Рубрики
Архив журнала
Социум

Телефон доверия: помощь так же близка, как телефон

 

Девиз «Международной лиги жизни»

Современный человек подвержен огромному количеству стрессов. Казалось бы, парадокс: вокруг всегда много людей – а страдающих одиночеством с каждым годом становится все больше. Психологи утверждают: межличностное общение сегодня настолько поверхностно и неграмотно, что многим людям сложно найти друзей, а в трудные минуты жизни просто не с кем поговорить.

«Умоляю о встрече, у меня безвыходная ситуация» – услышал он в трубке и ответил: «Приходите завтра с утра». Наутро он узнал, что звонивший повесился.

Вот так и появился телефон доверия. Звонивший был прихожанином, а трубку снял протестантский священник Гарри Уоррен. Было это в Нью-Йорке весной 1906 года. Потрясенный случившимся, святой отец тогда дал объявление в газете: «Перед тем, как уйти из жизни, звоните мне в любое время суток».

В Европе первые телефоны доверия начали работать после Второй мировой войны в 1948 году. Психиатры Х. Хофф и Е. Рингель организовали центр «Врачебная помощь людям, уставшим от жизни». А действовавшая в Соединенных Штатах телефонная служба при церкви впоследствии получила название «Самаритяне». Потом эта служба превратилась в организацию «Befrienders International» («Международная дружеская помощь»). В Азии и Австралии сложились «Life Line International» («Международные линии жизни»). Теперь в мире работает около 300 подобных центров.

В нашей стране одним из первых заработал телефон доверия в Ленинграде в 1981 году. Инициатором выступил Э.Г. Амбрумов. Телефонный прием был организован на базе городского наркологического диспансера.

В настоящее время в России функционирует свыше 200 телефонов доверия. Более 2500 консультантов в разных регионах России 24 часа в сутки оказывают поддержку своим соотечественникам. По обобщенным статистическим данным, около 1 500 000 человек ежегодно обращаются за помощью на ТД.

В Череповце ТД был открыт в 2003 году. У нас до недавних пор было три телефона доверия. Один профессиональный и два волонтерских: известные всем «Самаритяне» и телефон при центре помощи семье и детям. Сейчас осталось только два телефона. Один из них – волонтерский, при центре помощи семье и детям: 23-85-61. Сейчас этот номер принимает звонки только в рабочее время. Пока не хватает волонтеров. Также продолжает функционировать профессиональный телефон доверия. Этот номер – круглосуточный, правда, специализируется в основном на детско-юношеских проблемах.

57-10-07 Телефон горячей линии «Детство».

Андрей Владимирович Соловьев, заместитель директора МСПДМ «Восхождение», руководитель проекта «Телефон горячей линии «Детство»:

— Давайте спросим сами себя: кто в этом должен быть заинтересован? Вот, например, «Самаритяне» существовали на базе комитета социальной защиты населения города. Им там был выделен кабинет, телефонная линия... Сейчас, по всей видимости, у соцзащиты нет возможности содержать телефон доверия. Стоимость такой работы разная. Непрофессиональная телефонная помощь, в общем-то, не так уж и дорога. А вот профессиональный телефон доверия – это очень дорого. Сюда входят аренда помещения, оплата телефонной линии, зарплата и постоянное обучение сотрудников, ведь работа эта – очень трудная. Требует максимальной концентрации сил и внимания. В среднем речь идет примерно о 3 – 5 миллионах рублей в год. Конечно, бюджет не может тратить такие деньги. Они нужны на зарплату бюджетников, например. Нужно изыскивать другие возможности. И тут снова возвращаемся к вопросу: кто должен быть заинтересован в существовании телефона доверия? При том что он, безусловно, должен быть бесплатным для тех, кому требуется срочная помощь.

Кстати, есть в Череповце и профильная кафедра. В Череповецком государственном университете. Это значит, что каждый год наш город пополняется как минимум десятком, а то и не одним, дипломированных психологов. То есть, по сути, работать было бы кому.

Владимир Вячеславович Хромов, зав. кафедрой психологии ЧГУ:

— Наши студенты периодически проходят практику на «Телефоне доверия». Как-то мы даже задумались о создании подобной линии на базе вуза. Оказалось, задача эта в рамках учебного заведения невыполнимая. Во-первых, телефон доверия должен быть круглосуточным. Ведь чаще всего помощь требуется где-то около полуночи. Во-вторых, практика у студентов временная. Желающие работать в службе «Телефон доверия» после окончания вуза, думаю, были бы. Весь вопрос в зарплате. То есть проблема, конечно, в финансировании.

Принципы работы телефонов доверия, или то, что мы должны о них знать:
• Помощь экстренная – это значит телефон круглосуточный.
• К тому же помощь эта – бесплатная.
• Разговор – анонимный. Сотрудники службы ТД обязаны не разглашать полученные во время работы сведения, которые могут нанести ущерб чести, репутации, правам и интересам звонящего. Кроме того, клиент и консультант не видят друг друга
в лицо, а значит, не узнают на улице.
• Телефонный разговор обладает «эффектом доверительности». Консультант и клиент находятся далеко друг от друга, но при этом могут обсуждать то, о чем звонящий ни с кем и никогда не говорил.
• К тому же телефонная беседа – это коммуникация ограниченная. Вы можете в любое время повесить трубку.
• Телефонный разговор мобилизует. В такой «проводной» консультации, утверждают специалисты, звонящий лучше структурирует свои мысли. Излагает их более последовательно, логично. Это уже само по себе – первый шаг в решении любой проблемы.

Между тем телефонная консультация, как и очная, нацелена главным образом на то, чтобы клиент САМ принял важное в его жизни решение. Нередко специалисты телефона доверия пользуются так называемой «терапией выслушивания». Ведь, как мы уже говорили, в современных обстоятельствах многим людям попросту не с кем поговорить. Техника эта очень быстрая, укладывается буквально в пять ступеней:

«Здравствуйте!»

«В чем проблема?»

«Чего вы хотите добиться?»

«Что еще мы можем сделать по этому поводу?»

«Вы будете делать это?!»

Основные причины обращений на ТД в стране: конфликты в семье, проблемы «отцов и детей», любовные проблемы, одиночество, непринятие себя, безработица.

А вот статистика «Телефона горячей линии «Детство» с 1 июня по 30 сентября 2011 года.

Зафиксировано 21 560 обращений. Женщины звонят чаще, чем мужчины (соответственно 72 % и 28 %). Несмотря на специализацию телефонной линии, большинство звонящих (59 %) – люди старше 26 лет. Звонит и молодежь от 19 до 25 лет (19 %). Но довольно часто за помощью обращаются несовершеннолетние (22 %).

Психологическая помощь требуется не всем обращающимся. Примерно 46 % звонков – это запросы информационные: куда обратиться, какие субсидии положены и т. д. Но все же львиная доля – 54 % звонков – запросы именно на психологическое консультирование.

В трубке – голос 13-летнего мальчика: «Тетя, а что такое секс?» Обращаются в службу «Телефон доверия» с самыми разными вопросами. Консультант помогает разобраться в информации и самом себе.

 

Кстати, показывать лица сотрудников телефона доверия запрещено. По вполне понятным причинам. То же – и с клиентами череповецких телефонов доверия. Единственное исключение, на которое я здесь могу пойти, – рассказать о самой себе. Сознаюсь, однажды звонила по такому номеру. Правда, сделала я это из чистого профессионального любопытства. Образование у меня психологическое. А когда звонила, была на четвертом курсе. Решила узнать, как на самом деле работают телефонные консультанты. Задачу задала сложную – внутрисемейные отношения. В начале разговора мне казалось, что я обманываю своего собеседника. На деле получилось – обманула саму себя. Проблема, которую я заявила, оказалась вполне реальной. На осознание этого факта потребовалось совсем немного времени. И я довольно скоро положила трубку. И задумалась.

 

Марина Меренкова
Журнал "Про недвижимость35" №29 ноябрь 2011г.

Нам важно ваше мнение
Что для Вас является наиболее важным при выборе агентства недвижимости?

Прокомментируйте, пожалуйста, Ваш выбор