Рубрики
Архив журнала
Криминал

Советы покупателям

Сегодня в Череповце действует около сотни агентств недвижимости. Поскольку законы не в состоянии защитить людей от квартирных мошенников, надеяться стоит только на собственную бдительность. Прежде чем купить квартиру, наведите справки об агентстве, в которое вы хотите обратиться. Его репутация должна быть безупречной. Чтобы получить такую консультацию, лучше всего позвонить в городскую ассоциацию риэлтеров. Его члены бдительно отслеживают все жалобы граждан по вопросам сделок с недвижимостью. Черный список неблагонадежных агентств имеется у руководства ассоциации.

Вот самые распространенные из опасностей, которые поджидают потенциального покупателя квартиры, в результате чего сделка может быть признана недействительной:

— в ходе приватизации жилища не были учтены интересы несовершеннолетних членов семьи;

— при продаже жилья использовались липовые документы. Например, подделанные паспорта и свидетель­ства о праве собственности на жилье. Ненастоящим может оказаться не только паспорт, но и сам продавец;

— сделка совершена по доверенности, которую собственник уже отозвал или по доверенности уже умершего человека;

— квартира, покупаемая вами, получена в наследство, а при наследовании не были учтены интересы всех, кто имеет право на часть имущества. Унаследованное жилье — самый рискованный объект купли-продажи.

И самый главный совет. Прежде чем покупать квартиру, наймите для совершения сделки грамотного юриста. При теперешнем состоянии законодательства во всех хитросплетениях способен разобраться лишь профессионал. Только он может грамотно проверить квартиру на «юридическую чистоту».

 

Битва за В битве за «хрущебу» побеждает мошенник

 

Все началось с радостного события — покупки новой квартиры. Хотя не такая уж она была новая — двухкомнатная угловая «хрущевка» на первом этаже панельного дома в районе улицы Парковой. Тем не менее выбор казался удачным. Хозяйка радовалась: и этаж невысокий — с больными ногами долго подниматься не надо, и поликлиника через дорогу — на процедуры ходить недалеко. С покупкой именно этой квартиры большая часть бытовых проблем Нины Ивановны Серебровой решалась сама собой. Раньше они с мужем обитали в коммуналке. С тех пор как Нина Ивановна получила инвалидность, жить в квартире с общей кухней и санузлом стало тяжело. Раньше у Cеребровых была большая собственная квартира, которую они поделили между тремя взрослыми детьми, а сами скромно поселились в коммунальной квартире.

Чтобы купить новое жилье, Серебровы продали машину и гараж и еще заняли 20 тысяч. Сделку регистрировали через агентство «Новый мир». Все прошло вроде бы гладко, супруги получили документы. Квартира имела крайне запущенный вид. Соседи рассказали Серебровым, что раньше в ней жил пьющий мужчина, который недавно умер. Справили новоселье, сделали ремонт.

Но вскоре начались странные вещи. Однажды, вернувшись домой из поликлиники, Нина Ивановна нашла в дверях записку. «Вы тут очень не обустраивайтесь!» — таков был смысл текста. На что намекал автор, Серебровы сразу понять не смогли. Вскоре раздался телефонный звонок. Незнакомый человек сообщил, что у квартиры есть наследники. Выяснилось, что прежний хозяин умер. Апартаменты странным образом были проданы уже после его смерти. Когда Серебровы узнали дату смерти этого человека, то очень удивились. Оказалось, что мужчина скончался на месяц раньше, чем квартира поменяла владельца. Более того, Нина Ивановна прекрасно помнила человека, который присутствовал при оформлении купли-продажи и называл себя хозяином.

Серебровы обратились с претензиями к агентству недвижимости и потребовали аннулировать контракт, но им предложили единственный вариант решения конфликта — снова выставить квартиру на продажу, а это был верный способ лишиться и жилья, и потраченных денег в ситуации, когда наследники успели заявить о своих правах.

Наследниками оказались двое приятных молодых людей. Как выяснилось, оба студенты. Они тоже хотели знать, кто без их ведома продал квартиру умершего отца.

Стороны решили разобраться в суде. Серебровы хотели подать иск в отношении агентства недвижимости «Новый мир». Но в ОБЭПе им объяснили, что в действиях посредника не было состава преступления. Доказать злой умысел риэлтера невозможно. Руководитель агентства пояснила, что виноват человек, который представился владельцем квартиры. Это он ввел всех в заблуждение, продал чужую квартиру и исчез. Серебровы решили бороться до конца. Снова влезли в долги и наняли адвоката. В адвокатской конторе им объяснили, что по закону агентство недвижимости никакой ответственности за чистоту сделки не несет, что при существующем порядке купли-продажи квартир существует много подводных камней, поэтому прежде чем подписывать договор и отдавать последние деньги неизвестно кому, следовало проконсультироваться с юристом.

Приближался день начала процесса. На первом заседании Серебровы присутствовать не смогли. Нина Ивановна от расстройства слегла — не выдержало сердце. На суд пришли дочь и невестка. Интересы пенсионеров отстаивала адвокат.

Братья-наследники тоже явились с адвокатом и родственниками.

Каждый из защитников собирался отстаивать интересы своих подопечных до последнего. В одном адвокаты были единодушны. Обе противоборствующих стороны — потерпевшие. И те и другие могут лишиться того, что принадлежит им по закону. В этом споре нельзя отыскать справедливости. Каким бы взвешенным не оказалось решение судьи, оно обязательно затронет чьи-то интересы.

Суд признал сделку недействительной и повелел восстановить в правах прежнего владельца, т.е того умершего.

Вердикт не устроил Серебровых, и они его обжаловали. Кассационная инстанция отменила прежнее решение и отправила дело на пересмотр.

В последнее время подобные неразрешимые споры не редкость. Чтобы хоть как-то расставить точки в делах, подобных этому, и защитить граждан на федеральном уровне, полгода назад принят Закон «О добросовестных покупателях». Его смысл в том, что государство в подобных спорах встает на сторону обманутого покупателя квартиры, который приобрел ее, не нарушая закон.

В жизни Серебровых началась длительная осада, настоящая битва за квартиру, которая продолжалась два года.

— Мы прошли шесть судов, — рассказывает Нина Ивановна, — два раза ездили в Вологду. Верховный суд постановил, что квартиру нужно вернуть законным наследникам, и несмотря на то, что мы били добросовестными покупателями, сделка была проведена с нарушениями. Мы согласны с их законным правом. Но как же быть нам — отправляться на помойку? Понятно, что надо найти виновных и привлечь к ответственности. Но как это сделать? Передо мной и мужем встали две проблемы: где жить и как вернуть отобранные мошенниками деньги. Я обратилась в мэрию. Сначала получила два ответа за подписью юриста. Потом обратилась лично к Олегу Александровичу Кувшинникову. И он помог. Сыграло роль то, что я 30 лет отработала бригадиром в УЖДТ ОАО «Северсталь». Нам выделили двухкомнатную квартиру в доме ветеранов на ул. Городецкой, 14. Мы очень довольны, но ведь это социальное жилье. Денежки-то наши уплыли! Очень обидно, что хозяйка агентства недвижимости, обманувшего нас, не понесла никакого наказания. После случившегося я отправилась к ней. «Нина Ивановна, мы же с вами все решили!» — сказала она при встрече как ни в чем не бывало. От такой наглости я не выдержала, схватила палку, с которой хожу по улицам, и пару раз хорошенько огрела нахалку. Пока это все, что я смогла сделать в свою защиту.

Сейчас в производстве городского УВД находится уголовное дело о целой серии квартирных мошенничеств. Серебровы одни из потерпевших. По версии следствия двое братьев-мошенников таким же образом обманули не один десяток череповчан. История этого квартирного мошенничества продолжается уже третий год. И она еще не закончена.

 

Анна Шашкина

 

Журнал "Про недвижимость35" №5 Март 2008г.

Нам важно ваше мнение
Что для Вас является наиболее важным при выборе агентства недвижимости?

Прокомментируйте, пожалуйста, Ваш выбор