Рубрики
Архив журнала
Интерьер

Разговоры об интерьере. Часть первая. Уютная

 

Дизайнерами рождаются

Интерьерами я занимаюсь лет 11 – 12. Недавно показывали фрагмент речи основателя компании Apple Стива Джобса перед выпускниками Стэнфорда, там он сказал: «Все уже решено, кто кем будет. В нас это заложено, интуитивно, даже если мы выбираем свой путь сначала неправильно». У меня так и было. В детстве я играла: расписывала обои, разрисовывала паркет, делала крохотную мебель, – но никто этому не придавал значения. О профессии архитектора или художника я не слышала: круг был не тот, сплошные экономисты и финансисты рядом. Естественно, что я получила первое образование экономическое и даже успела поработать в аудиторской фирме, и мне это даже нравилось.

А потом в 1998 году начался большой ремонт моей первой свежепостроеной квартиры, начали покупаться журналы, которые тогда стали появляться в продаже. Первый дизайнер, про которого прочитала, был Артур Вануни, член Московского архитектурного общества. Помню, какая-то каменная колонна привлекла мое внимание, слово «дизайнер» запомнилось, создание чего-то показалось упоительным – и так я поменяла профессию. Сначала клиентами были знакомые и родственники, которые побывали у нас дома, потом стало работать сарафанное радио. Года через полтора услышала рекламу о наборе в институт на факультет дизайна, там я и обучалась теории. И даже после обучения несколько лет преподавала в этом же институте. Сейчас меня больше интересует декоративное творчество: витражи и мозаика. Интерьерами я занимаюсь уже совсем мало, зато могу часами не отрываясь разрабатывать какое-нибудь панно.

Давным-давно…

А знаете ли вы, что… Русские избы вообще не предполагали разделения на зоны, долго не было в них даже обычных перегородок. Для приготовления еды использовался небольшой столик, за которым и собиралась вся семья во время ужина. Но с развитием общества и появлением более состоятельных семей в некоторых домах начали создаваться специальные помещения для приготовления еды. Они-то и стали самым близким прототипом современной кухни.

Об эволюции кухни многое может рассказать интерьер. Так, на кухне XIX и начала XX веков вся кухонная утварь вешалась на стены. Речь и о посуде тоже. У каждой чашки, ложки, поварешки была так называемая ушанка, специальный крючок, за который их цепляли на гвоздь. Столовые приборы хранились в ящике обеденного стола. И только с появлением кухонных гарнитуров утварь начали складывать в ящики и шкафы. Позднее стены помещения начали заполнять всевозможные декоративные предметы. Это и картины, и целые композиции из сушеных цветов, и специальные настенные куклы, которые выполняли также функцию оберега. Отсюда и сложился образ кухни стиля кантри – помещение, стены которого увешаны мелкими декоративными элементами.

Самый мощный толчок в истории развития кухни в нашей стране был дан во времена Советского Союза. Именно тогда началось массовое использование электроприборов и корпусной мебели. Так, неотъемлемым элементом советской кухни стала газовая или электрическая плита. Модульная мебель представляла собой набор из закрытых навесных шкафов и тумбочек. Обязательным было присутствие раковины, изначально она устанавливалась в углу помещения и ничем не декорировалась. Со временем раковину стали монтировать в напольные шкафы, таким образом экономилось пространство и кухня приобретала более эстетичный вид.

Начало

Итак, кухонный интерьер. С чего начать? Найдите дизайнера. Это очень важно – посмотреть на свое пространство со стороны, ведь самостоятельно человек часто делает так же, как у него когда-то было, по привычке. Поэтому лучше обратиться к дизайнеру, рассказать ему о себе, и он сам уже предложит несколько вариантов новых интерьеров. Если такой возможности нет, то нужно сначала измерить помещение, затем вычертить его в масштабе, можно воспользоваться миллиметровой бумагой. Затем нужно ответить себе на несколько вопросов: как будет использоваться помещение? Только для приготовления пищи, для приготовления и постоянного приема пищи, для приема гостей, для ночлега заезжих родственников и т. д.

Конечно, самое главное – разместить на кухне «джентльменский набор»: плиту, раковину, холодильник и очень желательно «подругу леди» – посудомоечную машину. Желательно все это записать и над каждой своей «мечтой» поставить ее размер. А после этого заняться размещением всего того, что в списке не обязательном. Не забывайте, размещать предметы можно углом, буквой «П», буквой «Т», можно на параллельных стенах. Мебель может быть трансформируемой. Например, вполне можно разместить какой-нибудь столик, который будет закатываться под столешницу и выдвигаться по необходимости. Выполнять роль столика для кофе или временного рабочего места.

Правильное зонирование – самое главное, оно сокращает время на домашние хлопоты, количество шагов. Считается, что домохозяйка только на кухне натаптывает за день четыре километра. На самом деле для хорошей кухни нужно не так и много места. Например, известный дизайнер Грете Шутте-Лихотски (первая женщина-архитектор в Австрии) еще в начале XX века разработала проект кухни, получившей название «франкфуртская кухня». Ее площадь была всего 1,87 м на 3,44 м. Вся мебель для кухни располагалась с расчетом на рационализацию технологии рабочего процесса: мойка находилась рядом со шкафчиком для посуды, полочка для специй размещалась над плитой. В специально встроенный в стол желоб со съемной коробочкой можно было сразу смахнуть отходы и мусор. Лампа перемещалась по потолку. В одну из стен была вмонтирована откидная гладильная доска. В шкафу для кастрюль имелась деревянная решетка с поддоном, куда стекала вода с посуды.

Кухня была оборудована 18 практичными «шюттенками» – это нечто среднее между выдвижным ящичком, контейнером для хранения припасов и мерным стаканчиком. Задняя стеночка «шюттенки» была в форме носика, и при необходимости хранящийся там сахар или крупу хозяйка могла сразу отсыпать в кастрюлю.

Когда на кухне светло

Когда кухня спланирована, нужно продумать ее освещение и то, где будут располагаться розетки. Розеток на кухне должно быть много, дополнительное освещение лучше всего располагать под верхними шкафами, так оно точно будет освещать рабочую поверхность, а не светить на макушку или затылок. Выключатель для дополнительного освещения лучше всего расположить на кухонном фартуке, прямо перед рабочей зоной. Если на кухне есть обеденный стол, нужно запроектировать над ним потолочный светильник, который располагается над столом достаточно низко, чуть выше головы самого высокого члена семьи. Хорошее зонирование и правильное освещение, одним словом эргономика, – залог удобства кухни.

Любой проект можно выполнить из разных материалов и в разной цветовой гамме. Оптимальных цветов, мне кажется, нет. Например, «франкфуртская кухня» была желто-голубой, в то время считалось, что этот цвет отпугивает мух. Сейчас в моде экологичность, отсюда тяга к натуральным цветам и материалам. Недавно была мода на белые кухни, до этого – на оранжевые и красные. Но все настолько условно, что у каждого человека есть возможность для самовыражения. Нужно, конечно, учитывать, что натуральные материалы не так токсичны, но иногда более подвержены разрушительным воздействиям высоких температур и влажности. Натуральные цвета не так быстро надоедают. На маленьких кухнях желательно не отделывать все стены покрытием с каким-нибудь повторяющимся рисунком, это очень сузит пространство. А вот если одну стену оклеить, например, обоями с крупным принтом, это может очень расширить помещение зрительно.

Вариантов много

На кухне не обязательно использовать плитку. Если мы говорим о кухонном фартуке, то единственное требование – чтобы он хорошо мылся и мог обрабатываться бытовой химией. А значит, это может быть практически любой материал: стекло, мозаика, покрытая воском пробка, обработанное дерево, покрытые лаком обои, краска, моющаяся штукатурка и т. д. Это самое замечательное место на кухне, чтобы реализовать свою фантазию. Так, можно использовать декупаж (это техника декора, напоминающая аппликацию). Например, представьте себе кухню в стиле Прованс: выкрашенный краской фартук, в качестве бумаги для декупажа напечатанные под старину рецепты. Потом все обрабатываем лаком, местами лаком с эффектом растрескивания и патины. И шедевр от бабушки готов.

Что делать с полом?

Если мы говорим о поле, то самым традиционным материалом, конечно, является плитка. Но тут есть свои подводные камни. Бывает, падают тяжелые предметы и оставляют на плитке сколы. Можно использовать наливные полы, но у них тот же недостаток. Можно использовать пробку, причем есть пробка, покрытая винилом, она выдерживает даже длительное затопление водой. Можно использовать линолеум, ламинат, дощатый пол, но все-таки чаще используют плитку. У людей записано где-то на подкорке: плитка и электрический теплый пол под ней.

Уют подарят шторы

Нужны ли на кухне шторы? Каждый решает самостоятельно. Часто бывает, что на кухне мало места и подоконник используется как рабочая зона. В этих случаях, если даже и есть необходимость закрывать окно, то лучше использовать рулонные шторы, жалюзи или гофрированные шторы. Если место позволяет, то шторы сделают кухню только более уютной.

А как же мода?

Тенденции, или кухонная мода, конечно же, существуют. Как правило, они идут из Европы. Сейчас это технологичность и экологичность, т. е. техника все умнее и совершеннее, материалы все природнее. В дизайне тоже есть свои тенденции, например, некоторые исследователи говорят, что итальянские кухни привели к упадку итальянской культуры приготовления пищи, потому что современные полированные, аскетичные кухни побуждают не к приготовлению пищи, а только к созерцанию.

 

Рассказ дизайнера Оксаны Галиковой записала Светлана Марущенко

Журнал "Про недвижимость35" №29 ноябрь 2011г.
Нам важно ваше мнение
Что для Вас является наиболее важным при выборе агентства недвижимости?

Прокомментируйте, пожалуйста, Ваш выбор