Рубрики
Архив журнала
Интерьер

Особый мир!

 

Сегодня мы продолжим наш разговор о дизайне. Известный в Череповце специалист-дизайнер Оксана Галикова даст советы, как оформить в вашей квартире или доме самую главную комнату — детскую.

Немного истории

Раньше комнату для ребенка могли себе позволить только представители высших слоев общества. Как на Западе, так и в Российской империи бедные люди жили большими семьями в одном помещении. Это могла быть изба без внутренних перегородок, как у наших крестьян, или «малобюджетные» этажи (подвал, чердак) городских домов, как у европейских ремесленников. Ни о каком интерьере детской никто тогда не подозревал. В Средние века, к примеру, ребенка называли «маленьким взрослым» и заставляли вести себя подобающим образом. Мальчики с самого раннего возраста готовились стать рыцарями. Так что о собственной комнате, в которой малыш проводил бы большую часть времени, и речи быть не могло. С девочками все было наоборот: они сидели в своих горницах и ждали «принца на белом коне». Однако эти комнаты были скорее дамскими спальнями, нежели полноценными детскими.

В XVIII — XIX веках комната российского ребенка мало чем отличалась от комнаты европейского малыша: провозглашенная Петром I ориентация на Запад проявлялась во всем. С детьми начали заниматься гувернантки и гувернеры, уроки вели приглашенные учителя, но на интерьер детской это никак не повлияло — занятия обычно проходили в кабинете. А детская устраивалась по образу и подобию комнат для взрослых. И лишь много позднее, в XX веке, после Второй мировой войны в домах начали появляться детские комнаты, похожие на современные. Правда, позволить себе их могли далеко не все.

С чего начать

Обычно при создании интерьера детской комнаты дизайнеру приходится выдержать не одно сражение со счастливыми чадообладателями. Родители стараются отселить ребенка в самую маленькую комнату. Откуда это? Я бы сказала, из прошлой советской жизни. Но если к вопросу подойти серьезно, он предстанет совсем в другом свете. Самое главное — комната ребенка должна включать в себя несколько пространств: спальную, игровую, гостевую зоны и даже кабинет у школьников! И как же это все впихнуть в «апартаменты» этак метров в восемь? Поэтому, если есть возможность и хватит решимости, лучше выделить ребенку самую большую, самую светлую, самую удобную комнату.

Попробуем избежать ошибок…

Ошибка первая, самая главная: купить маленькому, часто еще грудному, ребенку мебель на о-о-о-очень долгое время. Это, как правило, какой-нибудь монстр отечественных производителей, включающий в себя письменный стол, закрытые шкафы, встроенную между стеллажами кровать, над ней полки, и все это высотой больше двух метров. И зачем маленькому ребенку все это! Когда-то на лекциях о проектировании детских комнат я просила своих студентов вставать на коленки: это хоть немножко позволяет взглянуть на все глазами малыша. Согласитесь, упражнение простое, но помогает понять, что мебель для ребенка должна быть соразмерна его росту, а не росту взрослого человека.

Ошибка вторая, и не менее серьезная! Иногда мы стараемся все время опережать взросление ребенка. Родители очень внимательно подбирают игрушки ребенку, строго следят, чтобы они были безопасны и соответствовали возрасту. То же самое и с интерьером. Нет, конечно, четкого разграничения: это интерьер для ребенка от года до трех, это от трех до пяти и т. д. Обязательно надо учитывать и индивидуальные особенности каждого ребенка. Но какие-то общие закономерности вывести можно. Например, дети до трех лет очень подвижны, постоянно все пробуют на зубок, не очень хорошо скоординированы, любят перетаскивать свое имущество за членами семьи по квартире, копируют некоторые действия взрослых. Каждый день дает ребенку что-то новое, толчок в его развитии. В этот период лучше всего подойдет почти полное отсутствие мебели. Кровать все-таки приобрести придется! Ее, кстати, можно купить сразу и на вырост, только она должна быть безопасная, не очень высокая, с бортиком, он может быть съемным. Такие кровати называются «подростковыми» и имеют длину до 165 сантиметров. Часто маленьким детям нравится спать в более ограниченном пространстве, эту проблему можно решить небольшим балдахином. А остальная, так скажем, стационарная мебель ребенку не нужна. В этом возрасте лучше всего подойдут легкие пластиковые стулья и столы, которые можно переносить с места на место, мягкие корзины для игрушек. Ковры лучше всего резиновые, они легки в уборке и являются хорошими амортизаторами при падении. Сейчас есть очень интересные варианты — ковры в виде пазлов; их легко мыть, хранить, причем дети сами любят их складывать и разбирать, а это очень полезно для маленьких пальчиков. Хорошо, если на полу есть подушки, на которых можно сидеть, потому что почти все время дети проводят именно там.

От трех до шести

Следующий возраст — примерно с трех до шести-семи лет. В это время дети, как правило, очень подвижные, довольно ловкие, многому научились, могут некоторое время сосредоточиться на каком-нибудь спокойном занятии, но играют, как и прежде, в основном на полу. Я бы добавила в комнату невысокий шкаф для одежды, чтобы ребенок сам мог убирать и доставать свои вещи. Поставила бы мольберт, небольшой стеллаж для книг и карандашей. Еще бы добавила в комнату домик, желательно из ткани: его можно убирать время от времени, и у ребенка каждый раз новое счастье. Обязательны тематические игрушки: кроватки, аптечки, кухоньки, игрушечные инструменты — ведь чадо пытается стать взрослым и найти свое место в мире! Разные легкие пластиковые и тканевые тренажеры: качалки, трубы-лабиринты, шары для прыгания — в перерывах между осознанием себя чадо очень подвижно!

Школьник

Следующий период — школьный. Он достаточно затяжной, поэтому лучше приобретать мебель-трансформер, она растет вместе с ребенком. Или модульную, по мере роста ребенка модули можно наращивать вверх. Здесь, конечно, должны появиться письменный стол, шкафы или полки для учебников и книг; если есть возможность, поставьте диван. Ребенок и его гости уже не все время проводят на полу!

Это общие рекомендации; все дети уникальны. Понаблюдайте за своим ребенком, его поведение даст вам толчок. Например, некоторые дети обожают все прятать — фантики под кровать, носки за диван. Можно попробовать в гардеробе ребенка сделать комод с кучей ящичков или поставить много разных коробок. Это поможет ребенку хранить вещи в полном порядке, но так, как ему нравится. Или ваш ребенок обожает залезать на заборы, на турники, на деревья — приобретите ему кровать-конструктор, где на втором ярусе своеобразный домик, — он будет в восторге.

Какой цвет лучше?

Что касается цветового решения детской комнаты — мне кажется, комната ребенка должна быть яркой. Это совсем не значит, что стены должны быть окрашены в кислотно-салатовый цвет, но яркие вкрапления оживляют интерьер, стимулируют фантазию, развивают творческий потенциал. Так, например, ученые считают, что использование в детской предметов красного цвета стимулирует мозговую деятельность и детка умнеет! Но как бы вы ни окрашивали стены детской комнаты, какие бы предметы туда ни заносили, помните, что ребенок постоянно растет и постоянно меняется. С ним должен меняться и интерьер! Если в два года он может быть счастлив оттого, что вы украсите его комнату божьими коровками, то в десять он устроит этим коровкам революцию. Обои с зайчиками и птичками — это взгляд взрослого человека на детский мир, ребенок вряд ли найдет это умилительным, ему же хочется быстрее вырасти. Применяйте постеры, липкие картинки, рисунки ребенка, цветной текстиль: все это можно легко поменять. Давайте ребенку время от времени раскрашивать свою комнату или хотя бы одну стену; когда надоест, можно «закатать» стену валиком и начать все сначала. И самое главное — слушайте своих детей, очень часто они нам говорят, чего бы им хотелось.

Это важно!

Если говорить о материалах, то, конечно, самое первое требование и самое главное — это экологичность. Еще один тренд последних десятилетий — безопасность ребенка в детской. Так, у мебели отсутствуют острые углы (чтобы малыш не поранился). Отделочные материалы выбирают только натуральные и экологически чистые. Еще важно, чтобы они не вызывали у ребенка аллергию. Словом, сегодня родители действительно пытаются дать детям только лучшее. В качестве напольного покрытия я бы посоветовала пробку, она очень теплая, мягкая и уютная. А для стен — краску, с ней интерьер легко поменять и всегда можно что-то исправить. Удачи вам!

Записала Светлана Марущенко

Журнал "Про недвижимость35" №31 март 2012г.
Нам важно ваше мнение
Что для Вас является наиболее важным при выборе агентства недвижимости?

Прокомментируйте, пожалуйста, Ваш выбор