли повредить ребенку. Большую роль в сплочении коллектива, как детей, так и их родителей, играют внеклассные мероприятия: экскурсии, культпоходы в театры, музеи, совместные праздники. Дети очень любят выступать. Радость родителей от выступления детей не меньше, чем у маленьких дарований.

 

 

— Какой вы бы хотели видеть школу завтрашнего дня?

 

— Очень хотелось видеть школу не такой массовой, а больше похожей на дом. Информационные технологии уже внедряются в учебный процесс, но всего должно быть в меру. Было бы замечательно, если бы в процессе обучения детки смогли выбирать то, что им больше нравится.

 

 

— Ученик и учитель будущего — какие они, на ваш взгляд?

 

— Во все времена дети оставались детьми — непосредственными, любознательными, энергичными. Главное, чтобы дети были здоровыми. А учитель будущего — это человек, работающий по призванию, осознающий, что его профессия уникальна и по достоинству оценена.

 

 

Когда вторая мама становится единственной

 

— Как вы думаете, за пределами школы окружающие узнают в вас учителя?

 

— Бывает ощущение, словно у меня на лбу написано, что я учитель. Характер, отношение к людям, речь, интонация — это выдает меня вне стен школы.

 

 

— Учить и поучать — для вас разные вещи?

 

— Конечно. Поучать я могу собственных детей, это более личностный процесс, завязанный на определенных жизненных взглядах, не являющихся истиной для всех. Своих учеников я могу только учить. Это моя основная задача.

 

 

— А удается ли вам находить свободное время для себя? Чем вы чаще занимаетесь в свободное от работы время?

 

— Не всегда удается. Но для занятий спортом и чтением я время нахожу. Последняя книга, прочитанная мной, нашего вологодского писателя Сергея Алексеева. Люблю порадовать близких выпечкой — тортами, пирогами.

 

 

— Есть ли у вас музыкальные предпочтения?

 

— Что касается музыки, то мои предпочтения формируют дети. В течение дня я часто слушаю рэп, и знаете, мне нравится. Я не играю на инструментах, но очень хотела научиться играть на фортепьяно. Моя дочь воплотила эту мечту, поступив в музыкальную школу. Я очень люблю слушать, как она играет. И вообще, у меня удивительные дети. Сын и дочь — это моя надежда и опора. Их любовь, помощь и поддержка дают мне силы для новых свершений. У нас с мужем есть мечта вместе с детьми увидеть семь чудес света, и я думаю, что она обязательно сбудется!

 

 

— Что для вас означает уют?

 

— Уют — это когда мы все вместе, и неважно где.

 

 

— А как насчет животных?

 

— Наш любимец — кот Максимилиан, не породистый, но очень красивый. Меня пришлось долго уговаривать, чтобы он появился у нас дома. А сейчас я души в нем не чаю.

 

 

— Есть ли у вас семейные традиции?

 

— Несмотря на то, что дети взрослеют, мы всегда вместе отмечаем праздники

 

Солнце сквозь листву рисует причудливые узоры на асфальте. Напоследок заигрывая с нами, оно дает понять, что скоро лето закончится, а вместе с ним закончатся и самые долгие школьные каникулы. А мы прощаемся с Юлией Витальевной, чтобы в следующий раз уже увидеться 1 сентября…

 

 

* * *

 

1 сентября, 8.30 утра.

 

…Загорелые, отдохнувшие, счастливые ребята 3 «Б» с нетерпением занимают свои места в классе: впереди у них новый учебный год. Яркие впечатления, увлекательные задания и ошеломляющие открытия под чутким присмотром…

 

 

Предстоит сегодня нам в плаванье пуститься.
Кто отважный капитан? Штормов не боится ?
Ну конечно же, она – учительница наша.
У нее горят глаза при виде первоклашек.

 

Поведет она отважно по морям открытий.
А команда слаженна, что нам не учиться!
Будет очень интересно с Юлией Витальевной,
Мы отплываем вместе в страну чудес и знаний!

 

(Отрывок из стихотворения
«Учительница первая моя», семья Лисовых.)

 

…Внимание ребят сразу привлекает закрытая доска, створкам которой мешают открыться семь печатей. Что же там?

 

Школьники увлекаются занимательной игрой, отгадывая ребусы и выполняя задания. И вот последняя печать открыта! Класс в нетерпении загудел… Жжж…

 

Кто трудолюбивей всех на свете? У кого самый лучший коллектив? Кому вместе все преграды по плечу?

 

Створки распахнулись… И ребята увидели нарисованный мелом чудесный дом трудолюбивых, сплоченных и отважных пчел.

 

«Молодцы, ребята!» — ласково сказала Юлия Витальевна, учительница 3 «Б» 26-й школы.

 


 

Кирилл Кузьмицкий

 

P. S. Мы очень часто ждем оценки от окружающих, с трепетом относимся к тому, что о нас подумают, стараемся быть теми, кем на самом деле не являемся. А в итоге получается, что, проживая жизнь под ярлыками «отличника», «работяги» или «успешного бизнесмена», мы несчастны. Уверен, что оценки, которые получают дети у Юлии Витальевны, не загоняют ребят в арифметические рамки чужих амбиций, а лишь дают контуры важных жизненных направлений.

 

 

— Юлия Витальевна, выскажите, пожалуйста, ваши пожелания для наших читателей.

 

— Желаю, чтобы огонек познания, который зажегся в первом классе, горел всю жизнь!

Журнал "Про недвижимость35" №34 сентябрь-октябрь 2012г.
Нам важно ваше мнение
Что для Вас является наиболее важным при выборе агентства недвижимости?

Прокомментируйте, пожалуйста, Ваш выбор